Опубликовано 08 июня 2013, 00:01

О чем молчат камни. Обзор игры The Night Of The Rabbit

Все мы когда-то были детьми, но многие об этом успешно позабыли. Новая игра Daedalic Entertainment предлагает погрузиться в приятную ностальгию и расшевелить вашего внутреннего ребенка.
О чем молчат камни. Обзор игры The Night Of The Rabbit

Название игры: The Night Of The Rabbit
Жанр: Point-and-click adventure
Разработчик: Daedalic Entertainment
Издатель / в России: Daedalic Entertainment / «Новый Диск»
Похожие игры: The Whispered World, Deponia, Chaos on Depoina, The Legend of Kyrandia, Simon the Sorcerer
Платформы: PC
Дата выхода: 28 мая 2013 года
Официальный сайт: http://rabbit.daedalic.de/

Школьные каникулы — славная пора, когда всё возможно и всё вероятно, даже если отдыхать осталось всего пару дней. Как провести оставшееся время с пользой? Можно заранее собрать свой рюкзак и хорошенько выспаться, но лучше отправиться навстречу приключениям, которые, как и джунгли, зовут сами.

В хорошей истории начало — предзнаменование конца

В хорошей истории начало — предзнаменование конца

Всё в The Night of the Rabbit напоминает о детстве — начать хотя бы с жанра. Когда я была ребенком, такие игры поголовно называли «квестами», благодаря великолепным Police Quest, King’s Quest и Space Quest. Что ни говори, логика тут весьма ущербная (если ей следовать, то Dragon Quest, Puzzle Quest и Royal Quest придется также отнести к «квестам»), но для детей и их не очень хорошо говорящих по-английски родителей вполне понятная.

Да и рассказывает игра про маленького мальчика Джереми, который находится в том возрасте, когда верят в волшебство и слушают маму, и еще не доходят до выкладывания собственных «обзоров на игры» в Youtube. Мир Джереми — это маленький деревянный домик на окраине большого таинственного леса, и маячащая где-то далеко-далеко, неподалеку от супермаркета и других отголосков цивилизации, школа.

А может, это всего лишь сон?

А может, это всего лишь сон?

И общается с нами игра, как с детьми. Начинается все с бодрой зарядки, то есть обучения: щелкни мышкой здесь, залезь в рюкзак, возьми корзинку, сломай корзинку, почини корзинку. Даже первое серьезное задание — помочь маме набрать ежевики для пирога. При помощи той самой корзинки, да.

А какие тут душевные герои! Мало того, что герой следует за белым кроликом в дыру между мирами, а затем (с огромным трудом, между прочим) попадает на чаепитие к Мартовскому зайцу и Соне, так еще и ездит на велосипеде почтальона-лягушки и пытается перевоспитать мышонка-рэкетира. В памяти всплывают милые сердцу образы персонажей «Алисы в Стране Чудес», «Винни Пуха» и «Ветра в ивах».

Безумное чаепитие с точки зрения Мэтта Кемпке

Безумное чаепитие с точки зрения Мэтта Кемпке

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь не только внешний облик, но и загадки «олдскульные», в которых и взрослый не сразу разберется, а то еще и в прохождение заглянет. Что уж говорить о традиционной «охоте за точками», возведенной в особый ранг из-за особых «ачивок»! Впрочем, об этом чуть позже.

Если героя оставить наедине надолго, то он будет сам себя развлекать

Если героя оставить наедине надолго, то он будет сам себя развлекать

Отдельно хочется отметить локализацию — в игре есть русские субтитры (наряду с другими европейскими языками) и двуязычная озвучка на выбор (немецкая или английская). Диалогов много, очень много, они катастрофически длинные и меееедленные, а их перевод — весьма технический, поэтому сложно представить, что в The Night of the Rabbit будут с легкостью играть дети. Персонажи шутят, используют метафоры и игру слов, что в русских субтитрах, мягко говоря, отражено далеко не везде.

