Игры
4 августа 2013, 01:00

Эльф с ноутбуком и дробовиком. Обзор игры Shadowrun Returns

Вселенная Shadowrun, отмечая свой двадцать пятый юбилей, прибыла на ПК. Ролевая игра необычного сеттинга, созданная на собранные поклонниками деньги, имеет все шансы повторить успех Neverwinter Nights.

События Shadowrun разворачиваются в альтернативном будущем, спустя десятки лет после того как сюда вернулась магия. Таким образом, привычный сеттинг киберпанка со стереотипными мегакорпорациями и контролем над повседневной жизнью смешивается с городским фэнтези про эльфов, орков, троллей и гномов. Обычное зрелище: толкиеновские существа перестреливаются из дробовиков, а крутые детективы в длинных плащах по соседству колдуют огненные шары кибернетическими руками. На фоне — небоскрёбы, свинцовые тучи и голографические терминалы. Нуар-стилистика отлично сочетается с высокими технологиями!

Рыжая красавица за барной стойкой ищет повод поболтать

Название игры: Shadowrun Returns
Жанр: Tactical role-playing game/Turn-based/Isometric
Разработчик: Harebrained Schemes
Издатель: Harebrained Schemes
Похожие игры: Shadowrun (SNES), Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, XCOM: Enemy Unknown
Платформы: Microsoft Windows, OS X (Steam-распространение)
Дата выхода: 25 июля 2013 года
Официальный сайт: http://harebrained-schemes.com/shadowrun/

Сложно поверить, что масштабный киберпанковский мир был создан Джорданом Вайсманом в то время, когда персональные компьютеры обладали, в лучшем случае, одним мегабайтом памяти и отображали не больше 256 цветов. Игра, однако, брала не только сеттингом, но глубокой тактикой и простыми правилами, что позволяло новичками безболезненно влиться в мир настольных ролевых игр.

Имплантаты вставляются не только в руки, ноги и глаза, но еще и в мозг через крохотную розетку на затылке, как у героев фильма «Матрица»

Три варианта ответа не повлияют на сюжет, но отольются позже в мелочах

Когда в 1993 году на ведущих консолях поколения, Super Nintendo и Sega Megadrive, одновременно появились две совершенно разные игры под лицензией Shadowrun, вселенная вмиг обрела невероятную популярность. Огромные ветки диалогов, интригующий сюжет и уместный изометрический экшен позволили мгновенно возвести игры в разряд классики. Только вот обещанного сиквела пришлось ждать два десятка лет. Его разработкой занялся сам создатель оригинальной игры, за двое суток собравший с одуревших фанатов на «Кикстартере» почти два миллиона долларов вместо запрашиваемых четырехсот тысяч.

Свалившаяся на голову куча денег и активность поклонников сменила вектор разработки игры, изначально задумывавшейся исключительно мобильной. Разработчики постоянно напоминали: мы создаем не компьютерную ролевую игру, но используем эстетику жанра. Shadowrun Returns обманчиво похожа на классику, вроде Fallout или Planescape: Torment, но предает почти все сильные стороны обоих игр.

Первые бои происходят на крохотных локациях, почти что 5х5

Бессмысленно придираться к тому, что танцоры стоят на одном месте, но вот почему они совсем не шевелятся и, собственно, даже не танцуют — очень странно

Самое заметное отличие, конечно, в том, что она все-таки задумывалась мобильная и портативная, и это оставило отпечаток как на минималистичном интерфейсе с большими кнопками, так и на упрощенном игровом процессе. В традициях современных консольных игр, квестовый компас приведет и ткнет носом во все спрятанные важные предметы и сам отыщет скрывающегося беглеца. Думать не надо. Иди, куда сказали. Все активные предметы подсвечиваются особой иконкой — мимо не пройдешь. К счастью, не обошлось и без более интересных заданий. Так, в одном из них необходимо сбросить пароль компьютера, изучив обстановку в комнате пользователя. Впрочем, умелое развитие персонажа в сторону декера, местного аналога хакеров, позволяет пропустить мини-игру на внимательность мимо себя нажатием всего одной клавиши.

