Опубликовано 21 июля 2013, 00:01

Корабль безысходности. Обзор триллера Resident Evil: Revelations

Когда в январе 2012 года компания Capcom выпустила хоррор-игру Resident Evil: Revelations для Nintendo 3DS, та была принята поклонниками на «ура!». Руководители японского издательства заметили эту реакцию, и вскоре решили перенести один из лучших выпусков Resident Evil последних лет на остальные платформы в HD-формате.
Корабль безысходности. Обзор триллера Resident Evil: Revelations

Название игры: Resident Evil: Revelations
Жанр: Survival Horror, Action, Third-Person Shooter
Разработчик: Capcom
Издатель / в России: Capcom / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Silent Hill: Downpour, Dead Space 2, Resident Evil 4, Resident Evil: Mercenaries 3D
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360, Wii U, 3DS
Дата выхода: 24 мая 2013 года
Официальный сайт: http://www.residentevil.com/revelations/

В последние годы у культовой серии Resident Evil не очень хорошо складываются дела с направлением, в котором происходит развитие сериала. Некогда эталонный «ужастик» ушел от своего хоррор-наследия, и баланс давно сместился в сторону экшена — эта тенденция прослеживается во всех современных играх серии: Mercenaries 3D, Operation Raccoon City и Resident Evil 6. На фоне этой троицы особняком стоит игра Resident Evil: Revelations, пребывавшая до недавнего времени в статусе эксклюзивного проекта для консоли 3DS. 

Джилл Валентайн отбивается от толпы омерзительных монстров. С пистолетом против них у нее почти нет шансов…

Джилл Валентайн отбивается от толпы омерзительных монстров. С пистолетом против них у нее почти нет шансов…

Основная часть игры происходит на океанском лайнере, и потому большинство монстров связаны с морской тематикой

Основная часть игры происходит на океанском лайнере, и потому большинство монстров связаны с морской тематикой

Благодаря коммерческому успеху на приставке Nintendo, а заодно являясь крайне важной франшизой в копилке игрового издательства Capcom, ее авторы решили портировать Revelations на все современные консоли и PC, добавив поддержку HD-разрешения 720p. Забегая вперед, скажем, что игра на 100% заслужила подобного «переиздания», ведь она оказалась чем-то вроде возврата к истокам сериала: страшная, сложная и угнетающая дефицитом боеприпасов.

Пример работы сканера Genesis в действии. Анализатор вирусов и обнаруживатель тайников — надеемся, он вернется в будущих выпусках RE

Пример работы сканера Genesis в действии. Анализатор вирусов и обнаруживатель тайников — надеемся, он вернется в будущих выпусках RE

Это же Крис Рэдфилд собственной персоной! Мы скучали, бро!

Это же Крис Рэдфилд собственной персоной! Мы скучали, бро!

События «Откровений» разворачиваются в период между Resident Evil 4 (приключениями в Испании) и Resident Evil 5 (африканским сафари и войной с монстрами-манджини), и заявлены как часть канонической сюжетной линии всей серии RE. Известные оперативники независимого агентства АООБ, Крис Рэдфилд и Джилл Валентайн, снова в деле, но на сей раз действуют порознь — у каждого из них есть новый напарник. В начале игры из выпуска новостей мы узнаём, что биотеррористы из группировки «Вельтро» заразили Т-вирусом целый город — плавучий город Террагригья, который в локализации иногда называют «Серой землей». 

Организация ФКБ (федеральная комиссия по борьбе с биотерроризмом) решила уничтожить акваполис, похоронив «Вельтро» и всех жертв био-террористической атаки, но группировка уцелела. Через год после трагедии члены «Вельтро» восстают из мертвых, и ФКБ обращается за помощью к АООБ, желая скрыть следы мутантов или, как их принято здесь называть, «биологического оружия».

Обворожительная Джилл Валентайн вместе со своим новым напарником Паркером Лючиани отправляется по ложному следу в ловушку, на корабль «Королева Зенобия», который на первый взгляд выглядит заброшенным и покинутым. Но вскоре запачканные кровью трюмы и вентиляционные отсеки, из которых торчат обглоданные жертвы, дают кое-что понять о масштабе катастрофы. Новая форма Т-вируса попала на «Зенобию» и местные зомби заражают всякого, с кем вступают в контакт их мерзкие языки и колючие щупальца. 

