Игры
26 ноября 2011, 23:01

The Elder Scrolls V: Skyrim. Легенда продолжается

История древних свитков, повествующих о бурной истории земель Тамриэля, начала открываться нам с 1994 года с выходом примечательной во всех отношениях TES: Arena. И с тех пор каждые несколько лет Bethesda Softworks радует игровую общественность всего мира очередной главой этой захватывающей летописи. На сей раз пришла пора поближе познакомиться со Скайримом, заснеженной родиной суровых нордов.

Название игры: The Elder Scrolls V: Skyrim
Жанр: Action RPG
Разработчик: Bethesda Game Studios
Издатель: Bethesda Softworks
Похожие игры: серия The Elder Scrolls, Fallout 3
Платформы: PC, PS3, Xbox360
Дата выхода: 11 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://www.elderscrolls.com/

Красивы пейзажи в The Elder Scrolls V: Skyrim. Аж за душу берут

«…У нас тут снег идет девять месяцев в году.
И град оставшиеся три…»
м/ф «Как Приручить Дракона»

Все игры серии TES, даже не имеющие прямого отношения к RPG (имеются в виду Battlespire и Redguard), всегда поражали целостностью и проработанностью игрового мира. Каждая провинция Тамриэля, каждая хоть сколько-нибудь значимая личность, каждая, пусть даже самая незначительная, организация, имеет свою подробную и, как правило, интересную историю. Каждое происходящее в мире событие имеет причину и следствие и, в отличие от подавляющего большинства иных игровых миров, статично замирающих от главы до главы в ожидании прихода игрока, мир TES дает понять, что наше присутствие в нем мимолетно, эпизодично и влияет лишь на конкретный исторический момент, но не на мир в целом. Только лишь на прочтение многочисленных книг, традиционно раскиданных по всем играм серии и, в массе своей, совершенно не влияющих на текущий игровой процесс, но раскрывающих и дополняющих историю Тамриэля, можно потратить недели, если не месяцы. Очень немногие миры созданы с такой тщательностью, энтузиазмом и даже чуть ли не фанатизмом. И очень немногих игр ждут так, как очередную часть The Elder Scrolls.

Вид «от третьего лица» проработан куда лучше, чем в Oblivion — cказалось разработка третьего Fallout

Хорошие ролевые игры отличает, в первую очередь, добротный и проработанный сюжет. Отсутствие его — заведомая смерть для любой RPG, а халатность в написании — смерть долгая и мучительная (если, конечно, речь не идет о сонме псевдо-ролевок, замечательных во многих отношениях, но имеющих не большее отношение к ролевым играм, чем морская свинка — к морю). К Skyrim, как и к серии TES в общем, отношение в этом плане изначально предвзятое, ведь столь детальный мир не сможет обойтись без серьезных, увлекательных и драматических историй.

Старые, полуразрушенные здания. Атмосфера, однако

Итак, со времени действия Oblivion прошло два века. Императорская династия Септимов прервана, доблестные Клинки ушли в прошлое, сама же Империя вынуждена соблюдать унизительные условия перемирия с Алдмерским Доминионом. Почитатели Талоса (известного также как Тайбер Септим, основатель Тамриэльской Империи) преследуются по всей территории континента, его культ объявлен вне закона. Конечно же, многие обитатели Скайрима не смогли смириться с таким позором, ведь, как-никак, Талос был родом именно из нордов, и сепаратистские настроения в провинции превысили все разумные нормы. Правитель Скайрима погибает от руки (точнее, как бы это сказать, от горла) предводителя сепаратистов, а провинцию захлестывает гражданская война. Вроде бы, проблем уже достаточно, но происходящее — лишь затравка.

Главная интрига, как водится, в древнем пророчестве, знаки которого наблюдались (и добросовестно демонстрировались игрокам) со времен действия еще аж первой части игровой серии. Пророчество обещает не какую-нибудь мелочь, а возвращение дракона-полубога Алдуина, имеющего большие претензии к людям и обладающего радикальными взглядами на развитие мира в общем. Неутешительный прогноз уже настолько близок к своему исполнению, насколько это вообще возможно, отчего в небесах Скайрима принялись весело резвиться драконы (калибром, разумеется, поменьше своего начальства). Летающие крокодилы, бессовестно пользуясь своим военным преимуществом, регулярно хулиганят, сжигая поселения и убивая налогоплательщиков. Не лучшее время для туристической поездки, зато самое подходящее для появления очередного эпического героя.

Вот он, гад крылатый, на насесте

А мы ему по морде чайником…

Завязка игры не хвастается оптимизмом: мало того, что герой обнаруживает себя в цепях, так ему еще и собираются отрубить голову без суда и следствия, так, за компанию с повстанцами. Акт правосудия самым возмутительным образом прерывает как раз дракон, совершенно не интересующийся политикой, зато голодный до развлечений. С этого момента игрока изящно включают в происходящее.