Фразы персонажа предвосхищает авторский текст, цель которого — расшевелить воображение

Временами пролезает восточная эстетика, и персонажи срываются на японские восклицания

Все началось с Необъяснимой Генетической Экспрессии в 2011 году, в ходе которой у человеческих родителей неожиданно начали рождаться гномы и эльфы. В это же время в мире объявился самый настоящий дракон, объявивший эру Пробуждения. Племена аборигенов открыли в себе магические способности, научились вызывать духов и напали на американцев и канадцев, начав разрушительную войну.

Неприятности следовали одна за другой: землетрясения, болезни, финансовые кризисы. Человечество вымирало, а власть подхватывали глобальные корпорации. Деньги и технологические исследования помогали им держать народ на своей стороне. Они создавали имплантаты и открывали школы оккультных наук, а когда Интернет поразил не имеющий аналогов вирус, именно они создали виртуальную реальность погружения, Матрицу.

Так мир изменился в короткие сроки, но спокойнее не стал. Начались войны между корпорациями, не только за переговорным столом, но и с помощью диверсий и саботажа. Для этого они используют раннеров — наёмников без идентификационного номера, что позволяет им оставаться незаметными для Системы.

Несмотря на то, что сюжет основной кампании абсолютно линеен и не выносит вариативности развития, сами квесты часто подразумевают несколько способов решения. Выбор в диалогах также не оказывает глобального влияния на историю, но задевает отыгрыш — важную часть ролевых игр, практически полностью пропавшую в нынешних хитах. Способы достижения цели от этого почти не меняются, но персонажи иначе реагируют на игрока.

Отношение окружающего мира к игроку является важной частью концепции. В Shadowrun Returns не просто много текста — она сама по жанру почти что визуальная новелла. Отсутствие озвучки и анимированных портретов персонажей компенсируется подробными описаниями их внешности, поведения, манер и других особенностей. Окошко диалогов пестрит высоколитературными текстами, где прямая речь соседствует с авторской. И это — основа игры, ее самая сильная сторона, из-за которой, как ни странно, многие жаждущие немедленного экшна игроки уйдут недовольными в первые двадцать минут.

Вне диалогов игра выглядит замечательно. Опьяненный неоном мир пронизан мрачной эстетикой киберпанка в представлении восьмидесятых: повсюду грязь, разруха, мусор, битые стекла и наркоманы с имплантатами. Визуально каждая локация проработана до мелочей и отрисована вручную: никаких расставленных волшебным «копипастом» одинаковых предметов мебели. Мир Shadowrun Returns очень красив, но быстро надоедает: за красивой оболочкой оказывается сплошная пустота, в которой нечего исследовать. Очень часто очередной хитро запрятанный закоулок встречает горой неинтерактивного мусора, ничем не награждая пытливого игрока. Злость смешивается с обидой, но выплеснуть эмоции тоже некуда: с болванчиками на улице нельзя ничего сделать, ни атаковать, ни, в большинстве случаев, даже поговорить. Они не двигаются, стоят прибитые к одному месту и кричат единственную заготовленную на все случаи жизни фразу.

Когда герою не нужны имплантаты, доктор Касл проводит время в обществе духа

Те же NPC, кому посчастливилось «стать жертвой» писательского таланта, неожиданно разражаются изумительной жизнеспособностью. Никто не станет в хронологическом порядке выдавать свою биографию, зато выпятит запоминающийся яркий характер и разыграет очередную забавную сценку. Циничный карлик-патологоанатом в морге наливает кофе посетителям, продолжая копаться в трупе, а внушительный орк у ночного клуба вдруг предложит купить у него булочки и пончики. В эту же графу уходит встреча с Джеком Армитажем — героем прямиком из Shadowrun с Super Nintendo, а также очевидной отсылкой к культовому «Нейромантику» Уильяма Гибсона — которого игрок случайно будит в морозильной камере, приняв за свежий труп. Вместе с тем это еще и очень ностальгический момент: Джек точно также просыпался в начале старой игры, перед тем трагично погибнув в заставке.