Все заклинания умещаются вдоль волшебной палочки. Их совсем немного, но они (почти) все полезные

Все заклинания умещаются вдоль волшебной палочки. Их совсем немного, но они (почти) все полезные

Наш герой — паренек смекалистый и рассудительный не по годам, обмануть его сложно, он сам кого хочешь вокруг пальца обведет: и лису, и ящера, и даже древнего, всеми богами забытого бога. Но Джереми все-таки не волшебник, он только учится. И первое заклинание, которое становится ему доступным — это помощь друга и наставника, Маркиза де Хото, по совместительству — белого кролика с жуткими красными глазами. Казалось бы, отличная идея для реализации подсказок прямо внутри игры, не отрываясь от процесса. Но увы, маркиз не любит конкретику, и вместо наводящих намеков выдает лишь общие фразы вроде «Тебе надо найти врата в другой мир». Спасибо, кэп! То есть, маркиз.

Посмотри на мир через дырочку в монетке — и увидишь больше, чем невооруженным глазом

Посмотри на мир через дырочку в монетке — и увидишь больше, чем невооруженным глазом

Вторая органичная система подсказок помогает куда больше — полюбившийся (и не зря) разработчикам режим, когда на экране подсвечиваются все «горячие точки». Для этого герою нужно лишь посмотреть через дырочку в волшебной монетке — и все тайное станет явным. Кстати, монетка эта — не просто удобное средство против пиксельхантинга, но еще и необходимый для прохождения артефакт.

Дневник Джереми начинается еще до появления в игре самого Джереми. Вот уж загадка!

Дневник Джереми начинается еще до появления в игре самого Джереми. Вот уж загадка!

Чтобы не запутаться окончательно в хитросплетениях сюжета, Джереми ведет дневник — в нем легко можно прочитать, какие загадки уже решены, а к каким только предстоит найти ключ.

Сколько ни играла, так и не нашла, для чего же нужно собирать капли росы

Сколько ни играла, так и не нашла, для чего же нужно собирать капли росы

Из нововведений — еще и система так называемых Collectibles & Achievements. В качестве дополнительного развлечения для вдумчивых и наблюдательных игроков можно попытаться найти все капельки росы и наклейки (о которых сюжетно вам никто рассказывать не будет, думайте сами, ищите сами). Маленькая подсказка — если хотите собрать их всех, то начните это делать прямо вот с самого начала, едва покончив с обучением «мышеклику».

Наклейки тоже бывают пасхальными. Попробуй собери их всех!

Наклейки тоже бывают пасхальными. Попробуй собери их всех!

Из более очевидных вещей — небольшая коллекция аудиорассказов (на английском и немецком); это истории лесного духа, которые позволяют более глубоко погрузиться в мир Мышелесья (да и, в общем-то, других миров). Также, вполне традиционно, в специальном разделе можно просмотреть все «открытые» видеоролики.

Выиграть в квартеты в гнома не так-то просто

Выиграть в квартеты в гнома не так-то просто

Но если и этого вам мало — попробуйте сыграть в «Квартеты». Простая, но довольно азартная карточная игра в духе «Верю — не верю», цель которой — собрать как можно больше «квартетов»  — полных сетов карт одной «масти». За победу в некоторых соревнованиях вы получаете все новые карты — на их лицевой стороне проявляются символические изображения ключевых моментов истории.

Первое достижение в игре и первая пасхалочка к «Матрице». Oh wait…

Первое достижение в игре и первая пасхалочка к «Матрице». Oh wait…

Венцом всех перечисленных, независимых друг от друга коллекций является общая система достижений, которая присутствует почти во всех играх в Steam. И, надо сказать, скорее всего, с первого раза собрать все достижения у вас вряд ли выйдет.

Под покровом ночи чаепитие превращается в распитие

Под покровом ночи чаепитие превращается в распитие

Более того, в середине игры Джереми вручат специальную книжку, позволяющую скоротать время, или, по-простому — переключаться между днем и ночью. Одни и те же персонажи и места в разное время суток выглядят иначе, открываются с разных сторон. Что дозволено днем, невозможно ночью, и наоборот.

