Опубликовано 14 апреля 2006, 00:33

Обзор нового шедевра в жанре RPG: «The Elder Scrolls IV: Oblivion»

Игра, которую мы ждали три года. Игра, которая даст фору по графике любому шутеру. Игра, главным синонимом которой является слово «свобода». Сегодня мы уделим внимание настройке игры, поделимся некоторыми хитростями по оптимизации. И, конечно же, расскажем обо всех ключевых изменениях, произошедших со времён «The Elder Scrolls III: Morrowind».

«The Elder Scrolls IV: Oblivion» – вне всякого сомнения, игра совершенно особая. Её выход – событие года номер один для всех поклонников жанра RPG. Понятное дело, не все увидели то, чего ждали долгих три года. Кто-то разочарован (в основном это владельцы не слишком производительных компьютеров), кто-то, напротив, до сих пор – то есть уже три с лишним недели – пребывает в полном восторге и проводит в провинции Cyrodiil чуть ли не круглые сутки.

p11 small

Одно из самых живописных мест Imperial City. Толку от этой части города никакого, но зато очень красив

p11 small

Одно из самых живописных мест Imperial City. Толку от этой части города никакого, но зато очень красив

Посему мы решили на сей раз написать обзор «в четыре руки» и рассмотреть игру с двух точек зрения. Говоря образно, сыграть в «злой полицейский – добрый полицейский». Для начала предлагаем вам выслушать критику, дабы сгладить переход к достаточно доброжелательному финалу, потому что оба автора данной статьи находят игру весьма и весьма интересной и захватывающей, пусть и не без некоторых недостатков.

«Злой полицейский» (Виктор Зайковский)

Писать обзоры игр, подобных «The Elder Scrolls IV: Oblivion», необычайно сложно. Во-первых, потому, что в этой игре тысячи всевозможных тонкостей, влияющих на самые разные элементы геймплея. Во-вторых, потому что здесь великое множество классов персонажей, которым доступно неимоверное количество разных навыков, заклинаний и перков. Поэтому данный материал призван скорее подготовить читателя к тому, с чем ему предстоит столкнуться в процессе игры, ибо детальный рассказ о каждом более-менее значимом элементе займёт как минимум 2-3 страницы печатного текста. Своими первыми впечатлениями мы уже успели с вами поделиться, сегодня мы лишь переведём все впечатления в цифры финальных оценок, расскажем немного об оптимизации, а также о возможных трудностях и технических тонкостях.

The Elder Scrolls IV: Oblivion
ЖанрRPG с видом от первого лица
РазработчикBethesda Game Studios (www.bethsoft.com)
ИздательBethesda Softworks (www.bethsoft.com)
Дата релиза20 марта 2006
Минимальные системные требованияОС: MS Windows 2000/XP, DirectX 9.0cПроцессор: Intel Pentium IV или AMD Athlon 2,0 ГГцПамять: 512 Мбайт ОЗУВидео: 128 Мбайт видеокарта класса GeForce FX5600 HDD: 4,6 Гбайт свободного места
Рекомендуемые системные требованияОС: Windows 2000/XP, DirectX 9.0сПроцессор: Intel Pentium IV или AMD Athlon 3,0 ГГцПамять: 1024 Мбайт ОЗУВидео: 256 Мбайт видеокарта класса GeForce 7800 GTX HDD: 6 Гбайт свободного места
Официальная страница игрыwww.elderscrolls.com

Рассматривать в деталях все тонкости игры мы не будем по двум простым причинам. Во-первых, игра слишком масштабна, и на упоминания обо всех характеристиках персонажа уйдёт слишком много времени и места, а во-вторых, отдельные моменты слишком противоречивы. К примеру, магия.

p24 small

 (карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)

 (карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)




Карта провинции Cyrodiil, в которой, собственно, и происходит действие игры

p24 small

 (карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)

 (карта в высоком разрешении - 0,7 Мбайт)