В кабаках вам всегда рады

Так какова же ваша роль во всей этой истории? Разумеется, немалая. Вы — один из драконорожденных, людей, обладающих способностью драконов изменять мир вокруг при помощи голоса, подобно уже упомянутому Тайберу Септиму. Скрыть свой дар вам не удастся и очень скоро персона ваша станет объектом интереса всех сильных мира Скайрима. Любопытно, не так ли?

Населенные пункты красивы… И на удивление чисты

Skyrim не нарушает традиций, предоставляя игроку максимально возможную свободу действий. В принципе, можно забить на сюжетное приключение и заниматься исключительно интеграцией в игровой мир. В своих рядах вас будут рады видеть несколько гильдий, вполне традиционных: воины (здесь их зовут «Соратниками»), маги, барды, убийцы и воры. Вы можете выбрать сторону в гражданской войне, посильно влияя на судьбу провинции, а можете заняться саморазвитием, разыскивая по подземельям новые драконьи крики и вытрясая душу из случайно пойманных рептилий. Попутно можно увлечься ремесленничеством (ковкой оружия, изготовлением и совершенствованием доспехов) или алхимией. Мир Skyrim предоставляет достаточно возможностей, вот разве что заклинания составлять нельзя.

Представитель благородной профессии — пастух мамонтов

Кстати, о мире. Непросто вот так вот сразу сказать, велико ли игровое пространство. С одной стороны, сорок квадратных километров (примерно столько же было в Oblivion) — немалая «песочница» по нынешним игровым временам. С другой же, вторая часть серии, Daggerfall, выпущенная в далеком 1996 году, раскинулась аж на полумиллионе тех самых квадратных километров, что соответствует площади далеко не самой маленькой европейской страны. Разница более чем на четыре порядка не в пользу новой игры. Как же быть? Скажем так: тесноватый мир компенсируется насыщенностью и плотной заселенностью. «Точек интереса», как выражаются современные системы навигации, в Skyrim гораздо больше, чем в Oblivion, ценная площадь почти целиком занята городами, подземельями (созданными, кстати, уже без участия генератора случайностей), лагерями бандитов, храмами, полуразрушенными зданиями, сторожевыми башнями и многим, многим другим. Посему на территории Скайрима, пусть не слишком впечатляющей своими размерами, приключения всегда встретят своего искателя.

Мертвые в The Elder Scrolls V: Skyrim принципиально не желают лежать смирно и тихо разлагаться

Система развития персонажа, весьма самобытная в серии TES, была совершенно логично, хоть и несколько непривычно, усовершенствована: теперь игру совершенно не волнуют ваши изначальные предпочтения в отношении характеристик героя. Вы можете выбрать расу, пол внешность и имя, все же остальные особенности целиком и полностью зависят от вашего стиля игры. Возможно, многим не понравится это нововведение, но оно, безусловно, приближает игровую систему «прокачки» к реализму, если о нем вообще стоит говорить в приложении к компьютерным играм. А вот что стало нетипичным для серии, так это появление некоего «дерева умений» для каждой из развиваемых характеристик. Получать можно строго по умению за уровень и только при условии достаточного уровня нужного скилла. Предпочитаете двуручное оружие? Качайте умение «Берсерк». Любите «тяжелые тупые предметы», как пишут криминалисты? Вам, батенька, в «Костоломы». Экран этих самых умений представлен в виде звездного неба с разнообразными созвездиями. Добрая находка и весьма атмосферная.

Мертвые в The Elder Scrolls V: Skyrim принципиально не желают лежать смирно и тихо разлагаться

Боевая система позволяет вам в полной мере распоряжаться обеими руками. Двуручное оружие, меч со щитом, по лезвию в каждой руке — все это мы уже видели раньше. А вот возможность одной рукой рубить супостатов, а другой кидать в них же (или в себя — зависит от желания) заклинания — уже весьма приятное новшество. В остальном же «боевка» не претерпела значительных изменений и крутится вокруг мыши и ее клавиш.

Одной рукой колдуем, другой режем. The Elder Scrolls V: Skyrim расширяет возможности по изведению супостатов

В отношении магии новым стала сила драконьего голоса, которой ваш герой владеет от рождения. Кое-чему вас научат Седобородые в горном монастыре, но в основном вам придется заниматься самообразованием. Каждый крик может иметь три уровня мощности (состоять из трех слов), для их использования вам, во-первых, надо узнать крепкое словцо (как и все порядочные ругательства, они, как правило, написаны на стенах; правда, стены эти находятся в самой глубине подземелий), а во вторых — поглотить душу убиенного дракона. Дальше все просто — можете упражняться в телекинезе, бегать со скоростью наскипидаренного гепарда и укрощать диких зверей сколько душе угодно.

