Опубликовано 15 сентября 2013, 01:25

Total War: Rome 2. Хочешь мира — готовься к войне

Очередного воплощения Древнего Рима от Creative Assembly мы ждали девять лет. Прошлись огнем и мечом по нашим компьютерам Shogun 2 и Medieval 2, мы сходили в поход с Наполеоном и поучаствовали в колониальных войнах, ну а теперь наконец-то сможем еще один раз доказать всему миру, что римские легионы не зря занимают почетное место в богатой истории войн.
Total War: Rome 2. Хочешь мира — готовься к войне

Название игры:  Total War: Rome 2
Жанр:  глобальная пошаговая стратегия + RTS
Разработчик: Издатель/в России:  SEGA/1С-Софтклаб
Похожие игры:  серия Total War, серия Warhammer: Dark Omen
Платформы:  PC
Дата выхода:  03 сентября 2013 года
Официальный сайт:  http://www.totalwar.com/en_us/rome2

Непроста доля легионера…

Непроста доля легионера…

Вряд ли кто-то усомнится в том, что с древним Римским государством, успевшим на своем веку побывать и царством, и республикой, и империей, связаны одни из наиболее значительных страниц мировой истории. Мощная армия, развившаяся из первых народных ополчений в сложную и эффективную военную машину, впечатляющая культура, хоть и не обошедшаяся без заимствований, образование, ставшее прообразом современного – все это позволило Риму со временем достичь впечатляющего расцвета и распространить свое влияние не только на Италию, но и отхватить весьма немалые куски мира в целом. Конечно же, при столь великих свершениях, Древний Рим стал в наше время прямо-таки идеальным кандидатом на главную игровую роль для разработчика оригинальных стратегий, хвастающихся налетом историчности. А посему в 2004 году студия Creative Assembly расширила линейку Total War игрой Rome, повествующей о нелегких временах Античности сквозь призму военных, преимущественно, действий.

Идеологически игра продолжала дело своих предшественников, Shogun и Medieval, сохранив с ними общую концепцию и геймплей: на глобальной карте мы управляли подконтрольным государством в общем, строили здания, регулировали поборы и ругались с соседями в рамках дипломатии, а при военном столкновении лично брали под свое чуткое руководство войска и разбивали (не всегда, разумеется) врага в пух и прах. Привнес Rome в свой несколько экзотический жанр и кое-что от себя, развив заложенные ранее идеи, добавив немного новшеств и, наконец, перенеся баталии Total War в полноценные три измерения. В результате игра вышла просто отличной, что и доказала преумножившаяся армия поклонников серии. А уж с учетом последующего развития «тотальных войн» планка минимально необходимого качества для «римского» сиквела вообще оказалась на очень впечатляющей высоте. Осталось лишь понять, возьмет ли эту высоту Rome 2.

Последствия кровавой битвы в Total War: Rome 2

Последствия кровавой битвы в Total War: Rome 2

Итак, держава, созданная Александром Македонским пала и растащена по кускам. Силы, с которой приходилось считаться большинству государств периода Античности, больше нет – восстания и диадохские войны надежно похоронили любую надежду на возрождение Македонской империи. Для энергичных и честолюбивых правителей настает золотое время – шанс возвеличить себя и свою страну над прочими, подчинить себе соседей, раз и навсегда разобраться с врагами и оставить на песке времен четкий и тяжелый след. Включиться в борьбу за власть под управлением игрока готовы восемь народов (включая греков из DLC Greek States) плюс различные конкурирующие фракции внутри некоторых из них. Все они, кстати, могут похвастаться массой отличительных особенностей, далеко не ограничивающихся одной лишь графикой.

Выбор стороны, ее слабые и сильные стороны, во многом определяют характер игры. Кампания за различные стороны будет отличаться (иногда заметно) сложностью прохождения (в большей степени это заметно поначалу) – в силу географического положения и исторических реалий народы мира находятся в разном положении. Разумеется, окружающий вас виртуальный мир заселен гораздо плотнее – взаимодействовать тем или иным способом придется с десятками народностей. И хоть за все это разнообразие по понятным причинам поиграть нельзя, некоторые из фракций было бы очень интересно взять под свой контроль в будущих DLC. Что же касается самой Римской республики, то она на момент начала игры находится в процессе завоевания Италии: вторая самнитская война уже завершилась (поучаствовать в ней мы можем в прологе-обучении), но этруски, союзники горцев-самнитян, не дают покоя наследникам Ромула и Рема. Как бы то ни было, встав во главе одного из народов, вы напрочь забываете про известную со школы историю и начинаете вершить ее самостоятельно.