Увязнув в диалогах, авторы забыли про описания окружения — еще один незаменимый элемент изометрических РПГ. Временами прочувствовать атмосферу локации позволяет небольшой повествовательный текст внизу экрана о том, что персонаж видит, слышит и чувствует в данный момент, но пощупать интерьер и рассмотреть поближе мелкие детали позволяют лишь в редких и строго отведенных местах, вроде той же комнаты, где необходимо сбросить пароль компьютера.

Игра может похвастаться отличным дизайном

Разнообразие классов и путей развития персонажей добавляют глубины в боевую систему. На первый взгляд, механика чрезвычайна примитивна: локации одноуровневые и плоские, и вся тактика сводится к использованию разбросанных щедрой рукой неразрушаемых укрытий. Укрытия рассчитывают защиту по непонятным формулам, по которым порой выгоднее спрятаться за фанерным столиком, чем за толстой колонной. К тому же в начале Shadowrun Returns подкидывает простенькие сражения, победа в которых дается даже бездумным отстрелом с места.

В мире Shadowrun находится место и высокомерию

Но далее игра ясно дает понять игроку, насколько умно он развивает персонажа. Хвататься за все подряд — бессмысленно. Уже почти в самом начале игра начинает устраивать проверки на высокие характеристики, открывая новые развилки прохождения, и все они пройдут мимо персонажа с кучей способностей, остановившихся в развитии на первом уровне.

Развитие спецспособностей открывает новые ветки диалогов

Татуировки на лбу не мешают проповедовать

Повышать позволяется как стандартные физические характеристики, навыки умелого обращения с разными видами оружиями, так и менее приевшиеся — например, управление боевыми дронами, способными обеспечить защиту даже совсем хилых и слабых персонажей. Таскать их с собой можно до трех штук, и при продуманном развитии шайка мелких роботов разносит любых противников за пару минут. Хакеры, интеллигенты и убежденные пацифисты, впрочем, вообще могут не вкладываться в боевые характеристики и нанимать банду профессиональных наемников. Такие персонажи будут уверенно сбегать с поля боя в Матрицу и кибер-пространство, где время течет медленнее, а программы и скрипты становятся разрушительным оружием.

Пока декер в Матрице, остальные защищают его в реальном мире

Небольшие размеры инвентаря не становятся проблемой: пополняется он в основном только в магазинах

Любители оказаться прямо в гуще событий вольны стать могущественными магами, разбрасывающими всех на своем пути сильными заклинаниями, шаманами, вызывающими в мир живых духов и необычных существ, или даже быстрыми и хитрыми уличными ниндзя с катанами. Путей много, и все они кардинально сказываются на способах достижения цели, но прохождение одним персонажем скоро скатывается в рутину с репетативной тактикой.

Героя без лишних вопросов пропускают на каждое место преступления

Стереотип о врачебном почерке имеет место не только в России

В поисках вдохновения стоит обратиться ко множеству книг и настольных игр по вселенной Shadowrun, недостатка которых в этом году не предвидится. По её мифологии магия начала проникать в наш мир с окончанием календаря Майя, двадцать первого декабря, что позволяет назвать нынешний год — годом Shadowrun. В связи с этим разработчики и издатели запустили кучу проектов.

Весной уже вышла карточная игра Shadowrun: Crossfire, дающая под управление игрока команду наёмников. Выполняя различные боевые миссии, отряд зарабатывает опыт, физические улучшения и магические инициации, а в финале должен встретить дракона, находящегося во главе целой страны. С оригинальной ролевой игрой произошли изменения, и в июле вышла пятая редакция правил, еще больше упростившая старт для новичков, и в тоже время значительно углубившая механику и сеттинг, больше внимания уделив Матрице.

На осень запланирована тактическая «настолка» с миниатюрами Shadowrun: Sprawl Gangers, в основе которой развитие и модификация персонажей за счет ресурсов, вокруг которых строится и сюжет, и вся война. Для тех же, кто устал от наёмников и хочет сбежать от сражений повыше в небоскрёбы, позже выйдет стратегическая и опять же настольная Shadowrun: Hostile Takeover. Впервые игрок возьмет на себя роль управляющего мегакорпорацией в недалеком будущем и получит контроль над всем Сиэтлом.

