Игры
31 марта 2012 в 00:00

Обзор игры Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai. Меч против прогресса

Масштабное дополнение «Закат самураев» к популярной стратегии Shogun 2 расскажет о войне Босин — историческом конфликте между императором Японии и военным правительством Токугавы. Отныне исход войны можно переписать по своему усмотрению. Нам даже разрешат стравить на одном поле средневековых мечников и технологии XIX века типа тяжелых пулеметов Гатлинга с ручным приводом.

Армия курит, пока дальнобойные пушки рвут на части голубые отряды врага

Иностранные легионеры и самурай-лейтенант? У конкурентов такого единомыслия нет!

Название игры: Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai / «Закат самураев»
Жанр: Turn-Based Strategy, Real-Time Tactics
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель/в России: SEGA/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Empire: Total War, Napoleon: Total War, King Arthur II: The Role-Playing Wargame
Платформы: PC
Дата выхода: 23 марта 2012 года
Официальный сайт: http://www.totalwar.com/shogun2/

Серия Total War с 2000 года является эталоном жанра глобальных стратегий. Новые части выходят чуть ли не ежегодно, игроки раз за разом завоевывают все новые уголки света, а разработчики из британской студии The Creative Assembly подкидывают им все новые конфликты. Свое начало серия берет с игры Shogun: Total War, рассказавшей о событиях многолетней гражданской войны на островах Японии. Дальнейшие истории из серии «Тотальная Война» развивали тему средневековых конквист, наполеоновских подвигов и борьбы за создание Римской Империи.

К истокам разработчики вернулись спустя 11 лет. Историческая стратегия Total War: Shogun 2 вышла в 2011 году и получила высокие оценки от профессиональных критиков (ее средний балл по версии Metacritic составляет 90/100). В течение года было выпущено несколько мелких скачиваемых дополнений, затем в сентябре настал черед новой кампании «Рассвет самураев», посвященной разборкам японцев в XII веке. Мы стали свидетелями самурайских войн трех великих домов — Тайра, Минамото и Фудзивара.

Общий вид на поле брани свидетельствует, что это самая масштабная Total War за всю историю серии. Тысячи солдат!

Засада в лесу — классика жанра. Обратите внимание, сколько конных войск уже полегло

Хронологически после ранних войн начался практически трехвековой период «сенгоку дзидай», эпоха воюющих провинций и тема событий базовой кампании Shogun 2. Мелкие князья пытались распространить власть на соседей, страна погрязла в кровопролитных междоусобицах. Итогом войны считается установление власти сёгуната Токугава, чей лидер объединил враждебные группировки в единую страну, управляемую военным правительством. Финальное дополнение «Закат самураев» логически завершает «самурайскую» трилогию Shogun 2 — оно повествует о закате эпохи воинов, которое помогло Японии стать великой державой.

«К чему вся эта историческая справка?» — справедливо спросит читатель. Дело в том, что действие Fall of the Samurai происходит в годы падения сёгуната во время конфликта с императором Японии. Из-за проникновения в страну западнических идей, а также экономической и технической революции, в Стране восходящего солнца ослабла власть сёгуната и начался подъем национализма, развившийся на почве культа императора. К 1868 году между двумя фактическими правителями страны, сёгуном и императором, вспыхнуло открытое противостояние. Сегун был против вестернизации страны, а император желал для родины реформ и технических открытий. В историю конфликт вошел как война Босин, продлился до мая 69-го и закончился поражением сёгуна и упразднением первой в Азии республики Эдзо. Наша «версия» войны не будет настолько быстротечной.

