Игры
30 ноября 2012, 23:15

Wonderbook: Книга Заклинаний. Реальность, дополненная маленьким волшебством

Сегодня мы предложим вам немного поколдовать. Прямо на столе. Для этого вам потребуется консоль PS3, камера PS Eye, манипулятор Move, книжка Wonderbook, наполненная абстрактными геометрическими фигурами, и первая игра для этой самой книги под названием Книга Заклинаний. Добро пожаловать на факультативные уроки Хогвартса.

Вот вам набор начинающего колдуна

Название игры: Wonderbook: Книга Заклинаний
Жанр: хмм… ну, скажем, колдовство в дополненной реальности
Разработчик: Sony Computer Entertainment
Издатель: Sony Computer Entertainment
Платформы:  PS3
Дата выхода: 16 ноября 2012 года
Официальный сайт: http://us.playstation.com/games-and-media/games/wonderbook-book-of-spells-ps3.html

Чуть больше двадцати лет назад возник термин, описывающий взаимопроникновение настоящего и виртуального – дополненная реальность. Характеризуется этот вид реальности виртуальными объектами, совмещаемыми с реальным окружением при помощи технических приспособлений таким образом, чтобы наблюдатель мог воспринимать все это как единое пространство. Простым примером могут послужить некоторые геолокационные сервисы для современных смартфонов, позволяющие навести камеру на архитектурный объект и увидеть на экране не только саму достопримечательность, но и поясняющую информацию о ней. Сервисы для звездного неба, подсказывающие, какие именно звезды попадают в «поле зрения» вашего коммуникатора, здорово помогают начинающим астрономам в ориентировании телескопов. А разрабатываемые компанией Google очки дополненной реальности Project Glass, похоже, могут в немалой степени повлиять на нашу повседневную жизнь и взаимоотношения с окружающими. Споры о том, приведет ли такая «виртуализация» человечество к добру, или же к худу, не утихают уже много лет и по сей день, ну а мы пока что посмотрим на эту дополненную реальность в разрезе видеоигр.

Что это на ковре творится?

Конечно, разработчики игр никак не могли проигнорировать столь соблазнительную идею – совместить игровое пространство с реальным окружением игрока. Доводилось нам уже гладить виртуальных питомцев, прогуливающихся по вполне реальному полу, отлавливать монстров и призраков, наполняющих наши квартиры (потом объясняйте, что это не белая горячка), искать клады в самых неожиданных закоулках. Рисунки с бумажных игровых карт оживали на экранах, нелепые персонажи сражались друг с другом посреди оживленных площадей, оставаясь незамеченными для простых прохожих, а одна австралийская компания еще в 2000-м году предлагала желающим повесить за плечи персональный компьютер и отправиться играть в Quake на улицы своего города (проект назывался ARQuake и так и не дошел до стадии релиза). Чаще подобные проекты создаются для портативных платформ – играми с дополненной реальностью могут похвастаться PSP, PS Vita, NDS, а для платформ iOS и Android их уже создано столько, что у реальности почти не остается шансов пребывать в своем оригинальном виде.

Активному «дополнению» реальности способствует техническая оснащенность сегодняшних мобильно-игровых устройств: гироскоп, GPS и пара камер помогают изменить окружение чуть ли не до неузнаваемости. Стационарным компьютерам и консолям приходится сложнее, им остается опираться лишь на распознавание образов при помощи подключенных камер (почти любая вебкамера для PC, Eye Toy для PS2, PS Eye для PS3), но зато и вычислительные мощности этих устройств значительно превышают возможности «младших братьев». Так что, порой, получается очень интересно.