Карта провинции Cyrodiil, в которой, собственно, и происходит действие игры

По каким-то неведомым причинам запас маны в «The Elder Scrolls IV: Oblivion» восстанавливается сам по себе, причём очень быстро. Зачем тогда нужны все эти банки-склянки с зельями? Вообще при таком подходе игру можно пройти с двумя заклинаниями: файрбол и восстановление здоровья. Убили несколько монстров, остановились, подлечились и идём дальше. Да и вообще баланс в игре хромает на обе ноги. То же самое можно сказать и об интерфейсе. Здесь, по-видимому, сказалось то, что игра одновременно разрабатывалась для двух платформ: РС и Xbox 360. Многие ругают игру за неуклюжий консольный шрифт, однако нас больше всего огорчил инвентарь и система настройки горячих клавиш.

p5 small

Предметы нарисованы просто отлично – особенно если учесть, что в игре их совершенно невообразимое количество

p5 small

Предметы нарисованы просто отлично – особенно если учесть, что в игре их совершенно невообразимое количество

Ролевая система существенных изменений не претерпела. Навыки по-прежнему прокачиваются по мере их использования. Но! Появились перки – дополнительные сверхнавыки, которые даются по мере развития. Аналогии можно провести с Fallout или, например, Neverwinter Nights. Среди таких полезностей можно обнаружить возможность удара в прыжке, усиление эффекта от какого-либо заклинания или получение доступа к уникальным заклинаниям. В случае с последними особо радоваться не приходится. Зачем изобретать велосипед, если у нас есть верный файрбол и заклинание восстановления здоровья?

p6 small

Традиционные для ролевых игр «полезные советы». В Oblivion они контекстные – например, если вы приезжаете в город, то получите некоторое количество информации о нём

p6 small

Традиционные для ролевых игр «полезные советы». В Oblivion они контекстные – например, если вы приезжаете в город, то получите некоторое количество информации о нём

Система открытия замков при помощи отмычек сначала показалась нам довольно интересной и забавной. Но лишь поначалу. Наблюдать за тем, как работает генератор рандомайзер (сломается/не сломается отмычка) 30 раз в течение часа – это откровенное издевательство над играющим. Однако на помощь приходит кнопка Auto Attempt.

p2 small

Пресловутые лошади Oblivion – почти бесполезные, дорогие (впрочем, можно ведь и украсть), но чертовски красивые

p2 small

Пресловутые лошади Oblivion – почти бесполезные, дорогие (впрочем, можно ведь и украсть), но чертовски красивые

Разрекламированная «фишка» – передвижение на лошадях – не внесла в игру ровным счётом ничего нового. Сначала, конечно, разбирает здоровый интерес: как это здесь реализовано? Но вскоре катание на лошадках становится утомительным. К тому же сидя на лошади, делать по сути ничего нельзя, а для быстрого перемещения в необходимое вам место достаточно просто кликнуть по карте.

p1 small

Лошадки бывают четырёх мастей: чёрные, белые, рыжие и пегие

p1 small

Лошадки бывают четырёх мастей: чёрные, белые, рыжие и пегие

Теперь о хорошем. О квестах. Самым главным достоинством Oblivion является уход от стандартного «сходи/принеси/убей». Вернее, ухода как такового не произошло. Изменилась форма подачи, да и сами задания стали более сложными и многостадийными. Показательный пример: вы проходите мимо парочки общающихся горожан и случайно слышите о какой-то проблеме. Затем ловите другого горожанина и расспрашиваете об услышанном подробнее. Вот вам новый квест! Вперёд – на баррикады!

p12 small

С пейзажей Oblivion можно писать картины. Чем и занимаются некоторые NPC

p12 small

С пейзажей Oblivion можно писать картины. Чем и занимаются некоторые NPC

Со времён «The Elder Scrolls III: Morrowind» NPC стали более разговорчивыми. Их действия, разговоры, суета создают иллюзию того, что жизнь в игровом мире течёт независимо от игрока. Если не углубляться в детали, не вслушиваться в каждый звук в городе и не следить за отдельными жителями, то иллюзия жизни будет преследовать вас до конца игры. Однако нетрудно заметить, что общение NPC между собой ограничивается большим набором стандартных фразочек. Пусть большим. Но набором. Их поведение зачастую слишком шаблонно, а подчас вовсе не поддается разумному объяснению. Тем не менее, работа, проделанная разработчиками, достойна как минимум уважения.