Британские карабинеры в явном меньшинстве и уже вынуждены расчехлить сабли

Удачный ракурс превращает игру о бесконечной войне в романтическую открытку

Total War никогда не заставляла игроков следовать по тропинке из дат учебника истории. Де-факто противостояние двух монархов сохранено, но действие игры начинается раньше войны Босин, в 1864 году, и любую из имеющихся фракций можно сделать владыкой островов под протекцией сёгуна или императора. Цель кампании интуитивно понятна с первых же секунд — следует завоевать соседей, а затем выбрать между прогрессом и традиционализмом. Есть и третий путь: объявить войну всем и попробовать выжить без союзников.

Главные роли достались шести кланам, трое из которых являются консерваторами, а другие три — реформаторами, сторонниками имперской власти. На стороне императора выступают провинции Тёсю, Сацума и Тоса, а последнему в истории сёгуну верны войска Айдзу, Нагаока и Дзёдзаи. Мы вправе взять в начале кампании любой понравившийся клан и даже исхитриться и предать его традиционные интересы.

Есть в игре и другие, второстепенные кланы, доступные за отдельную плату: это кланы Сага, Тсу и Обама. Они в любом случае присутствуют как активные участники военного времени, но поиграть за них можно лишь после покупки кодов для разблокировки. Таким образом, новых кланов всего девять, но какого-то уникального, каким был союз воинствующих монахов-буддистов и беглых рёнинов Ikko-Ikki в Shogun 2, тут нет. Надеемся, что ситуацию исправит секретный десятый клан Сэндай, специалисты по переговорам, о которых подробно рассказывает встроенная в игру «Энциклопедия», но которых почему-то на горизонте пока не видно.

Люди спешат покинуть обреченный галеон, самураи в национальных нарядах смотрятся комично

Вражеский генерал Нориката решился на штурм с армией, которая численно уступает защитникам крепости. Храбрец!

Приятной особенностью дополнения является то, что для его работы не требуется владеть копией игры Total War: Shogun 2 — дополнение устанавливается независимо от основной игры, но при ее наличии самостоятельно интегрируется и в основном меню TW:S2 отображается вместе с остальными двумя кампаниями.

Формула игрового процесса за прошедший с релиза Shogun 2 год не изменилась: мы обязаны вести хозяйство собственного клана, развивая науку и экономику, поддерживать дип. отношения с другими кланами (острова-то тесные!) и понемногу завоевывать соседние феоды. Остальные, впрочем, занимаются всем этим одновременно с нами, стоит только нажать кнопку «конец хода». Весь режим дня военачальника состоит из двух хлопот: глобальной карты, на котором представлена вся Япония с провинциями и войсками, и военного уровня, отображающего карту местности во время боевых стычек.

Новые типы кораблей сделали морские баталии динамичнее — у паровых судов ведь нет проблем с маневренностью

Каждую деталь военного ремесла разрешено проинспектировать лично

Карта страны расширилась и впервые включает географию северного острова Эдзо, ставшего финальным пристанищем сторонников сёгуната. В мае 69-го непризнанная республика Эдзо была разгромлена флотом императора Мэйдзи, не просуществовав как государство и года, а здесь у Эдзо открытое будущее, в котором острову не даже грозит переименование в Хоккайдо. На «карте мира» расставлены фишки армий, кораблей, агентов. Каждый ход в глобальном пошаговом режиме соответствует двум неделям какого-то времени года, то есть сезоны разбиты на ходы, и каждый сезон состоит из 6 ходов. Во время некоторых времен года происходят специальные события, например, зимой в удаленных от городов армий повышается смертность солдат от болезней и холода.

Рекомендуется беречь все возможные резервы — интеллект компьютера на нормальной сложности сражается как достойный полководец и обыграть его одним только умением весьма непросто, потребуется внушительных размеров армия. Отсюда и начинается следующий пласт игры: во время столкновения фигурок генералов, в зависимости от типа местности, движок генерирует карту для проведения сражения. Сражения великолепны, ведь эти масштабные драки сотен людей на суше и на море по-прежнему остаются коньком игры.

