Игры
30 декабря 2011, 23:01

Обзор игры Resistance 3

С самого начала 90-х годов прошлого века боевики с видом «от первого лица» занимают почетное место в сердцах как игроков, так и разработчиков видеоигр. Иногда, если разработчики пышут энтузиазмом и не слушают лишний раз маркетологов, порода FPS обогащается шедеврами наподобие Half-Life, но чаще на выходе получается «игра на один раз». Давайте взглянем, что же собой представляет третья часть эксклюзивного проекта Sony под амбициозным названием Resistance.

Вот они — новые хозяева Земли по версии Resistance 3

А вот робкая надежда человечества на светлое будущее

Название игры:  Resistance 3
Жанр:  First Person Shooter
Разработчик:  Insomniac Games
Издатель:  Sony Computer Entertainment
Похожие игры:  серия Resistance, серия Killzone, легкая схожесть с серией Half-Life
Платформы:  PS3
Дата выхода:  6 сентября 2011 года
Официальный сайт:  http://www.insomniacgames.com/games/resistance-series/resistance-3/

«…Около 8 часов утра в нескольких саженях
от полотна железной дороги, близ разъезда
Филимоново, не доезжая 11 верст до Канска,
по рассказам, упал огромный метеорит…»
Газета «Сибирская Жизнь» от 30 июня (12 июля) 1908 года

Сюжет R3 предлагает нам очередной, далеко не самый оптимистичный, вариант альтернативной истории. Расхождения с нашим миром начинаются в 1908 году: именно тогда произошло падение Тунгусского метеорита, принесшего с собой, по версии Insomniac, штамм опасного вируса, превращающего приличных людей в совершенно непотребных как с виду, так и по поведению зубастых и когтистых химер. Завязочка, конечно, банальнее некуда, но прием с альтернативной историей хотя бы слегка повышает интерес к происходящему.

Мы на лодочке катались…

К моменту начала R3 на дворе стоит середина ХХ века и жизнь для людей на Земле настолько далека от понятия благоденствия, насколько это вообще возможно: большая часть планеты захвачена химерами, которые денно и нощно ведут безжалостную охоту на немногочисленных выживших бывших хозяев планеты. Ваш протагонист, Джозеф Капелли, не проявляет поначалу безумного героизма, благоразумно скрываясь вместе с семьей в небольшом поселении, носящим говорящее имя «Убежище». Химеры поселением не интересовались, и жила бы небольшая человеческая община в спокойствии и нищем, но гордом процветании на остатках былой цивилизации, если бы в один прекрасный день в городок не пожаловал известный по прошлым частям серии доктор Федор Маликов.

Проблема, разумеется, заключается не в престарелом профессоре, а в многочисленной и тяжело вооруженной группе мутантов, преследующей ученого по пятам. В результате поселение оказывается разрушенным, люди (те, кто не погиб) разбегаются, подобно тараканам, по новым щелям, а Маликов радует общественность сенсационной новостью: оказывается, силами химер в Нью-Йорке построена впечатляющая башня (привет, Half-Life 2), которая охлаждает окружающее пространство до прямо-таки неприлично низких температур. Позднее по ходу игры выясняется, что башня, представляющая собой гиперпространственный туннель, послужит в свое время и для доставки на Землю так называемых чистых химер (манера, в которой это все обставлено, заставляет вспомнить старый, но забавный фильм «Говард-Утка»), что, во-первых, окончательно подтверждает теорию об искусственном происхождении вируса, а во вторых — уже совершенно не оставляет людям шансов на выживание. Однако даже в преддверии окончательного конца света, Джозеф вовсе не претендует на лавры спасителя человечества и лишь уговоры собственной жены вынуждают его согласиться на авантюру по спасению остатков жизни на планете.

