Игры
29 июня 2013 в 23:01

Байки старого ковбоя. Обзор вестерна Call of Juarez: Gunslinger

После провала третьей части серия Call of Juarez вернулась к своим корням — на Дикий Запад, где все конфликты решает скорость, с которой ковбои выхватывают револьвер. Создатели Gunslinger умело воссоздали атмосферу эпохи, завернув ее в формат лихого шутера от первого лица. История многолетней вендетты главного героя наполнена мрачным шармом, крутыми дуэлями и сотнями убитых врагов.

Название игры: Call of Juarez: Gunslinger
Жанры: First-Person Shooter, Action, Western
Разработчик: Techland
Издатель / в России: Ubisoft / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Call of Juarez: Bound in Blood, Dead Man’s Hand, Outlaws, Gun
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 22 мая 2013 года
Официальный сайт: http://callofjuarez.ubi.com/gunslinger/en-GB/home/ 

Серия приключенческих шутеров Call of Juarez насчитывает уже четыре игры. Первые две части Call of Juarez были посвящены героям и событиям времен Американского фронтира — середины и конца XIX века. Третья часть, действие которой зачем-то перенесли в наше время, оказалась провальной из-за банальной концепции и своей топорной реализации. Ее приняли в штыки и критики, и простые игроки. 

Главный герой Call of Juarez: Gunslinger

Пара дымящихся кольтов в руках Гривза превратила оживленную улицу в кладбище

Авторам из польской студии Techland не осталось ничего другого, как вернуть следующую часть Call of Juarez в привычную эпоху американского беззакония и процветания бандитских группировок. Это было правильным решением.

Схватки с боссами обставлены в виде динамично меняющихся комиксов, весьма стильных и качественно нарисованных

В режиме концентрации время замедляется, целиться проще, а враги еще и подсвечиваются

Кровавая басня Call of Juarez: Gunslinger начинается практически с конца — потертый жизнью ковбой, пьяница и охотник за головами Сайлас Гривз прибывает в городок Арилен штата Канзас. Его лошадку по пути чуть не сбивает легковой автомобиль, ведь на дворе уже 1910 год. Зайдя в бар «Бычья голова» и познакомившись с его посетителями, в обмен на бесплатную выпивку Сайлас принимается травить колоритные истории из своей биографии.

Жизнь Гривза, как выяснится с первых минут игры, была богата на приключения, и личные мотивы вынудили его стать охотником за головами. Ковбой лично знал таких легендарных бандитов, как Билли-Кид, Джесси Джеймс или Старина Клэнтон, с которыми по ходу игры предстоит немало запоминающихся стычек и братаний. Каждая из четырнадцати миссий игры знакомит с кем-то из исторических личностей, с бандитами, шерифами и целыми бандами, апофеозом которых является небезызвестная «Дикая банда». Однако сюжет отнюдь не прост — лишь первые миссии оказываются разрозненными историями из разных лет, начиная с 1878 года, и повествуют об охоте Гривза на отпетых сорвиголов.

Постепенно раскрываются детали того, почему и за кем именно Гривз охотится больше трех десятилетий, за что он страстно желает отомстить и что забыл в Канзасе. К середине игры из деталей складывается осмысленная картина, сюжет обретает конкретный смысл со словом «вендетта», а в финальной части разработчики даже подготовили пару сюрпризов, к одному из которых навязчиво подводит вопрос «Верите ли вы в призраков?». Мистика в финальной трети игры и звучащее в ушах пророчество индейца-чероки по имени Серый Волк были вплетены в вестерн как никогда удачно. 

Во время дуэли с помощником шерифа Бобом Оллингером. Он очень хотел забрать у героя свой дробовик — большая ошибка!

Вместо гранат Гривз использует динамитные шашки. Одной метко брошенной шашкой можно подорвать целую группу неудачников

Есть у Gunslinger одна уникальная особенность, которую мы раньше нигде и не встречали. Протагонист рассказывает свою историю, сидя в баре вместе с тремя мужчинами и стриптизершей, и они время от времени перебивают его рассказ своими комментариями. Некоторые миссии, типа ограбления двух банков на одной улице братьями Далтон, мы будем проходить сначала в соответствии с версией бармена, затем мальчишки, начитавшегося дешевых романов о бандитах-современниках, и только потом в соответствии с историей Сайласа, того еще фантазера.

Иногда факты корректируются на ходу, и реальность модернизируется вслед за закадровым голосом рассказчика. К примеру, Гривз вспоминает о чудовищной погоде осенью, и экран затягивает мглистым туманом, а перед глазами вырастают опадающие красные клёны. Вырастают прямо из земли, в тот момент, когда Гривз упоминает их присутствие. Затем герой припоминает о нападении ковбоев, которые сражались как апачи. В этот момент со склонов ущелья в него стреляют индейцы. После уточняющего вопроса главного скептика в баре, Джека, Гривз вспоминает, что это были не индейцы, а ковбои-бандиты, и те преображаются на глазах.