Демоны-ниндзя годятся не только для саботажа железной дороги, но и для ночных диверсий

А вот и «секретный» клан Сэндай пожаловал. Эти мастера переговоров имеют огромные дипломатические бонусы и потому всеми любимы

Многие технические новинки типа артиллерии, пришедшей из Napoleon: Total War, или тяжелых колесных пулеметов постепенно превращают стратегию о боях разозлившихся крестьян в некоторое подобие Бородино и Геттисбурга, с той оговоркой, что приличную технику мы сможем получить ближе к финалу кампании. Многое на первых порах недоступно — технологии придется изучить или выкупить у иностранных коммерсантов. В качестве ключевой правки баланса для артиллерии наконец-то сделали ограниченные боеприпасы.

Как вы поняли, отныне в судьбе Японии важную роль играют гости — раньше ими были португальские миссионеры, распространители христианства, а теперь потенциальными союзниками готовы стать США, Великобритания и Франция. Все они внимательно следят за ходом войны в Японии и пытаются на ней заработать. Торговые соглашения с этими странами позволят завербовать в свои ряды такие элитные корпуса, как Королевскую морскую пехоту Великобритании или вояк из французской инфантерии, привычной к подавлению бунтов во французских колониях. Дополнительно к псам войны прилагаются «военные советники» с Запада, способные снижать расценки на покупку войск для собственной армии! Как говорится, заграница нам поможет.

Господина справа от творящейся резни, кажется, тошнит. Еще бы: артиллерию используют в ближнем бою!

Наемники против наемников. Кадр будто пришел из хроник Войны за независимость США

В целом, проку от «красноголовых варваров», как называли азиаты выходцев из западных стран, все-таки намного больше, чем кажется поначалу — к 67 году с их помощью мы начнем строительство железных дорог, способных практически молниеносно перебрасывать подкрепления и агентов из тыла туда, куда протянулись железные ветки. Но с дорогой придется быть настороже, ведь она уязвима для саботажей ниндзя и прочих пакостников из стана врага. Одна не вовремя захваченная станция способна парализовать все наши планы!

Сохранена фирменная особенность всех коммерческих дополнений в серии Total War: игра привносит в баланс, интерфейс и даже умения агентов десятки исправлений, заметных ветеранам и облегчающих жизнь новичкам. Так, железная дорога — нововведение приятное, но полностью меркнущее в сравнении с возможностью самолично управлять пушками Гатлинга и Армстронга в режиме от первого лица! В стратегию словно пришел микро-шутер, дающий шанс эффектно расправляться с вражескими отрядами.

От залпов могущественного клана Сацума всюду стелется едкий пушечный дым. В воздухе свистят ядра, которые можно рассмотреть даже на картинке

Средневековье резко сменяется технократией и вот по местам вчерашних пагод уже несется первый поезд

Разумеется, личное управление отрядом сугубо добровольное. Благодаря этому трюку игра обретает сходство с культовой забавой Operation Blockade, которая также требовала наводиться мышкой на многочисленные отряды и косить их пулеметами и ядрами. Однако из соображений баланса мощность всего «огнестрела», в особенности ружей и мушкетов, была целенаправленно снижена. Надо же как-то было сохранить простор для других тактик, не включающих покупку хоть и дорогих, но убийственных пулеметов.

У заморских союзников можно заказать много полезных орудий смерти, были бы деньги. В игре появилось 10 новых кораблей, включая паровые корабли и броненосцы, которые довели общее число водного парка до 21 уникального корабля. Также для морских сражений сделали возможность содействовать сухопутным битвам поддержкой с моря. Если надо, мы можем проводить массированные артобстрелы из орудий прибрежных кораблей. Таким методом легко осаждать порты — прямо из моря напасть на вражеский пирс и изрешетить береговую охрану мощнейшими корабельными пушками. Впрочем, в Shogun 2 бывает и наоборот…

Пулемет Гатлинга, вид практически от первого лица. За необходимость крутить ручку прозван «мясорубкой»

