Опубликовано 08 ноября 2006, 00:33

«Gothic 3»: долгожданное продолжение одной из лучших ролевых игр

Одна из самых ожидаемых RPG этого года. Одна из самых масштабных игр своего жанра. И одна из самых красивых и зрелищных игр последнего времени. Это всё о ней – «Gothic 3».

Серия «Gothic» всегда поражала двумя вещами: огромным проработанным игровым миром и обилием всевозможных багов и глюков в первой версии. Как это ни прискорбно, но все три игры серии выходили откровенно сырыми, что заставляло разработчиков клепать патчи с завидной регулярностью. Несмотря на это, игры отлично продавались и завоевали многомиллионную армию поклонников. Третья часть «Gothic» добиралась до нас долго, как и подобает любому проекту подобной величины.

01-s

01-s

Однако несмотря на все трудности, игра вышла и сразу же наделала много шума. Она поражает своей глобальностью, но в то же время неприятный осадок оставляет корявая боевая система, чрезмерная требовательность к ресурсам и обилие мелких недоработок. Смотреть на такое противоречие глазами одного человека было бы не совсем правильно, поэтому сегодня мы сделаем точно так же, как когда-то писали о «The Elder Scrolls IV: Oblivion»: обзор в четыре руки.

Самое главное

Стоит сразу всех успокоить: игра ни в коем случае не разочаровывает. Она полностью оправдывает ожидания, соответствует запросам, правда, есть и недостатки – куда ж без этого. Итак, «Gothic 3».

Gothic 3
ЖанрAction/RPG
РазработчикPiranha Bytes (www.piranha-bytes.com)
ИздателиJoWooD Productions (www.jowood.com), GFI (www.gfi.su) и «Руссобит-М» (www.russobit-m.ru)
Дата релиза15 октября 2006 года
Минимальные системные требованияОС: MS Windows 2000/XP, DirectX 9.0cПроцессор: Intel Pentium IV 2 ГГц или AMD Athlon 2000+Память: 1024 Мбайт ОЗУВидео: видеокарта класса GeForce 4 Ti4200 128 Мбайт или ATI Radeon 9600HDD: 4700 Мбайт свободного места
Рекомендуемые системные требованияОС: Windows 2000/XP, DirectX 9.0сПроцессор: Intel Pentium IV 3 ГГц или AMD Athlon 64 3000+Память: 1,5 Гбайт ОЗУВидео: видеокарта класса GeForce 7800 256 Мбайт или ATI Radeon X1600HDD: 2500 Мбайт свободного места
Официальная страница игрыwww.gothic3.com или www.gfi.su/index1.php?langid=1&idt=125&categ_id=20&men_id=6

«Gothic 3» очень похожа на своих предшественниц – как в плане игровой механики, так и по общему стилю. Вряд ли этот факт кого-либо удивит. Но поклонники предыдущих частей определённо должны остаться довольны. Хотя есть и отличия, как приятные, так и не очень.

Безусловно, первое, что удивляет, – это графика. Игра вообще очень живописная. Какой-нибудь «Far Cry» или «F.E.A.R.» поражал воображение плотностью спецэффектов на квадратный дюйм экрана. Здесь несколько другое: огромные открытые пространства, аккуратно засаженные всевозможными деревьями, кустиками и цветочками. Гигантские леса, населённые всякой живностью – от безобидных зайчиков, мирно щипающих травку, до злых волков и диких кабанов, имеющих привычку подкрадываться сзади и портить нервы. Однако к ним мы ещё вернёмся. Пока же – об игровом мире. Если верить разработчикам, то по площади он в несколько раз больше, чем в предыдущих частях, вместе взятых. Проверить это не представляется возможным, однако все сомнения развеются, как только вам придётся совершить путешествие из одного города в другой. Оно займёт у вас гораздо больше времени, чем вы могли прикинуть, глядя на карту, поскольку дороги здесь очень напоминают российские: как пелось в одной хорошей песне, «семь загибов на версту».

Впрочем, эту самую дорогу нельзя назвать скучной. По пути то и дело будут встречаться всякие монстры, скрытые пещеры и случайные знакомые. Исколесив половину карты, вы вряд ли встретите два одинаковых места. Нет, конечно, есть очень похожие локации, но вряд ли разработчиков можно обвинить в злоупотреблении функцией Copy & Paste.

03-s

03-s

Кстати, за расстановку растительности отвечала технология SpeedTreeRT, на которую также положила глаз Epic Games со своим Unreal Engine. У «Готики» движок свой собственный, который вкупе с вышеназванной технологией создаёт поистине шикарные виды, ничуть не уступающие по красоте пейзажам горячо любимого нами «The Elder Scrolls IV: Oblivion».

Если абстрагироваться от чувства прекрасного, которое вызывает картинка на экране, и взглянуть на «Gothic 3» с позиции технологического эксперта, то нетрудно заключить, что в плане используемых технологий новая «Готика» ничуть не отстаёт от того же «TES IV: Oblivion». Хотя с точки зрения концепции и игрового сеттинга сравнить эти игры нельзя.