Новые подробности о героях бывают странными

Новые подробности о героях бывают странными

Как ни крути, The Night of the Rabbit — очень красивая игра, с самобытным миром, в который хочется верить. Персонажи, декорации, пейзажи продуманы и прорисованы до мелочей. Любовь лягушонка Платона к мышке Ании, желание Церковного мыша передать семейное дело непутевому сыну (как я подозреваю, аутисту), упрямство гнома-самогонщика, наивность японской лисицы-оборотня Кицуме — наивных, трогательных историй в Мышелесье очень много. Повествование сопровождается приятной, ненавязчивой музыкой, а в силу определенных причин заглавная композиция надолго засела у меня в голове.

Разработчики шутят

Разработчики шутят

К сожалению, игра ни на минуту не давала мне забыть, что она — «инди», продукт творчества независимых разработчиков. Невероятно, просто чудовищно длинные диалоги и долгие паузы между репликами кажутся мне главной причиной, почему прохождение может занять до пятнадцати часов реального времени. Быстро «промотать» диалоги невозможно, равно как и поставить их на паузу, а так как подавляющую часть информации вы узнаете именно во время беседы, то во время игры нежелательно на что-то отвлекаться. В лучшем случае вам придется вновь прослушать длинный диалог, в худшем — вы просто пропустите важные подробности или просто занимательные факты. Плюс в этом я нашла один: если играть в The Night of the Rabbit поздно вечером, то сонливое состояние приходит быстро и непринужденно. И даже кролики после этого не снятся.

Тревожные предвестники близящегося Runtime Error

Тревожные предвестники близящегося Runtime Error

Серьезный стресс я испытала, когда уже ближе к развязке истории игра начала чудить: изображения накладывались друг на друга, вместо роликов мне показывали тест на эпилепсию (смена белых и черных кадров с частотой стробоскопа), а затем игра просто «вылетала» на рабочий стол. К финалу я продиралась сквозь бесчисленные Runtime Errors, поэтому «послевкусие» от игры осталось, как в том анекдоте про ложечки (которые, конечно же, нашлись).

Если вы все еще не верите в психоделичность игры, то пора бы

Если вы все еще не верите в психоделичность игры, то пора бы

Самый же главный недостаток, на мой взгляд — это общая неторопливость игры. Я всегда считала, что хорошие истории должны увлечь сразу, в течение первых десяти минут. Та же проблема была и в Heavy Rain — невероятно затянутое и скучное начало. Но что дозволено Юпитеру с крупной рекламной кампанией, то не дозволено быку. Жаль, что добрая (хотя и изрядно психоделичная) игра может пройти мимо своих потенциальных поклонников. Инди — оно, конечно, инди, но в той же Deponia сюжет был увлекательнее, а повествование можно и вовсе назвать стремительным по сравнению с «учеником кролика».

Призраки прошлого

Призраки прошлого

В конце так хочется порассуждать, о чем же на самом деле игра, но, увы, это будет изрядным «спойлером». Daedalic хоть и расположена в Гамбурге, но есть в их проектах что-то... Поиск нужного облачения во сне, блуждание по лесу, вытесненные воспоминания, маски, тени, луч света в темном царстве, безусловная любовь… Но и это, опять же — лишь одна из многих возможных интерпретаций.

Откровенно говоря, я удивлюсь, если кто-нибудь дочитает этот текст до конца. По сути, The Night of the Rabbit — как и все игры издательства Daedalic Entertainment — уже отмечена. Для одних эта отметка — знак качества (и такой человек вряд ли пропустит новый проект этой удивительно компании), а для других — табличка «Порошок Инди-квест не входи». Игра также будет интересна всем ностальгирующим поклонникам жанра, готовым ради хорошей истории, занятных головоломок и живых персонажей простить разработчикам любые технические огрехи.