Солдат много не бывает

Солдат много не бывает

Всем радоваться полчаса!

Всем радоваться полчаса!

Административное деление в Rome 2 участилось – провинции теперь делятся на несколько областей, каждая из которых управляется своим городом или поселением. И если некоторые операции вы проводите в рамках всей провинции в целом (например, налоговое регулирование или работа с недовольством населения), то другие, (в частности – застройку или назначение сановников, в добровольно-принудительном порядке насаждающих ваши ценности на завоеванных территориях) вы уже осуществляете в пределах конкретного населенного пункта. Интерфейс игры, к счастью, запутаться не позволяет – выбрав любой город, вы тут же получаете доступ ко всем городам этой провинции, исключая те, что находятся под чужим контролем. Все верно, провинции теперь могут совместно управляться различными государствами. Впрочем, территориальные конфликты в таких случаях – дело лишь времени.

Глобальная карта в Total War: Rome 2 заметно прибавила в красоте

Глобальная карта в Total War: Rome 2 заметно прибавила в красоте

Каждую армию TW: Rome 2 должен возглавлять полководец, без военачальника ни к каким осмысленным действиям толпа солдат не способна. Кандидатур, благо, достаточно – в каждом городе найдется не один офицер-новичок, готовый проявить себя в бою во имя вашей славы. Впрочем, если армия окажется удачлива в сражениях, то в новичках ее командиру ходить долго не придется – опыт полководца, также как и опыт возглавляемых им войск, растет по мере участия в битвах, причем независимо друг от друга. Причина такого разделения очень проста: в рядах воинства подразумевается некоторая ротация личного состава, так что армия в целом сохраняет свой опыт до тех пор, пока не будет наголову разбита; а вот полководцы, напротив, при всех своих заслугах, далеко не вечны. Ваш генерал может пасть на поле битвы, умереть от болезни или, в конце концов, от банальной старости. В этом случае армия сохранит свой (но только свой) боевой опыт, а в ее главе встанет новый амбициозный офицер. Кстати, плодить армии и полководцев как мышей в амбаре, споро рассылая их во все концы света с самого начала игры тоже не получится: количество возможных войск, равно как и секретных агентов, и сановников ограничено уровнем могущества вашего государства, растущего по мере его развития. Зато передвижение по водной глади не представляет трудности даже для самых сухопутных вояк – транспортные корабли, готовые целыми когортами перевозить ваших военнослужащих, появляются буквально из воздуха и не стоят вам ни сестерция лишних денег.

Автоматический расчет сражений выглядит в меру драматично

Автоматический расчет сражений выглядит в меру драматично

Конечно, ни одна, даже самая могущественная, империя не может похвастаться полным внутренним единством. Различные конкурирующие фракции отчаянно тянут на себя одеяло, пытаясь перехватить власть и присвоить себе чужие заслуги. Не секрет, что наибольшей активности подобные дрязги достигают во времена неспокойные, и политика, и так являющаяся делом не слишком-то чистым, становится грязнее осенней лужи в римском пригороде. TW: Rome 2 предлагает нам, помимо прочего, заняться этой самой политикой, правда, далеко не в полном объеме, что, пожалуй, и к лучшему. В случае Рима, например, вам предстоит побороться за влияние в сенате с другими властолюбивыми династиями. Почти все ваши действия будут вызывать ту или иную реакцию невидимых сенаторов, так что придется стараться перетянуть как можно большее их количество на свою сторону. Меры воздействия на конкурентов во власти, стремящихся к тому же, что и вы, не слишком широки, но некоторый выбор обеспечивают. Можно, например, подкупить неудобного человека или же, если денег жаль, организовать на него покушение. С менее неприятными личностями можно заключить брачный союз (семья у вас остается за кадром, но она явно наличествует), а подходящего по возрасту выскочку – так и просто усыновить. Иногда вашего внимания потребуют нерядовые события, нарушающие относительно спокойную жизнь страны: то боги жертву не принимают, а то и ваша собственная дочь, например, начнет вести себя вызывающе даже по меркам античности. Удачное решение подобных вопросов, опять же, прибавит вам популярности, неудачное, соответственно, очернит в глазах нескольких сенаторов. В целом, трудно сказать, что политическая часть разработчику удалась: она далека от увлекательности, отвлекаться от завоеваний ради нее обычно неохота, да и влияние подковерных интриг на игру в целом как-то не сильно ощущается.