p15 small

Весёлые пираты в порту Imperial City очень любят петь

p15 small

Весёлые пираты в порту Imperial City очень любят петь

Искусственный интеллект в целом неплох. Но порой поведение противников вызывает искреннее недоумение. То же самое, впрочем, было и в «Morrowind», однако это не означает, что монстрам можно простить беспричинное зависание. Наглядный пример: вы сражаетесь с тройкой скелетов. Двое из них получают по файерболу и отправляются к праотцам, а третий, зачуяв неладное, бросается наутёк. Упирается в стену, разворачивается и стоит как вкопанный… Ступор после дикого испуга, не иначе.

Яркий пример качественного AI и действительно непредсказуемого поведения виртуальных головорезов был перед нами относительно недавно. Во времена шутера «F.E.A.R.». Оно, конечно, понятно. У «Oblivion» другая тематика, другой сеттинг, наконец, другой жанр. Но всё же хотелось бы хотя бы отсутствия грубых ляпов.

p21 small

Подозрительные граждане в красных майках. Идеологический противник не дремлет!

p21 small

Подозрительные граждане в красных майках. Идеологический противник не дремлет!

О боевой системе мы вкратце рассказали в нашем предварительном обзоре. Здесь всё просто до безобразия. Левая кнопка мыши – удар, правая – блок. Причём если удерживать левую кнопку, то персонаж наносит более мощный удар. А вот в случае с блоком никаких вариантов нет: можно просто выставить щит либо вообще его не выставлять.

p26 small

Оружие в игре отличается не самым большим разнообразием, но посмотреть всё-таки есть на что

p26 small

Оружие в игре отличается не самым большим разнообразием, но посмотреть всё-таки есть на что

Физика, о которой мы обмолвились в прошлом материале по этой игре, тоже не совсем понятна. Моментов, в которых законы Ньютона действительно как-то влияют на игровой процесс, на весь «Oblivion» всего пара-тройка. Разрушаемых объектов нет вовсе. Деревянная бочка после 5 ударов топором продолжает стоять невредимой. Доски, образующие мостик, не гнутся, не двигаются и не ломаются. А ведь скинув их, можно было бы отрезать путь кучке монстров… На дворе 2006 год, а создатели по-прежнему мыслят категориями прошлого века...

p25 small

Разрушенный город Kvatch. В этой части карты всегда плохая погода

p25 small

Разрушенный город Kvatch. В этой части карты всегда плохая погода

Но, с другой стороны… От удара двуручной секирой тушки монстров правдоподобно отлетают на несколько метров назад или скатываются по лестницам. Взрыв файербола разрывает скелет на части, а косточки зрелищно разлетаются в разные стороны. Проку от этого ноль, но выглядит красиво. Как и игра в целом.

p20 small

Врата Oblivion’а. Кто-кто в теремочке живёт?

p20 small

Врата Oblivion’а. Кто-кто в теремочке живёт?

О графике мы достаточно рассказали в прошлый раз. Сейчас же, когда первые впечатления отошли на второй план, мы займёмся выискиванием огрехов. А их, честно говоря, хватает. В первую очередь хочется указать пальцем на коробку с «Half Life 2» или хотя бы «Quake 4» и отправить разработчиков понаблюдать за тем, что такое по-настоящему живые лица. Анимация лиц в «Oblivion» – безусловно слабое место. Персонажи великолепно анимированы, превосходно смоделированы, но все усилия создателей сводит на нет лицевая анимация.

p16 small

Фигуры и движения людей очень хорошо проработаны – не в пример лошадям, которые выглядят естественно, только стоя на месте

p16 small

Фигуры и движения людей очень хорошо проработаны – не в пример лошадям, которые выглядят естественно, только стоя на месте

Здешние лица не выражают никаких эмоций и не врезаются в память так, как те же доктор Кляйнер или Аликс. И это при том, что «Half Life 2» великолепно работала на конфигурации, указанной в графе минимальных системных требований «The Elder Scrolls IV: Oblivion». Реализация водных поверхностей осталась на том же уровне, что и в «Morrowind». Четыре года назад это был прорыв, а сейчас не вызывает никаких эмоций.