За тридцать лет до Цусимского сражения. На переднем плане корабли клана Тсу, больших любителей шиноби

Кампания разбита на три категории по продолжительности: короткую, которая начинается в 1864 и ограничена декабрем 70-го, длинную с ограничением до 76 года и завоевательную, которая требует захвата и удержания наибольшего числа провинций в срок с 64-го по 76-й. За эти годы терпеливый стратег сможет создать самую, пожалуй, фантастичную из исторически достоверных армий — гремучую смесь феодальных крестьян-самураев с британскими карабинерами, линейной пехотой и пушечными расчетами. В тылу продолжат подрывную работу ниндзя-диверсанты и усатые английские шпионы.

При отказе от прогрессивных технологий Запада плюсов для игрока останется куда меньше — поддержка традиций и сёгуната поможет сохранить лояльность населения и прочих невежд, которые со страхом и опаской относятся к поездам, пулеметам и иностранцам. Традиционалистам придется куда реже подавлять крестьянские бунты, норму для стремительно меняющейся страны, и довольствоваться деревянными моделями пушек, разработанных по технологиям отстающих предков.

К середине кампании дисциплинированная линейная пехота превосходит самураев во всем, кроме штурма крепостей

Иностранные солдаты быстро привыкли к восточным заборам и колоритным нарядам самураев

Искать пути решения проблем в игре нам вообще придется чаще, чем кажется в начале пути. Каждый ход потребуется отслеживать строительство новых объектов, тренинг войск и дипломатические отношения с горсткой фракций. «Закат самураев» медленно превращает своего игрока в эффективного менеджера.

Если честно, в игре много лишнего микроменджмента, который некому делегировать, оставив себе исключительно войну или, скажем, торговлю. В серии Civilization, например, многие вопросы можно было перепоручить советникам и получать отчеты о работе филиалов. Здесь же принудительно приходится двигать каждую пешку, заботиться о судьбе каждого верноподданного, а это, знаете ли, съедает слишком много времени у главного — битв. Видимо, по этой причине авторы игры добавили 6 новых исторических сражений в одноименный режим, который позволяет воспроизвести самые глобальные сценарии битв прошлого.

В реальности некоторые из солдат падали от ружейного дыма в обморок, но к счастью, в игре это не отражено

Доблесть самураев в итоге уступила место коварным технологиям; увы, азиаты не джедаи — не умеют они отбивать пули мечами

У игры есть один настоящий аналог, который удачно ее дополняет — это фильм «Последний самурай» с Томом Крузом, который, несмотря на слишком вольное обращение с историческими фактами, рассказывает о том же самом — конце эпохи самураев и реставрации империи. Но игра все же значительно лучше слезливого фильма и в очередной раз доказала интеллектуальное превосходство серии Total War и то, что «восточная» тема себя не исчерпала.

Стоит добавить, что специфика выбранного The Creative Assembly исторического периода в том, что так далеко, как во вторую половину XIX века, серия еще никогда не заглядывала. Потому-то технологии типа паровых фрегатов и железных броненосцев появляются в серии впервые.

Сначала утюжим залпами с моря, затем штурмуем сухопутными силами

Полицейские отряды Синсэнгуми были последним аргументом сёгуната в борьбе с влиятельным императором

Пожалуй, со времен Empire: Total War, позволявшей захватить весь мир и привести к власти любую мировую державу, эта игра — самое удачное развитие темы глобальных стратегий. Она с удивительной легкостью сочетает драки по старинке из Shogun 2 с военными традициями Napoleon: Total War в рамках одной большой войны.

Неисчерпаемые возможности, отсутствие рецептов на все случаи жизни, кампании длиной по 60 часов… Стратеги получили песочницу для развлечений на ближайший год — право слово, этого как раз хватит до выхода следующей части «Тотальной Войны». Дополнение «Закат самураев» оказалось способом улучшить и без того великолепную игру.