Смерть спецагента Рэйчел и начало кошмара для всех, кто остался в живых

Смерть спецагента Рэйчел и начало кошмара для всех, кто остался в живых

После гибели Рэйчел «ожила» в виде крайне коварного монстра. Побеждать ее придется несколько раз за игру

После гибели Рэйчел «ожила» в виде крайне коварного монстра. Побеждать ее придется несколько раз за игру

Вскоре по сюжету на помощь Джилл отправляется Крис Рэдфилд, один из самых популярных протагонистов сериала, вместе со своей миловидной, но слегка подозрительной напарницей Джессикой. Ко времени, когда помощники будут в пути, Джилл и Паркер уже станут участниками смертельно опасной охоты, затеянной неведомыми силами на застрявшем в открытом море корабле. Сюжет окажется запутан не меньше, чем любой из фильмов Дэвида Линча, и по этой причине кампания разбита на главы. Главы посвящены разным действующим лицам, а управление регулярно переходит от одного агента к другому. Вскоре, когда «Зенобия» начинает раскрывать свои тайны, события сценария становятся непредсказуемыми.

Чтобы игроки не теряли нить повествования, каждая новая глава начинается с короткого видео, подводящего итоги предыдущей главы и сюжетной линии. Из-за этой особенности Revelations чем-то напоминает интерактивный сериал, а внезапные флэшбеки героев придают истории дополнительную загадочность.

Крис и Джессика, ревнующая своего напарника к Джилл

Крис и Джессика, ревнующая своего напарника к Джилл

Боссы в RE:R необычайно живучи, и чтобы убить их, требуется разыскать на их теле уязвимые точки

Боссы в RE:R необычайно живучи, и чтобы убить их, требуется разыскать на их теле уязвимые точки

Надо сказать, что Capcom удалось создать омерзительный вид новых зомби, использовав новую разновидность Т-вируса — T-Abyss. Внешне они похожи на утопленников, с непропорционально раздувшимися конечностями и торчащими отовсюду шипами и клешнями. В игре много разновидностей этих монстров, но отличить их друг от друга не так-то легко: почти все особи похожи друг на друга. Куда больше усилий авторы потратили на создание по-настоящему незабываемых боссов, встречи с которыми плотно отпечатываются в натренированной годами игроманской памяти.

Геймплей RE:R соответствует проверенной временем формуле сериала: герои по одиночке или с напарником исследуют недружелюбные локации, изредка решая головоломки и уничтожая монстров. В некоторых случаях у героев, как например у Джилл в начале игры, отнимают все вооружение, и приходится с помощью ловкости ускользать из объятий мутантов, разыскивая на океанском лайнере припрятанное оружие. На любой сложности выше стандартной (например, «Преисподняя») дефицит боеприпасов ощущается крайне остро — ближайшим аналогом служит режим «Уцелевший» из The Last of Us.

С головоломками все достаточно скромно: скажем, надо найти отвертку и развинтить электрический замок, соединить провода и открыть дверь. На 3DS у игроков была возможность выкручивать гайки с помощью движений стилусом по сенсорному экрану, а в версии для PS3, которую изучали мы, половина решения задачки делается автоматически, и героиня сама снимет щиток с электрозамка. Главная головоломка здесь — узкие коридоры, давящие на героя со всех сторон, и запутанная вереница дверей и поворотов, которыми соединены каюты «Зенобии».

Лучше сразу стрелять в открытую пасть, ведь так не промахнешься

Лучше сразу стрелять в открытую пасть, ведь так не промахнешься

Многие мертвецы снабжены подобными «языками»-хоботами, посредством которых они пьют кровь у живых или остывающих жертв

Многие мертвецы снабжены подобными «языками»-хоботами, посредством которых они пьют кровь у живых или остывающих жертв

Невидимый режиссер умело нагнетает атмосферу во время исследования трюмов и помещений корабля-призрака. Диалоги героев также заслуживают внимания, ведь в разговорах содержатся намеки на истинные мотивы некоторых персонажей — типа агентов Кита и Квинта, которые повстречаются нам в середине игры.

Интересным нововведением игры является сенсор «Дженесис», благодаря которому оперативники способны сканировать монстров и остающиеся после их смерти лужицы биоматерии. Сканирование позволяет получать дополнительные предметы, например лечебную траву. Кроме того, сканеры выявляют скрытые повсюду тайники, в которых спрятаны столь необходимые для выживания амуниция или медикаменты. Использовать этот сканер удобно — при включении Genesis герой словно приобретает рентгеновское зрение, подсвечивая все интересные объекты. Со включенным сенсором даже можно передвигаться, прочесывая помещения в поисках наживы.