Если же абстрагироваться от подобных мелочей, то в целом игра выглядит просто восхитительно. Разумеется, если играть на максимальных настройках. А для этого понадобится конфигурация, собранная по последнему слову моды. К слову, на конфигурации Athlon 64 3000+, 1024 Мбайт RAM, GeForce 6600 GT с 128 Мбайт VRAM автору удалось добиться приемлемой играбельности в разрешении 1024 х 768 и со всеми настройками в максимальном положении. Правда, не сразу, а после некоторых упражнений с драйверами и редактирования конфигурационных файлов игры. Об этом мы коротко расскажем в самом конце материала, а также приведём несколько полезных ссылок.

p4 small

Установленные почти на всех перекрёстках дорожные указатели не позволят заблудиться

p4 small

Установленные почти на всех перекрёстках дорожные указатели не позволят заблудиться

А сейчас пришло время подвести итог всему вышесказанному и перевести слова в цифры. Несмотря на то, что в процессе разработки создатели твердили, что новая игра будет гораздо объёмнее «The Elder Scrolls III: Morrowind», её сюжетная линия проходится быстрее, чем в том же «Morrowind». Если не заворачиваться на побочных квестах и не лезть без надобности в каждую пещеру, то на полное прохождение у вас уйдет порядка 10-12 часов. При повторном прохождении в таком же стиле – ещё на час-два меньше. Это при том, что современные шутеры способны выдать около 15 часов чистого игрового времени. Впрочем, «Oblivion» – это такая игра, одиночного прохождения которой вряд ли хватит для полного насыщения. После убийства Mehrunes Dagon в мир «Oblivion» хочется вернуться снова, обследовать каждый клочок земли, заглянуть в каждую пещеру, осмотреть каждый кустик, прочитать, наконец, каждую книгу, которых в игре полным-полно.

p17 small

Green Emperor Way – центральный квартал Imperial City – представляет из себя одно большое кладбище

p17 small

Green Emperor Way – центральный квартал Imperial City – представляет из себя одно большое кладбище

На многочисленных фанатских форумах наблюдается во многом негативное отношение к игре. После прочтения этого материала вы тоже могли подумать, что игра – далеко не шедевр и вообще не достойна внимания. ЭТО НЕ ТАК! «The Elder Scrolls IV: Oblivion» – очень качественный проект, который способен увлечь не на одну неделю. По каким-то непонятным причинам игроки в большинстве своём ждали революции, как в плане графики, так и в плане геймплея. Однако революции не произошло, и «Oblivion» стал всего-навсего достойным продолжением серии и просто качественной игрой, которых сейчас очень не хватает. Точно такое же отношение у многих игроков было ко всем последним играм: «Half Life 2», «Doom 3», «Quake 4», «Age Of Empires III». Не стоит выискивать недостатки, пытаться тыкать разработчиков носом в мелкие недоработки. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.

«Добрый полицейский» (Алексей Дрожжин)

Итак, с критической точкой зрения вы ознакомились. Теперь взглянем на Oblivion более спокойно и доброжелательно. Благо, взглянуть тут есть на что. В первую очередь стоит упомянуть, конечно же, разнообразие. Разнообразие буквально всего – предметов, растений, алхимических ингридиентов, магии (правда, как было замечено выше, реально «рабочих» заклинаний не так много), оружия, доспехов, классов, рас, навыков и так далее. В этом смысле «Oblivion» продолжает дело «Morrowind» – вряд ли можно припомнить ещё хотя бы одну столь же разнообразную игру.