Книга Wonderbook является чем-то вроде манипулятора для готовящейся серии «пересекающихся с реальностью» игр, и в данном проекте она выступает почти самой настоящей Книгой Заклинаний. Мир, в котором разворачивается действие игры, знаком многим по книгам и фильмам о Гарри Поттере, и тем приятнее будет узнать поклонникам волшебного очкарика о том, что в разработке проекта участвовала лично Джоан Роулинг, а кроме того вашу учетную запись в игре можно привязать к аккаунту Pottermore, этакой социальной сети увлеченных «поттеристов». Завязка проста и незатейлива: вы, молодой учащийся Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс, находите в библиотеке поименованного учебного заведения особый учебник авторства некоей Миранды Гуссокл. Эта эксцентричная колдунья имела свои взгляды на программу обучения молодого поколения и собрала все, что, по ее мнению, необходимо начинающему магу, в свою собственную волшебную книгу. К счастью, бесконтрольно грызть гранит сей небезопасной науки вам не придется: мудрый закадровый наставник не позволит вам навредить себе и окружающим. Заложена в игре и воспитательная составляющая, редкая, к сожалению, в современных проектах – стихотворения в конце каждой главы на примерах поведают игроку, что такое хорошо и что такое плохо, а финальный стих окончательно обозначит душевные качества, подобающие приличному волшебнику. Очень правильный, на наш взгляд, подход к созданию игр, особенно тех, чей возрастной рейтинг начинается с семи лет.

Взаимодействие игрока с Книгой Заклинаний как раз и демонстрирует нам пример самой что ни на есть дополненной реальности. На столе (на полу, да на любой горизонтальной поверхности) лежит Wonderbook. Сверху на него смотрит камера PS Eye, перед всей этой конструкцией устраивается поудобнее игрок с жезлом Move наперевес. Тыкать светящимся шариком в бледные и почти одинаковые страницы не столь уж интересно, так что стоит обратить пристальное внимание на экран, к которому подключена консоль. На нем вы увидите все тот же стол, свои же руки… А также – красочную и почти живую Книгу, над которой вы водите самой настоящей волшебной палочкой (которую, кстати, вам доведется выбрать еще в самом начале). Помимо палочки-Move вы будете действовать в игре собственными руками, расчищая заляпанные и измазанные страницы (книга-то старая), самой книгой, перелистывая страницы и наклоняя учебник в нужную сторону (да, в нарисованный колодец можно заглянуть) и, наконец, своим голосом – заклинания в мире Г. Поттера полагается кричать громко и с пафосом.

Некоторые волшебные создания исключительно пушисты…

Другие – удивительны…

А некоторые вылезают из экрана прямо на стол.

Суть игры заключается в изучении предлагаемого ассортимента заклинаний (по четыре на каждую главу) и сдаче своеобразных экзаменов-испытаний. W: Книга Заклинаний пытается развлекать нас всеми доступными для академического издания способами: каждое заклинание снабжается описанием, подробной инструкцией по эксплуатации, а также, зачастую, какой-нибудь связанной с ним поучительной историей. Эти короткие рассказы выполнены в виде этаких кукольных постановок, да еще и интерактивных – в ходе повествования можно немного поучаствовать. Кроме того, на полях учебника оставил заметки один из предыдущих ее читателей – одаренный, но весьма озорной студент. Эти «дополнительные материалы» познакомят вас с парочкой новых, не запланированных автором, магических приемов, да и просто позабавят.

Короткие, но интересные постановки расскажут вам о магах прошлого

Кстати, масштаб по ходу игры можно изменять, просто отодвигая от камеры книгу

Вернемся, однако, к изучению заклятий. Проходит оно в несколько этапов и затруднений не доставляет. Первым делом вам сообщат о назначении изучаемого волшебного действия, затем вы услышите его правильное произношение и попробуете сами произнести магическую формулу. Ничего нового тут нет – все эти странные слова вы могли уже прочесть в книгах Дж. Роулинг или услышать в серии известных кинофильмов. Впрочем, если у вас, например, не работает по каким-либо причинам микрофон, встроенный в PS Eye, не отчаивайтесь – слова тут не столь уж важны. Гораздо большее значение имеют правильные движения магопроизводительным девайсом. Отточив требуемые пассы до полной непринужденности исполнения, переходите к практике. Чудесный фолиант сам сформирует для вас цели для отработки заклятий или же откроет портал в одно из помещений школы. На процесс обучения ругаться не приходится – все запоминается с первого раза и исполняется почти интуитивно. За каждое действие, кстати, вам будут добавляться баллы выбранного факультета, так что стоит проявить прилежание.

