Опубликовано 02 января 2012, 00:05

Обзор игры Serious Sam 3: BFE. Привет из лихих девяностых

Для уходящего 2011 года третья часть зубодробительной серии Serious Sam стала тем, чем пытались, но не смогли стать ни Duke Nukem Forever, ни Rage — убедительным доводом в пользу игровых традиций прошлого. Старая внутри, но молодая и агрессивная снаружи! Как тут не познакомиться поближе? Еще ведь и графику улучшили, любо-дорого взглянуть.
Обзор игры Serious Sam 3: BFE. Привет из лихих девяностых

Название игры: Serious Sam 3: BFE
Жанр: First Person Shooter
Разработчик: Croteam
Издатель/в России: Devolver Digital/1C-СофтКлаб
Системные требования: Dual-core от Intel/AMD на 2 GHz, 1 GB RAM, GeForce 7800/Radeon HD 2600, 4 GB HDD, интернет-соединение
Похожие игры: Duke Nukem Forever, Bulletstorm, Final Doom, Hard Reset
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 22 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://serioussam.com/

У создателей Serious Sam 3, хорватской студии Croteam из города Загреб, в игровой индустрии особая миссия — на протяжении 10 лет они делают идеальный аркадный шутер для игроков из 90-ых, а проще говоря, «стрелялку» с толпами врагов и отсутствием каких-либо намеков на серьезность происходящего.

Сэм на связи со штаб-квартирой. В новых очках!

Сэм на связи со штаб-квартирой. В новых очках!

Поначалу вся серия Serious Sam планировалась как дань уважения шутерам «старой школы». У хорватов под воздействием многолетней игры в Doom II и Duke Nukem 3D появилось желание вырастить собственного блондина-супергероя, перещеголяв старичков. Сделать нового мачо еще циничнее, чем у конкурентов, выдать ему побольше пулеметов, да и заткнуть за пояс Дюка Нюкема вкупе с Чаком Норрисом.

То, что сначала задумывалось как способ «уважить» старое поколение, превратилось в натуральную насмешку над коллегами. Хохмы, гэги, злые шутки… этот юмор помог нам полюбить серию. За десять лет была достигнута еще более амбициозная планка — Сэм Стоун стал главной игровой иконой Хорватии.

Предполагалось, что трилогия получит завершение в 2010-м, но разработчики затянули с выпуском хита на целый год. Впрочем, ожидание себя оправдало, ведь в итоге нам вернули полюбившегося героя, того самого, но теперь в оранжевых очках и с нововведениями из других шутеров последних лет.

Реакция монстров на выстрел в упор предсказуема, но оформлена весьма сочно

Реакция монстров на выстрел в упор предсказуема, но оформлена весьма сочно

Все новые «фишки» типа спринта, перезарядки оружия, зума, прицельной оптики и ракетного ранца отлично вписались в концепцию игры. Не потерялись и шуточки: уже в стартовом ролике рассказчик балагурит, высмеивая нерадивое человечество.

После такой дерзкой издевки фонтан гэгов не иссякает. Скажем, дорогого стоит даже такая мелочь, как защита от пиратства. Разработчики внедрили 2 способа борьбы с пиратами: в случае запуска нелицензионной версии на первом же уровне появляется сверхбыстрый красный скорпион, которого невозможно убить. Он преследует любителя пиратчины до самого конца, т.е. обычно — до смерти игрока.

Вторая дружеская «шутка» над пиратами такова: при появлении врагов дуло автомата принудительно задирается в небо, вертикально вверх. Опустить дуло и ответить на огонь врагов невозможно. Что называется, покупайте лицензионные игры! Ролики доступны на сайте YouTube, но они настолько смешные, что мы публикуем их в рамках статьи.

Враг, как вы уже догадались, увяз в картечи и не прошел

Враг, как вы уже догадались, увяз в картечи и не прошел

Совместное избиение босса в кооперативе. На сложности «нормально» — легче некуда!

Совместное избиение босса в кооперативе. На сложности «нормально» — легче некуда!

Сюжет подчеркнуто примитивен: в XXI веке земляне обнаружили останки древнейшей цивилизации на планете, которая заинтересовала инопланетян из космоса. Флотилия пришельцев без объявления войны вторглась в тропосферу Земли и начала уничтожать города человечества. По ходу пьесы выяснилось, что полчищами врагов руководит некто Ментал, злобный поглотитель миров.