Билли-Кид прячется от стрелков-ополченцев, которых привел вместе с собой известный шериф Пэт Гарретт. К слову, его будущий убийца

Обычно пулеметами Гатлинга пользуются боссы, но если до такой машинки добрался главный герой, счет убийствам пойдет на десятки. Тут, тем более, повсюду взрывчатка…

Многие события динамически привязаны к рассказу опытного, седеющего стрелка, который любит заложить за воротник и приукрасить свои байки фантастичными деталями. А уж когда в середине игры, во время ограбления движущегося поезда, Сайласу приходится по нужде отлучиться в уборную, игроки вынуждены бегать по бесконечно повторяющемуся вагону, на котором история взяла паузу, и слушать скептичные замечания оставшихся в баре людей. Сделано с фантазией и юмором!

Как и вся история в целом. По ходу сюжета Гривз припоминает детали, иногда спасавшие его из безвыходных ситуаций, типа упавшего с неба индейца, на теле которого он нашел боеприпасы и превратился из жертвы в охотника. Или лестницы, которую не замечал раньше, но в последний момент она обеспечила ему отступление. Иногда к этим россказням приплетаются вдобавок альтернативные версии событий — Сайлас готов поведать о том, как прошел через заминированную пещеру и неминуемо погиб бы в конце. Мы проходим этот путь, погибаем, а наш герой уточняет, что ничем хорошим это не закончилось бы, и игроки вместе с Сайласом проходят по другому маршруту, который помог лихачу уцелеть. Самое главное, эти интерактивные байки не утомляют, и слушать их в меру интересно, особенно когда в рассказ вмешиваются собутыльники и поправляют старика, бывшего охотника за головами, на ходу.

Природа в игре красива, но на то, чтобы любоваться ей, почти никогда не остается времени

Лесопилка, сюжетная локация, в которой произойдет битва с крутым боссом мано-о-мано, по старинке и без дуэлей

С игровым процессом ситуация обстоит хуже, чем с оригинальной подачей воспоминаний и сюжетом в целом (особенно после выявления главной интриги, к которой причастна испанская монета из городка под названием Хуарез, объединяющего все игры сериала). Геймплей Gunslinger не претендует на какое-либо разнообразие в духе BioShock Infinite или «Метро 2033: Луч надежды». Никаких погонь на лошадях или псевдо-открытого мира. Вся игра, по сути, является спинномозговым тиром с не очень умными врагами, предсказуемое поведение которых компенсируется их огромным количеством. Гривз отправляет на тот свет сначала десятки, а затем сотни бандитов, точное количество скальпов которых подсчитывается по итогам каждой миссии. Каждая группа смертников отделяется от следующей группы коридором, хоть и замаскированным, но по сравнению с BSI весьма прямолинейным. Локации редко позволяют хитрить и нападать на врагов с тыла.

Враги умеют пользоваться укрытиями и иногда перемещаются из одного в другое, но о какой-либо тактике с их стороны говорить не приходится. Куда важнее, что расстреливать бандитов штабелями весело, и для этого созданы все условия: Сайлас способен входить в режим концентрации, при котором время замедляется, враги подсвечиваются красными индикаторами, а оружие бьет наповал. За эффективные убийства противников начисляются бонусные очки опыта, а серия убийств многократно увеличивает получаемый опыт. 

Этот опыт можно потратить на навыки одной из трех веток развития Гривза: «рейнджера», специалиста по дистанционному оружию, «зверолова», который предпочитает ближний бой, и «стрелка», разящего врагов выстрелами из револьверов с двух рук. Позднее эту концентрацию можно будет тратить на почти автоматические убийства групп врагов, находящихся в пределе видимости.

Паровая лодка для того времени была редкостью. И совсем уж удивительно для Сайласа было встретить ее посреди болота

Перестрелка в каньоне, во время засады. Герой окружен врагами, жалящими без промаха отовсюду

По мере роста уровней новые навыки требуют все больше опыта, и получить необходимое для полноценной прокачки количество «экспы» за одно прохождение невозможно. Поэтому разработчики предусмотрели возможность пройти игру заново, с сохранением уже открытых навыков. Привлекательности этому варианту добавляет открытие бонусной сложности для тех, кто прошел игру хотя бы раз — «Настоящий Запад» — без прицела, любых индикаторов и подсказок интерфейса, а также с понижением живучести Гривза. 