Когда речь заходит о режиме «Рейд», напарники обязаны держаться спиной к спине, чтобы выжить

Когда речь заходит о режиме «Рейд», напарники обязаны держаться спиной к спине, чтобы выжить

У гнилостных врагов есть одно достоинство: они неспособны быстро бегать, а значит, всегда можно маневрировать или убежать

У гнилостных врагов есть одно достоинство: они неспособны быстро бегать, а значит, всегда можно маневрировать или убежать

Сюжетную кампанию игры можно пройти буквально за 9-10 часов, после чего игроки оказываются перед выбором: рискнуть осилить «сюжетку» еще раз на более высокой сложности, но с сохранением всего нажитого оружия, или же отправиться в режим «Рейд». И если увеличение сложности приведет к изменению расстановки монстров на уровнях и использованию особо убийственных противников, то Рейд — нечто более любопытное. Данный режим использует локации из сюжетной линии, но убирает все лишнее: головоломки, кат-сцены и возню с ИИ-напарником.

По сути, он позволяет в ковбойском, достаточно аркадном стиле пронестись по уже изученным уровням, щедро набитым огромным количеством зомби. За расстрел врагов игроки награждаются опытом, патронами, новыми видами оружия, бонусными модулями для него же и внутриигровой валютой «ОС». На эти деньги в местном магазине можно покупать оружие, улучшения и модификации, а также бонусные костюмы для персонажей. В Рейд можно играть как в одиночку, так и с напарником, найденным через Steam, Miiverse, PSN или XBLA, в зависимости от версии игры.

Впереди их ждет неопределенность, и кажется, они сами это прекрасно осознают

Впереди их ждет неопределенность, и кажется, они сами это прекрасно осознают

Изувеченное тело монстра. Так ему и надо!

Изувеченное тело монстра. Так ему и надо!

Этот режим совместного прохождения предполагает борьбу с противниками разной степени крутости — в нем можно встретить мутантов-карликов или наоборот, неестественно высоких монстров. Позднее появятся даже боссы, низведенные до ранга элитных монстров. Кроме того, за эффективное прохождение уровней игроку полагается дополнительный опыт. С получением уровней улучшаются показатели снаряжения, делая все инструменты игрока эффективнее. Сканера в «Рейде» нету, зато есть ощущения, которые испытываешь при кооперативном прохождении Operation Raccoon City или выживании против волн врагов из Mercenaries 3D.

Тем самым Capcom разделила Revelations и ее начинку на два разных стиля игры. В одном игроки получают «стелс», хоррор, борьбу за жизнь и драматическую сюжетную линию, в другом — набор не связанных между собой локаций, где поощряется лихое и вместе с тем педантичное истребление мертвецов. Страха, разумеется, во втором случае никакого не будет, а геймплей мутирует со «страшной борьбы за жизнь» в некое подобие тира, доступного в любом хорроре на низкой сложности.

К слову, в HD-версии Revelations разработчики учли пожелания игроков, внеся ряд улучшений в графику, эффекты освещения и звука. Игра выглядит хорошо, но графически явно уступает таким хитам как The Last of Us и Gears of War: Judgment. Лучше всего у Capcom получились модели героинь и грациозные анимации их движений. Особенно игрокам должна понравиться девушка Рэйчел, которая в форме зомби будет преследовать оперативников почти всю игру. Кстати, в новой версии ее сделали играбельным персонажем, но только в режиме «Рейд».

Нашлось на «Королеве Зенобии» место роскошным интерьерам

Нашлось на «Королеве Зенобии» место роскошным интерьерам

Если вдруг закончились патроны, герои способны постоять за себя в ближнем бою

Если вдруг закончились патроны, герои способны постоять за себя в ближнем бою

Мы не можем заявлять, что «Откровения» смогли стать глотком свежего воздуха для серии Resident Evil, так как чего-то по-настоящему нового здесь все же нет. Однако игра, без всякого сомнения, удалась. Труд японцев заслуживает похвалы, а сама игра способна напугать не хуже киноленты «Ведьма из Блэр» в 99 году. Разработчики бережно воссоздали атмосферу лучшей части цикла, RE 4, и разбавили ее солидной дозой драйва вкупе с необычными «морскими зомби». Переезд с портативной 3DS на домашние консоли также прошел успешно. А значит, заслуженный вердикт таков: поклонникам устрашающих шутеров от третьего лица пропускать RE:R строжайше запрещается!