А единственной надеждой человечества на выживание оказался Серьезный Сэм, виртуальный аналог Норриса. И в этой борьбе ему поможет артефакт исчезнувшей цивилизации, про который наверняка известно лишь одно — люди не нашли, где у него кнопка включения.

К счастью, весь этот нарочитый трэш преподносится в стартовом ролике, в то время как в игре сюжет проявляет себя редко, да и то в форме небольших вставок-роликов. Благодаря малому числу отступлений нам не приходится отдыхать от своего главного занятия, расстрела инопланетян. Большинство этих ребят в буквальном смысле безголовы. И их очень много.

Монстры хотят крови…

Монстры хотят крови…

… мы показываем им навыки джиу-джитсу.

… мы показываем им навыки джиу-джитсу.

Основным интерактивным достоинством серии, как и в предыдущих выпусках, остались толпы забавно погибающих врагов. Настоящие зверинцы из гротескных уродцев, с которыми нас знакомят на протяжении, наверное, первых 60% кампании. Игра презентует и смешивает пушечное мясо в неожиданных сочетаниях, бросая под миниган Сэма сразу и стрелков, и мастеров ближнего боя, и летающих гарпий, и суицидальных террористов... Но лишь к финалу SS3 раскрывается сполна — тогда, когда собрано всё оружие и доступны все виды врагов, появляется неконтролируемый хаос. На коробке игры написано: «в топку укрытия!», и это правда: спрятаться негде, а выживать как-то надо.

Даже на ранних этапах использование укрытий нецелесообразно. Они быстро разрушаются под шквальным огнем многочисленных врагов, заставляя нас перемещаться так, словно мы попали в мультиплеер CoD: Modern Warfare 3.

В итоге игрок вынужден отыгрывать роль настоящего Сэма Стоуна и идти в отчаянную штыковую. При этом от игрока требуются точность выстрелов и постоянная маневренность, даже на сложности Normal. Меж тем, по безумности ситуаций игра стала по-настоящему похожа на серию Call of Duty, но только с увеличенным количеством фэнтези-врагов. Игровой процесс скопирован оттуда в точности: есть дробовик, олицетворяющий нас как центр мира, и враги, в которых зачем-то надо стрелять, желательно — на ходу и зигзагами.

Люди выбирают стандартные режимы игры. Желающих таскать «ношу» почему-то не нашлось

Люди выбирают стандартные режимы игры. Желающих таскать «ношу» почему-то не нашлось

Тяжелые пулеметы сохраняют особый нейтралитет: стреляют по всем, кто попал в поле видимости

Тяжелые пулеметы сохраняют особый нейтралитет: стреляют по всем, кто попал в поле видимости

Если вас не отпугнули трудности, не лишним будет узнать, что даже в уклонении от десятков монстров и сотен летящих в ваше тело пуль есть некая изюминка, какое-то первобытное очарование для ветеранов компьютерных игр. В других шутерах с видом от первого лица сложно добиться тех же эмоций, которые рождаются в затяжных, невыносимо нечестных боях SS3.

Биться на пределе сил, вырвать победу любой ценой — не единственное, чему учит игра. Подобно схожей по принципам забаве Left 4 Dead 2, SS3 учит молодое поколение игроков экономить патроны и здоровье. Здесь не предусмотрено ни регенерации здоровья, ни ящиков с бесконечными боеприпасами.

Внешне Serious Sam 3 мало отличается от HD-переизданий 2009 и 2010 гг. Дело в том, что переиздания сделаны с использованием движка Serious Engine 3.0, а триквел — на движке SE 3.5. По сравнению с предыдущими частями были улучшены текстуры предметов и поверхностей, жидкостей и физических частиц. Укрытия и перегородки реалистично обрушиваются, создавая пыльные облака. Монстры эффектно, с шиком разваливаются на куски мяса.

С такой-то картинкой печалит лишь общий дизайн локаций из кампании: все свое время мы проведем в Египте с его грязно-коричневой и выцветшей желтой палитрой. Однообразие местности приедается. Авторам явно стоило разбавить африканскую страну зелеными насаждениями и лесами, как это было сделано в Serious Sam: The Second Encounter.

Босс на заднем плане готовится к появлению

Босс на заднем плане готовится к появлению

Обычно босс-вертолет — признак дурного шутера. Но кто посмеет сказать то же самое о вертолете-кальмаре?!

Обычно босс-вертолет — признак дурного шутера. Но кто посмеет сказать то же самое о вертолете-кальмаре?!