В игре Wonderbook: Книга Заклинаний устроить пожар – плевое дело

Испытания, венчающие главы Книги Заклинаний, призваны проверить, насколько вы усвоили материал. Каждое из них выполнено в виде отдельного, красочного и увлекательного приключения. Вам придется надевать сбрую на беснующуюся кэльпи (это такая водяная лошадь), играть в шарады со сфинксом, вступить в конфликт с гномами, пикси и другими, конечно же, не настоящими, волшебниками, оборонять драконье яйцо, а в конце схватиться с оборотнями и даже с оборванцами-дементорами, напоминающими летающих бомжей. Происходящее на экране в этот момент представляет собой, как правило, обычную QTE-сценку, требующую своевременного и прицельного взмаха волшебной палочкой, но менее интересным оно от этого не становится.

От гномов хорошего не жди!

Сфинкс – мастер загадок

Столь любопытное управление, описанное выше, стало, к сожалению, и одним из немногочисленных недостатков проекта. Дело в том, что камера очень чувствительна к освещению и к углу обзора, а посему подобрать идеальные условия для ее бесперебойного функционирования не так-то просто. Светящийся шарик Move почти всегда позиционируется без нареканий, но вот, например, простая, казалось бы, задача стряхнуть пыль (перья, листья и т.д.) со страниц книги становится порой почти неразрешимой. Впрочем, при ярком освещении (и, тем более, при дневном свете) подобные проблемы возникали значительно реже.

Уменьшенная магией тыква на живой ладони

Так как мы имеем дело с дополненной реальностью, значительная часть изображения на экране отражает наше действительное на момент игры окружение. «Дополнения» же включают в себя, как уже был сказано выше, саму волшебную книгу, не менее волшебную палочку, многочисленные предметы, забавных и опасных существ, а также небольшие пространства и помещения, используемые для практики и испытаний. Все виртуальное отрисовано с должным тщанием (летающая лягушка или бумажный дракон вполне органично вписываются в комнату, ага) и соответствует стилистике книжного и кинематографического Хогвартса (даже живые фотографии в наличии, причем ваши собственные). Главное, пожалуй, то, что авторам в полной мере удалось добиться эффекта «живой» книги, и, таким образом, выполнить основное предназначение проекта. Столь же хороша и атмосферна инструментальная музыка, всегда соответствующая происходящему на экране и характеру изучаемого заклинания.

Лягушка нам в доме необходима…

Это хоть и концепт-арт, но в игре это помещение выглядит точно так же

Вы знаете, прежние игровые проекты дополненной реальности были, пожалуй, менее интересными. Немудрено, ведь, сколько не дополняй существующее окружение, в основном оно останется все той же привычной действительностью, сильно отличающейся от территории видеоигр. Wonderbook: Книга Заклинаний, кажется, смогла нащупать тот верный путь, который позволяет по-настоящему удачно совместить реальность и виртуальность.

Отличный подарок к наступающим праздником не только для детей, но и для всей семьи. Шутка ли – почти детская, по своей сути, игра смогла основательно увлечь двух взрослых людей, авторов сих строк, на несколько вечеров кряду.

У игрового дополнения окружающей реальности определенно есть будущее, Книга Заклинаний – первый, но отнюдь не последний проект из серии Wonderbook. Надеемся, что и все последующие игры будут не менее интересными, ведь наше обыденное окружение порой так и просит чуда, пускай даже маленького и виртуального.