Вот здесь плетутся интриги и заговоры

Вот здесь плетутся интриги и заговоры

Система дипломатии каких-то заметных перемен не претерпела, оставшись на уровне базовых договоренностей. Можно объявлять войны (без объявления напасть на противника все равно не дадут), заключать торговые, оборонительные и военные союзы, забирать суверенные государства под свой протекторат, заключать соглашения о проходе войск, да кое-что еще немногое. За соблюдением вами достигнутых договоренностей следит, понятно, весь остальной мир: нарушите, например, договор о ненападении с соседом в течение десятка ходов (позже – можно, за давностью срока, видимо) и вскоре почувствуете дипломатические последствия своего вероломства – договариваться с другими лидерами станет сложнее. Свою игровую функцию дипломатическая надстройка выполняет исправно, но, право же, хотелось бы видеть реальное развитие этой составляющей.

Ну о чем тут можно говорить?

Ну о чем тут можно говорить?

Название Total War недвусмысленно указывает на то, что главною роль в проектах этой серии играют масштабные сражения, грандиозные столкновения бесчисленных армий, завораживающие своей динамикой. Здесь Creative Assembly тоже не стали вносить каких-то революционных изменений, мудро следуя принципу «лучшее – враг хорошего». Точнее, нововведения присутствуют, но в основной своей массе они касаются внутренней математики, отвечающей за расчет параметров юнитов. Видимых новшеств не так много, но незаметными их не назовешь. Например, теперь вам не обязательно в ходе всего сражения лично контролировать каждый отряд – наименее важные подразделения можно отдать на откуп «электронному генералу», указав ему общую стратегию. Кроме того, морские сражения теперь вовсе не обязаны протекать строго отдельно от сухопутных – десант морской пехоты с вовремя подошедшей триремы может значительно подкорректировать результат уже, казалось бы, состоявшейся битвы. Пожалуй, единственное, что портит впечатление от боевой части TW: Rome 2 – это весьма своеобразный искусственный интеллект, страдающий периодическим помрачением рассудка. Будем надеяться, что грядущие патчи поправят ситуацию.

Наша конница врывается в осажденный город

Наша конница врывается в осажденный город

На палубах могут разворачиваться нешуточные битвы

На палубах могут разворачиваться нешуточные битвы

Главное — не дать высадиться!

Главное — не дать высадиться!

Демонстрация игры на минувшем почти год назад Игромире, помнится, оставила о себе весьма сильные впечатления в плане графического исполнения. К сожалению, релизная версия такого великолепия не демонстрирует – все хорошо, но не сногсшибательно. Впрочем, огрехи картинки видны разве что при максимальном приближении или в так называемом «кинематографическом режиме», когда камера в пылу битвы пытается самостоятельно взять удачный, с ее точки зрения, ракурс. В целом же, если смотреть на происходящие баталии с высоты привычного стратегического полета, то лишь детали интерфейса не позволяют принять происходящее за какой-нибудь исторический фильм-реконструкцию от канала Discovery. Настроить должным образом баланс графики и производительности игрокам должен помочь ролик на движке игры, демонстрирующий знаменитое поражение Рима в Тевтобургском лесу. Честно сказать, помогает он не так, чтобы сильно, но смотрится приятно. Традиционно для серии TW: Rome 2 не избежал и изрядной порции досадных ошибок: игра порой вылетает без видимых на то причин, иногда просто виснет или хвастается затейливыми глюками. Выход патчей строго необходим.

Корабли на весельной тяге

Корабли на весельной тяге

Без конницы в Total War: Rome 2 никуда

Без конницы в Total War: Rome 2 никуда

Итак, перед нами снова старый, добрый «Рим» в новой обертке. Хорошо это или плохо? Зависит от точки зрения, пожалуй. Хорошо то, что играбельность проекта остается, как минимум, на прежней высоте, весьма увлекательным образом удовлетворяя виртуальную мегаломанию. Плохо же то, что инноваций для девяти лет разницы как-то недостаточно, по крайней мере, зримых невооруженным глазом. TW: Rome 2 не произвел своим выходом того эффекта, которым могла похвастаться первая часть «римских войн», но в целом игра, нельзя не признать, получилась достойной. Vivere militare est!