Где-то далеко в планах и онлайновая версия вселенной, работа над которой в странном подвешенном состоянии (изначально релиз планировался на 2014 год). Недавно и вовсе стало известно, что почти все наработки были использованы в Shadowrun Returns, использующей тот же движок, и откровенно, кстати, страдающей от отсутствия сетевого режима: ведь сколько мультиплеерных забав можно было бы придумать с помощью встроенного редактора!

Интерес к прохождению призван поддерживать детективный сюжет с кучей персонажей. История начинается со звонка лучшего друга, Сэма Уэттса. Как оказывается, он уже мертв, а запись сделана еще при жизни. Сэм за деньги нанимает главного героя отыскать своего убийцу, тем самым втягивая его в запутанный клубок семейных отношений, в котором нашлось место и мистическому культу, и волшебным существам, и даже мрачной донорской истории.

Нуарная пелена держится недолго: в сюжете не нашлось места полагающемуся жанру цинизму и повальному недоверию. Почти все встречные персонажи оказываются добродушными и открытыми. В то время как другие игры учат доверять только себе, кампания Shadowrun Returns в полной мере раскроется лишь наивным игрокам, развешивающим уши на каждую историю, неважно насколько правдоподобной бы она не выглядела. Тогда и повороты сюжета станут неожиданными и захватывающими, и предательства породнившихся героев бросают чуть ли не в слезы.

Но не спешите отворачиваться от Shadowrun Returns. Кампания в ней — далеко не главное. В первую очередь игра — простой, доступный и крайне мощный инструментарий для создания своих историй, и сценарий от разработчиков стоит воспринимать как яркое введение в мир Shadowrun. Эксперименты во встроенном редакторе раскрывают массы возможностей и особенностей игрового дизайна.

Не тратя время на долгое изучение, каждый игрок сможет собрать аналог сценария от разработчиков, но люди с воображением идут гораздо дальше. Буквально через пару часов после появления игры в продаже фанаты добавили в нее лут (выпадающие из поверженных врагов предметы), чего не было изначально. Чуть позже прямиком из классических ролевых игр они перенесли и возможность импортировать персонажа — то есть, проходить все сценарии только одним героем, сохраняя при этом весь накопленный опыт и инвентарь.

Разработчики перенесли на ПК упрощенные правила настольной игры, на пальцах объяснили сеттинг и отдали на растерзание уже готовые арты и модели. На данный момент успех игры полностью зависит от творческого сообщества. Похожая история была уже, например, с Neverwinter Nights — переносом правил AD&D в формат видеоигры. Там тоже была слабая кампания и хороший редактор, подаривший игре тысячи модулей и приключений, а также культовый статус. Ограничения в художественном плане, направленность на тексты и однокнопочная механика упрощают разработку сценариев до невозможного, позволяя создавать как предельно прямолинейные боевые миссии, так и замысловатые обширные кампании с кучей дополнительных квестов.

Сейчас обширное сообщество переносит на новый движок старую игру с Super Nintendo, обладавшую, например, открытым миром в противовес линейной кампании Shadowrun Returns, и это не говоря уже о том, что новые любительские сценарии появляются каждый день. Все они создаются в разных жанрах и удивительно не похожи друг на друга, забрасывая игроков то в лавкрафтовские мистические приключения, то в выжженные радиацией постапокалиптические пустоши. Новые предметы, оружие, измененная игровая механика — если у фанатов на все это ушло всего несколько дней, что они смогут за месяцы? А за полгода? Страшно представить!

В итоге игра оставляет смешанные впечатления. Единственная доступная на момент релиза официальная кампания, хоть и захватывающая и атмосферная, не демонстрирует игру в полной мере. Отсутствие озвучки, тонны текста (русского языка нет и не предвидится) и сохранения строго по чекпоинтам оттолкнут многих игроков. А общая «заточенность» под планшеты заставляет игру выглядеть странно и неуклюже на большом мониторе. С другой стороны, у неё редчайший сеттинг, красивый арт, приятный ролевой опыт, пульсирующий электронный саундтрек и любовная поддержка мододелов. Дайте игре шанс, тем более что она стоит не дороже билета в кино.

По миру Shadowrun написаны десятки книг, некоторые даже переведены на русский