«…Симпатичный химерик средних лет желает познакомиться…

…без вредных привычек, по образованию — электрик…»

Как вы уже, наверное, поняли, сюжет R3 представляет собой заимствования и компиляции отовсюду, откуда только возможно, и не несет ни единой оригинальной идеи. Конечно, это несколько удручает, ибо даже самый удачный плагиат по определению вторичен и подобен старой, утратившей вкус, жевательной резинке, но приходится взглянуть правде в глаза: за годы, прошедшие с тех пор, как компьютерные игры превратились в массовую индустрию развлечений, мы давно уже привыкли к хроническому кризису идей. По крайней мере, R3 обыгрывает чужие сюжеты на совесть, пытаясь, по мере сил, увязать их между собой и прикрыть несостыковки динамикой.

Какой большой самоходный таракан…

…еще и с ракетами…

Говоря об игровом процессе, в первую очередь хочется обратить внимание на то, что великолепная Half-Life в начале статьи была упомянута не просто так: R3 во многом пытается ее повторить, точнее — вторую ее часть. Это чувствуется в сюжете, в игровом окружении и, особенно, в том самом процессе. Игра заставляет вспомнить старые, добрые боевики прошлых лет: никаких повышенных ренеративных способностей у героя (хотите поправить здоровье — извольте поискать аптечки, в чьей роли выступают банки с зеленой животворящей жидкостью), никаких ограничений по количеству переносимого арсенала (на волшебно сильном герое умещается больше десятка «стволов»), никаких ухищрений с укрытиями (максимум дозволенного — вы можете присесть за бордюром, но для стрельбы придется, все же, из-за него вылезти). Кроме того, вам не дадут поуправлять ничем, кроме организма собственного протагониста (плавать и ездить придется, но исключительно «вторым номером», твердо стоя на своих ногах и отстреливая особо навязчивых), а сама R3 насыщена этакой «голливудщиной» (впервые в FPS мы увидели подобное в той же Half-Life), в угоду которой в игре заскриптовано все, что только можно. Ну и разумеется — никакой нелинейности. Свобода действий трудно совместима со скриптами, так что путь к победе только один.

Resistance 3 — боевик по рождению и до мозга костей

Локализацию снайперов, как обычно, облегчает используемый ими ЛЦУ

При взгляде на «оружейную» R3 становится ясно, на что была потрачена львиная доля фантазии команды Insomniac. Оружие далеко не ограничивается несколькими вариантами огнестрельных образцов, что, без сомнения, можно поставить игре в плюс. «Термит», прошибающий любые препятствия и, соответственно, врагов за ними, предоставляет весьма интересные тактические возможности, также как и «мутатор» (извините, но из игры слова не выкинешь), шпигующий врагов модифицированным штаммом все того же жуткого вируса, от которого они, во-первых, дохнут сами (подобный же эффект наблюдался в финальной сцене первой части фильма «Блейд»), а во вторых — заражают окружающих. Создаваемая «атомайзером» черная дыра, засасывающая в себя противников, радует, несмотря на то, что подобное мы уже видели, а кувалда в роли оружия ближнего боя просто не может не веселить. Правда, справедливости ради нельзя не отметить, что некоторые виды оружия были введены явно ради количества, занимая в игре одну «экологическую нишу» и сферу применения.

Любопытно реализована система «прокачки» оружия: при повышении уровня «ствола» (достигаемого, естественно, частым его использованием) он обретает дополнительные свойства. Например, отращивает себе штык или прицельное приспособление, а может и самовольно заменить боеприпас на зажигательный. Такая система псевдоролевой прокачки бесконечно далека даже от условного реализма компьютерных боевиков, и нежелание авторов свести ее, например, к проверенной системе апгрейдов можно объяснить лишь отчаянными попытками соригинальничать, выделиться на общем фоне. Ну что ж, по крайней мере, получилось весело.

«А что это там черненькое белеет?»

«А кто это тут в закутке скребется?»