В звуковой мозаике игры важны три элемента, каждый из которых сделан на «отлично». Во-первых, голос протагониста Сэма, который насвистывает мелодии и отпускает шутки в духе «Дорогая, я дома», взрывая мост с помощью любимой взрывчатки С4.

Героя озвучил актер Джон Дик, и голос как нельзя кстати подходит циничному, самоуверенному мужлану, привыкшему смеяться последним. Во-вторых, фоновая музыка в исполнении группы Undercode дополняет тяжелым металлом происходящий на экране беспредел. Под эту музыку хочется побеждать! Наконец, финальный элемент, удачно лёгший в общую атмосферу хаоса — рыки, стоны и боевые крики монстров, которых американец с хорватскими корнями научил страданию. Честное слово, звуковые эффекты помогли нам лучше сопереживать борьбе с космическими гадами и защите Земли.

Не пренебрегайте укрытиями. Иногда.

Не пренебрегайте укрытиями. Иногда.

Для планеты, которую в течение трех лет выжигают инопланетяне, архитектура слишком живописна

Для планеты, которую в течение трех лет выжигают инопланетяне, архитектура слишком живописна

Говоря о реиграбельности Serious Sam 3, хотим отметить наличие большущего количества самых разных режимов игры. Человек, играющий в одиночестве, волен выбирать между кампанией BFE и режимом «выживания», в котором на замкнутой карте с интервалом в несколько секунд появляются волны монстров, движимых желанием поквитаться с Сэмми.

За выносливость полагаются медали и награды, также разработчики намекнули на высокую вероятность добавления в будущем новых карт для всех режимов. Для двух и более игроков доступны режимы игры по сети и за одним компьютером. Во втором случае так называемый Split-Screen (раздельный экран) позволит играть двум людям, деля картинку на мониторе горизонтально пополам. Однако не торопитесь радоваться раньше времени, так как для второго игрока придется подключить к компьютеру геймпад.

Совместные усилия не ограничены двумя участниками. Так, при игре по сети число жаждущих крови увеличено до 16 голов. Шестнадцать Сэмов — это очень, очень много. Причем игра разрешает подключаться к кооперативному прохождению кампании на лету, что называется в любое удобное время, даже посредине уровня.

От этого босса вы будете рыдать. Фирма гарантирует.

От этого босса вы будете рыдать. Фирма гарантирует.

Массовое нашествие тараканов. Кстати, с их предводителем придется повозиться

Массовое нашествие тараканов. Кстати, с их предводителем придется повозиться

Наконец, финальным аргументом в пользу бездонного потенциала сетевых встреч стали Versus-режимы, среди которых присутствует как джентльменский набор современного шутера («Каждый сам за себя», «Укради флаг врага», «Командный бой на выбывание»), так и экзотика типа «Охоты на зверя» и «Моей ноши». Первый из режимов является кооперативом с лицензией на убийство других и отбиранием их очков, а второй превращает одного из игроков во владельца тяжелого рюкзака, набитого бомбами. Убивший такого игрока занимает его место, а очки начисляются лишь тем, кто эффективно сражается с рюкзаком за плечами. Фактически это салочки насмерть с использованием ракетниц и прочих «пушек».

Интересна экзотика? Желающих играть в этих режимах, увы, не нашлось (общественность выбирает забавы попроще). В целом же видно, что игра рассчитана на совместные усилия, и трудные в одиночку эпизоды проносятся с напарниками «на ура». Верите ли, тот самый случай, когда играть с друзьями по Интернету не только веселее, но и дешевле для нервов.

Так выглядит резня через оптический прицел штурмовой винтовки

Так выглядит резня через оптический прицел штурмовой винтовки

В случае с Serious Sam 3 наш традиционный вопрос «играть или не играть?» должен прозвучать иначе — нужны ли вообще индустрии такие издевательски сложные, спинномозговые игры, как SS3? И ответ не станет неожиданностью: такие игры нужны.

Они нужны как оплот уходящих ценностей игропрома, как военное училище для новобранцев, как пример верности аркадным традициям. Конечно, принимая во внимание избыточную сложность, нельзя гарантировать, что SS3 понравится большинству любителей огромных пушек и толп монстров, но если зацепит, это будет всерьёз.

А значит, для уверенных в своих силах вердикт один: играть! Столь эпичной схватки, как драка двух колоссов и одного человека в финале, не было больше нигде.