p28 small

Одних только статуй в игре, наверное, не меньше сотни

p28 small

Одних только статуй в игре, наверное, не меньше сотни

Как и Morrowind, Oblivion – один из редких случаев, когда в игре многие вещи, места и люди существуют «просто так», а не с великой целью обогащения или «прокачивания» приключенца. И именно эти бестолковые – по большому счёту – мелочи создают то ощущение «живого мира», за которое и ценится серия TES.

p29 small

Любители собирать дары природы не будут разочарованы – различных «плодоносящих» растений и грибов великое множество. К тому же через пару дней их можно использовать по второму разу

p29 small

Любители собирать дары природы не будут разочарованы – различных «плодоносящих» растений и грибов великое множество. К тому же через пару дней их можно использовать по второму разу

Ествественно, нельзя не упомянуть и о графике. И даже не столько о технологической составляющей. Хотя и здесь есть на что посмотреть, чего стоит хотя бы динамическое освещение или колышащаяся «на ветру» растительность...

p19 small

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)




Освещение реализовано просто потрясающе – все источники света в игре динамические

p19 small

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)

(анимированный гиф - 0,6 Мбайт)

Освещение реализовано просто потрясающе – все источники света в игре динамические

p3 small

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)




Абсолютно вся растительность движется «под порывами ветра»

p3 small

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)

(анимированный гиф - 1,3 Мбайт)

Абсолютно вся растительность движется «под порывами ветра»

Да и та же вода выглядит вполне прилично, пусть кромка всё ещё представляет из себя ровную линию, но есть и волнение, и круги от дождя, и пена в быстринах...

p22 small

Во время дождя на воде появляются круги

p22 small

Во время дождя на воде появляются круги

Но дело даже не в этом. Приплюсуйте к отличной графике превосходную проработанность пейзажей, архитектуры, одежды персонажа и NPC, в конце концов. В игре есть бесчисленное множество мест, которыми можно просто стоять и любоваться.

p9 small

Рассвет в Oblivion – это просто надо видеть

p9 small

Рассвет в Oblivion – это просто надо видеть

p31 small

Great Forest – идеальное место для любителей лесных пейзажей

p31 small

Great Forest – идеальное место для любителей лесных пейзажей

p13 small

В степях Anvil’щины...

p13 small

В степях Anvil’щины...

p8 small

Сынок, это море

p8 small

Сынок, это море

p18 small

Солнечный Skingrad...

p18 small

Солнечный Skingrad...

p14 small

Мост, ведущий в Imperial City, и Great Forest на заднем плане

p14 small

Мост, ведущий в Imperial City, и Great Forest на заднем плане

p30 small

Утро красит красным светом стены древнего Кремля. Морской порт города Anvil – одно из красивейших мест в Cyrodiil’е

p30 small

Утро красит красным светом стены древнего Кремля. Морской порт города Anvil – одно из красивейших мест в Cyrodiil’е

Каждый город имеет свой архитектурный стиль, свою растительность, униформу стражников. Даже карты городов не так просты, как это обычно бывает в играх.

p27 small

Каждый город в игре имеет собственный характер: свою архитектуру, растительность, климат и так далее

p27 small

Каждый город в игре имеет собственный характер: свою архитектуру, растительность, климат и так далее

p10 small

Башня Императора в Imperial City. Видимо, так он компенсирует недостаток размера в другом месте...

p10 small

Башня Императора в Imperial City. Видимо, так он компенсирует недостаток размера в другом месте...

В любом из городов можно обзавестись собственным домом – дополнительная возможность потратить заработанные нелёгким трудом раскалывания черепов и обшаривания заброшенных крепостей деньги.

p23 small

Ваш дом в городе Cheydinhal – недорогой и достаточно просторный

p23 small

Ваш дом в городе Cheydinhal – недорогой и достаточно просторный

p32 small

Дом, милый дом... Интерьер конспиративной квартиры в Cheydinhal

p32 small

Дом, милый дом... Интерьер конспиративной квартиры в Cheydinhal

Даже на старте можно потратить немало времени, экспериментируя с внешностью своего персонажа. А ведь есть ещё куча различной одежды и украшений – не говоря уже о доспехах и оружии.