«Их разыскивает милиция»

В Skyrim’е вам встретится ряд особенностей, знакомых по прежним играм серии. Они не слишком влияют на общий сюжет, но делают игру интереснее. Прежде всего, речь идет о болезнях, которыми вас может наградить даже укус банального хищника в лесу. Лекарское искусство в Скайриме не в чести (впрочем, есть зелье «от всех болезней»), лечиться граждане предпочитают в храмах. Традиционно вас могут наградить вампиризмом или ликантропией, причем на способностях оборотней в игре держится одна из самых любопытных гильдий. Присутствуют лошади (впрочем, толку от них чуть) и даже повозки. Но не спешите радоваться, поклонники Daggerfall’а: повозки здесь используются лишь в качестве такси. Они за умеренную плату доставят вас из одного города в другой, но для перевозки честным трудом награбленного барахла совершенно не предназначены. Напоследок упомянем об, опять же, традиционной возможности приобретения в собственность недвижимости. Стать домовладельцем можно почти в любом населенном пункте, предварительно обретя благосклонность местного ярла. Мелочь, конечно, но приятная.

В отличие от мира Толкиена здесь гигантские пауки мало кого пугают

Интерфейс, пожалуй, стал наиболее спорным моментом игры. Он явно демонстрирует ориентацию разработчика на консольный рынок. Для игры на персональном компьютере интерфейс откровенно неудобен. Можно понять экономические мотивы, которыми руководствовалась Bethesda Game Studios, но трудно простить их пренебрежение внушительной армией поклонников мира TES, взращенных именно на PC. Может быть, проблемы интерфейса на персоналках когда-нибудь поправят патчами (ну как без них, опять же ведь, традиция), но надежды на это мало.

Противопожарная безопасность в тавернах отсутствует как явление. Да и просто безопасность — тоже

Графика игры вполне достойно и на современном уровне демонстрирует красоты Скайрима. Природа (а действие Skyrim разворачивается, преимущественно, на открытых пространствах) зачаровывает своей жизнью, каждый второй вид достоин запечатления для потомков и даже подземелья не выглядят серыми и скучными. Забравшись повыше на гору, можно отложить на часок спасение мира и просто полюбоваться на открывшееся внизу богатство суровой, но прекрасной земли. Карта мира, согласно заявлениям разработчиков, представляет собой все тоже отрисованное в реальном времени пространство с высоты (разумеется, при сильно сниженной детализации). Похоже, что это утверждение соответствует истине.

Проблемой в графическом плане стали персонажи, но, почему-то, лишь некоторые. Многие из них нарисованы просто отлично, в полном соответствии с общим графическим оформлением, но немало и откровенно «топорных» (по нынешним временам) кукол, проникших в игру, такое впечатление, из Morrowind’а образца 2002 года. Этот феномен был нами подмечен еще на показе Skyrim’а в рамках последнего «Игромира» и мы искренне ожидали, что релиз исправит шероховатости. Что именно не срослось — одной Bethesda ведомо, нам же снова остается рассчитывать на патчи и игровой редактор.

Ну чем не памятник?

«…Простите, а часовню тоже я развалил?..»

Возможно ли вообще объективно оценить продукт масштаба Skyrim? Эта игра сочетает в себе наследие ролевых игр 90-х годов с новомодными тенденциями. Это свежая и весьма занимательная глава истории Тамриэля, хоть и слегка «опопсевшая» (не настолько, как система D&D в виде серии Dragon Age, но все же) в переложении на современный лад. Это игра, далеко не лишенная недостатков, но при этом остающаяся прекрасной. Последней фразой можно было охарактеризовать все игры серии TES и Skyrim вписывается в эту серию наилучшим образом. Можно долго спорить о «переосмыслении» Bethesda другой, не менее значимой игровой серии — Fallout, но коньком, жемчужиной этой команды всегда были The Elder Scrolls.

выбор редакции

В последние годы разработчики, следуя тенденциям спроса, не балуют игровую общественность урожаями серьезных ролевых проектов, и на этом удручающем фоне Skyrim просто не может не обратить на себя внимания. Он предложит отличное времяпровождение новому поколению игроков, тем, кто впервые столкнулся с миром TES. Но более всего он порадует геймеров, вступивших на земли Тамриэля семнадцать лет назад. Эта настоящая, проработанная, серьезная ролевая игра достойна награды «Выбор Редакции» уже хотя бы за сценарий и игровой процесс. А нам остается играть в Skyrim и ожидать традиционных патчей, адд-онов и, еще через несколько лет, продолжения.