Кстати, о способности Сайласа выживать говорит интересная фишка игры, которая названа «чувством гибели». Когда кто-то из врагов выпускает пулю, которая обязательно убьет Гривза при попадании, время замедляется и герою дается возможность увернуться от снаряда смерти. Причем игроки выбирают, увернуться ли влево или вправо, и в случае ошибки пуля все-таки обрывает жизнь неутомимого ковбоя. Эта способность позволяет сократить число перезагрузок игры, которая ближе к концу становится похожа на зрелищные перестрелки из фильма «Джанго освобожденный» по принципу «Один против армии».

Шахта золотодобытчиков, которая предложит игрокам смелую концепцию «пройди уровень по обоим маршрутам»

К счастью, в этом шутере «старой закалки» много точек авто-сохранения, а «ощущение гибели» само перезаряжается после автоматического использования довольно быстро — где-то через 60 секунд. Главный в Gunslinger сюжетный режим можно пройти за 6-7 часов, что делает игру короткой, но вместе с тем незабываемой. Таких вестернов не выходило со времен Bound in Blood, Dead Man’s Hand и Gun, то есть уже много лет. Кроме того, сразу после титров игра предлагает пережить историю Гривза и его мести вновь, на повышенной сложности, а заодно и посмотреть вторую концовку. Да-да, в игре их всего две, и обе по-своему справедливы.

Интересными получились и фирменные для Дикого Запада дуэли мастистых стрелков. Практически в конце каждого уровня Гривза ждет «босс», желающий схлестнуться с ним в смертельной дуэли. По сравнению со второй частью сериала, система дуэлей получила развитие: теперь необходимо удерживать врага «в фокусе» с помощью мышки, а кнопками клавиатуры приближать руку к кобуре, чтобы выхватить револьвер максимально быстро. Чем лучше удалось сфокусироваться на враге, тем меньше будет плавать прицел. Позднее по ходу сценария появится возможность уклоняться от пуль во время такой перестрелки, и переключаться между дуэлянтами, если их несколько.

Дерево навыков стрелка. Всего в игре 3 древа, 36 навыков и 6 улучшенных модификаций оружия за полную прокачку каждого «барабана»

Пример уклонения от летального выстрела в режиме «ощущения смерти»

Эти мини-игры на реакцию и точность получились столь веселыми, что разработчики посвятили им отдельный одноименный режим, который пошагово выпускает против Гривза 15 разных оппонентов, для победы над которыми дается 5 попыток. Режим позволяет оттачивать мастерство владения «кольтом», ведь чем быстрее враг убит, тем выше награда! Ну а для тех, кому игра полюбилась, но проходить «сюжетку» в который раз уже нету сил, путь лежит в режим «Аркада». Там можно ангелом смерти пронестись по уже знакомым картам, без передышек убивая врагов и поддерживая множитель очков на плаву. Благодаря безостановочному насилию и изощренным убийствам (вариаций тут, поверьте, немало), есть возможность попасть в мировые таблицы топовых игроков Call of Juarez: Gunslinger. Не отвлекаясь, само собой, на диалоги и кат-сцены, которых в «аркаде» по понятным причинам нет.

Вся игра явно сделана по традициям «старой школы хардкора», и понравится тем, кто соскучился по молодецким вестернам — таким, чтобы от врагов только клочки во все стороны разлетались. Приятная графика Chrome Engine пятого поколения больше всего похожа на мультипликационное насилие в стилистике Borderlands, выглядящее одновременно и сочно, и колоритно, и занятно. Gunslinger делали люди, не лишенные юмора: они смеются над штампами жанра, играми конкурентов и вестернами в целом, но делают это в рамках игры вполне профессионально. Даже погоня Сайласа за горящим фитилем обставлена как шутка, снимающая психологическое напряжение.

Обязательно проходите игру до конца, если начали! Концовки вас удивят

Спина протагониста перед началом дуэли

Дополнительно игра снабжена чем-то вроде виртуальной энциклопедии по всем персонажам Gunslinger, среди которых выдуманным оказался только Гривз. Описания исторических ограблений, конфликтов и известных персон спрятаны в виде секретных шляп на уровнях, которые и о личности Санденс Кида могут поведать, и приличную сумму очков опыта в копилку подкинуть.

В общем, CoJ: Gunslinger – еще один хороший вестерн, качественный  игровой продукт в немногочисленном жанре. Где еще игроки в роли пуленепробиваемого киллера смогут окунуться в один из самых кровавых периодов истории США? Правильно, нигде. А Сайлас Гривз повстречался со всеми злодеями того времени, и живыми ушли лишь единицы. Поклонники жестоких шутеров останутся довольны.