p7 small

Для того, чтобы «изготовить» вашему герою правильное лицо, придётся как следует потрудиться – рандомизатор порождает не слишком-то приятную внешность

p7 small

Для того, чтобы «изготовить» вашему герою правильное лицо, придётся как следует потрудиться – рандомизатор порождает не слишком-то приятную внешность

Так что, несмотря на катастрофически короткую и простую сюжетную линию, вряд ли «Oblivion» даст вам заскучать раньше, чем через пару месяцев игры. К тому же, как и «Morrowind», игра поддерживает моды (которых уже написано немало), так что к тому моменту, когда вам надоест играть в «Oblivion» «как он есть», можно будет поэкспериментировать с различными новыми возможностями.

В конце концов, в Oblivion можно просто гулять и наслаждаться пейзажами. Ваш покорный слуга при снятии скриншотов чувствовал себя настоящим туристом – «сфотографировать» хотелось буквально всё, и кнопка F10 чуть ли не раскалилась от многочисленных нажатий. В итоге получилось около гигабайта скриншотов, из которых, скрепя сердце, пришлось выбирать наиболее красивые и интересные. Честно говоря, это оказалось непростой задачей.

В общем и целом, игра удалась на славу. Конечно, требования к «железу» очень и очень жёсткие. Причём не только к видеокарте, но также и к процессору, и к памяти. К примеру, на слабеньком Athlon XP 1700+ с 512 Мбайт памяти игра идёт не слишком шустро, даже несмотря на вполне ещё приличную видеокарту ATI Radeon 9800XT с 256 Мбайт VRAM. Так что запасайтесь производительным «железом» – и в бой!

«Тюнинг» системы для повышения скорости в Oblivion

Напоследок, как мы и обещали, скажем несколько слов о том, как повысить производительность игры. Итак, тем, кто играет на видеокартах от NVIDIA, следует в обязательном порядке скачать драйвер ForceWare 84.25, который, по словам компании, специально оптимизирован для игры в «Oblivion». Ссылку мы приведём ниже, а вы имейте в виду, что это никакая не волшебная таблетка, и на видеокартах GeForce 2 MX игра всё равно не заработает. Игроки, использующие карточки 6600 и 6800, говорят о небольшом приросте FPS, особенно на открытых пространствах (до 5-10 FPS). На вышеописанной конфигурации компьютера у автора статьи прирост производительности составил в среднем 3-4 FPS. Что ж, мелочь, а приятно.

Также несколько FPS способно прибавить отключение звука и музыки. Для этого необходимо зайти в каталог «Мои документыMy Games\Oblivion», найти там файл oblivion.ini и найти в нем строчки:

  • bMusicEnabled=1
  • bSoundEnabled=1

Значение «1» в обоих случаях следует заменить на «0»:

  • bMusicEnabled=0
  • bSoundEnabled=0

Небольшой эффект дает включение кэширования. Для этого найдите в файле oblivion.ini строчку bUseHardDriveCache и установите значение «1»:

  • bUseHardDriveCache=1

У владельцев встроенных звуковых карт (а таковых сейчас немало) при наличии установленного набора кодеков K-Lite Codec Pack производительность игры может уменьшаться на 2-3 FPS. Чтобы этого не происходило, удалите эти кодеки и установите что-нибудь другое. Или же на время игры вообще ничего не инсталлируйте.

Очевидно, это не всё, что можно сделать для повышения быстродействия «The Elder Scrolls IV: Oblivion», для этого приводим небольшой набор ссылок:

http://www.tweakguides.com/Oblivion_1.html
http://www.elderscrolls.net
http://tes.ag.ru/
http://www.elderscrolls.com
http://www.uesp.net/

На этом, мы закончим сегодняшний обзор и ещё раз скажем, что, несмотря на все огрехи разработчиков и досадные мелочи, «The Elder Scrolls IV: Oblivion» – великолепная игра, которая вполне заслуживает звания «достойное продолжение серии». Одна из немногочисленных RPG, релиз которых состоялся в этом году. И одна из самых красивых игр на данный момент.