Вражье племя представлено преимущественно разнокалиберными химерами и подхимерышами, которые варьируются от злобных, тупых и невооруженных бестий до не менее злобных, но уже неглупых и хорошо оснащенных страховидлов. Придется немного повоевать и с себе подобными, что вносит в игру небольшую толику философии: эпизод с общиной озверевших зеков дополняет и углубляет мир игры, показывает, что альтернативная Земля 50-х годов разлива вовсе не ограничена событиями, происходящими вокруг главного героя. Другое дело, что получился этот эпизод плоским и, как бы это сказать, картонным, но спасибо авторам хотя бы за попытку. А вот искусственный интеллект противников вызывает искреннее недоумение: складывается впечатление, что он был достойно задуман, но времени на его полную реализацию просто не хватило. В результате, некоторые враги действуют более или менее разумно, поддерживая друг друга и стараясь обойти вас с флангов, иные же способны стоять перед вами столбом, не делая даже малейших попыток поднять оружие (особенно это как раз касается людей, которым, казалось бы, от роду положена хотя бы некоторая разумность).

Безрадостные пейзажи мрачного будущего…

На заре своего появления трехмерные шутеры с видом «из глаз», казалось, готовы были произвести революцию во взаимодействии пользователя с виртуальным пространством, привнося в этот вид развлечений невиданный прежде реализм. Прошло два десятилетия, поднялась и сошла волна ажиотажа вокруг шлемов виртуальной реальности, а воз и ныне там — монитор (телевизор) и неестественные манипуляторы так никуда и не делись. Но попытки, направленные на максимально полное погружение игрока в нарисованную реальность, продолжаются. Правда, теперь это касается лишь ограниченной «псевдотрехмерности» и экспериментами с управлением. R3, помимо режима «3D», поддерживает манипулятор Move, активно продвигаемый рынок компанией Sony. Конкретно для описываемой игры впечатления от его применения остались не самые приятные: реализма или обратной связи не добавляется ни на грамм, комфортность же управления резко падает. Впрочем, это дело вкуса и привычки. Как минимум, использование Move в игре R3 можно рассматривать как дополнительное развлечение.

«Вот тебе, вражина, за Землю родную…»

Одним из основных столпов успеха FPS является графика. За хорошую картинку игре можно простить многое, халатность же в этом отношении убьет проект на корню. R3, к счастью, не подкачал — изображение весьма радует глаз. Не самое высокое качество отрисовки и анимации компенсируется создаваемой на экранах атмосферой, а работа с освещением просто шикарна. Внимание к деталям наличествует в должной мере, множество мелких объектов призваны убедить игрока в серьезности альтернативной вселенной. Вообще графическая часть, особенно поначалу, здорово напоминает все ту же Half-Life 2 (разумеется, с поправкой на современные мощности и возможности), лишний раз вызывая подозрения в том, что R3 делался со значительной оглядкой на проект Valve.

Квартира со всеми удобствами…

…пять минут от метро.

Создавая R3, разработчики провели большую работу, это сразу бросается в глаза. «Олдскульный» боевик, помимо прочего, радует нас и достаточно продолжительной (относительно большинства современных проектов) одиночной кампанией, и в меру интересным процессом, и приятной графикой. Кроме того, реверансы в сторону Half-Life должны порадовать сердце многих игроманов. Казалось бы, что же еще нужно для шедевра? Помните старый анекдот про шарики, в которых, вроде бы, все в порядке, но они не радуют? Именно так и получилось с R3: в потенциале она содержит в себе все составляющие великолепного боевика, который мог бы потягаться с той же HL, но потенциал этот остался не до конца реализованным. В игре все хорошо, но далеко не великолепно; похоже, что замысленный изначально грандиозным проект пал жертвой маркетологов и жестких временных рамок. Печально, что сказать. Мы могли получить игру, достойную места в сердцах и памяти, но получили лишь задорный, неплохой, но абсолютно одноразовый боевик. Не первый случай в игровой индустрии и уж наверняка не последний. Остается лишь надеяться, что в будущем Insomniac реабилитируется и начнет делать игры, достойные высшей лиги. Все возможности у них для этого есть.