04-s

04-s

В «Oblivion» мы провели не один час, экспериментируя с внешностью своего виртуального альтер эго, выбирая между различными классами и профессиями. Здесь же нам дан классический средневековый образ доброго героя, которого по мере прохождения игры можно превратить во что угодно. Ролевая система «Gothic 3» довольно проста и дружественна к новичкам. Здесь нет двухстраничного списка характеристик, нет сложных сочетаний рас и классов. Есть несколько базовых характеристик (сила, здоровье, мана и так далее), которые влияют на вторичные характеристики. Ну и, конечно, никто не отменял дополнительные навыки. По мере выполнения квестов и уничтожения монстров и неприятелей герой растёт, крепнет, возвышается в уровнях. Словом, всё как в классических Action-RPG а-ля «Diablo».

05-s

Навыков больше, чем в предыдущих частях «Gothic», но всё-таки меньше, чем в большинстве ролевых игр

05-s

Навыков больше, чем в предыдущих частях «Gothic», но всё-таки меньше, чем в большинстве ролевых игр

Кстати, многие западные обозреватели пытались жаловаться на больший уклон в сторону экшен, однако мы можем смело заверить, что доля экшен в игре ничуть не изменилась по сравнению с предыдущими играми серии. Изменилась боевая система, которая по задумке должна была разнообразить процесс сражений и сделать игру более динамичной. Однако в релизной версии «Gothic 3» система боя вызывает массу нареканий (о них чуть ниже). Сам подход вам хорошо знаком по другим играм серии: в управлении участвуют обе клавиши мыши (левая – удар, правая – блок). А различные последовательности их нажатия вместе с клавишами движения дают различные комбо. Разумеется, против разных монстров придётся использовать разные комбо. Вернее, различные комбинации имеют разную эффективность. А к некоторым и вовсе не следует подходить в упор. К примеру, если от волков или динозавров без труда можно отбиться любым мечом, то кабанов лучше убивать из лука или файерболами. И не забывайте иногда оглядываться – дикие свиньи часто остаются незамеченными и нападают сзади.

06-s

Вот он, один из самых неприятных представителей фауны «Gothic 3»

06-s

Вот он, один из самых неприятных представителей фауны «Gothic 3»

Возможно, кто-то помнит, что каждая из рас, населяющих игровой мир, имеет определённое отношение к остальным. Отследить это на конкретных примерах сложно, а вот о взаимной ненависти нейтральных монстров можно говорить без всякого сомнения. Те же кабаны часто начинают драться между собой. Вам же в таком случае остаётся выждать момент и произвести контрольные выстрелы, не упустив драгоценный опыт. Правда, подобные стычки случаются не слишком часто. Монстры могут кучей напасть на вас и не обращать никакого внимания на себе подобных, а могут поубивать друг друга на ровном месте. Очевидно, здесь бал правит генератор случайных чисел.

О квестах разговор особый. Как и в любой другой игре, в третьей «Готике» квесты делятся на сюжетные и побочные. Причём число последних значительно выше, и их роль вообще не стоит недооценивать. Порой они дают больше опыта, нежели сюжетные задания, а зачастую оказываются гораздо сложнее и интереснее. Пару раз нам захотелось даже поставить памятник сценаристам. Однако раскрывать все приятности мы не будем, дабы не лишать вас удовольствия.

07-s

Количества квестов, которое даётся в каждом из более чем десятка поселений, вполне могло бы хватить на самостоятельную игру

07-s

Количества квестов, которое даётся в каждом из более чем десятка поселений, вполне могло бы хватить на самостоятельную игру

В игре течёт своё время, которое оказывает самое прямое влияние на события в игровом мире. Многие квесты имеют дедлайны, а посему вам придётся расставлять приоритеты. Однако есть в этом и неприятный момент. Из самой игры время посмотреть никак нельзя. Для этого придётся зайти в главное меню, сделать Save, на котором будет зафиксировано игровое время. Сказать, что это неудобно, – значит ничего не сказать. Надеемся, ситуацию исправят последующие патчи, коих спустя две недели после официального релиза вышло аж два. И этим – будьте уверенны – разработчики не ограничатся.

Впрочем, вернёмся к квестам. Иногда получается выполнить какой-либо квест, даже не зная о его существовании. С одной стороны, это несколько смущает. Но с другой – неужели неприятно получить кучу опыта и золота на ровном месте? Чтобы не раскрывать сюрприза, просто дадим маленький совет: не избегайте кабанов после посещения лагеря мятежников (Rebel Camp) – убивайте всех встретившихся. И будет вам счастье!

Что ещё приятно поражает, так это обилие незначительных на первый взгляд возможностей. Главный герой может изготавливать оружие, читать литературу. Причём некоторые книги после прочтения могут улучшить какой-либо навык. Можно спать на кроватях. Говорят, даже сексом в игре можно заниматься. Однако нам почему-то такая возможность ни разу не представилась.

Что нового

С выходом новой серии «Gothic» окончательно превратилась в хорошо раскрученный ролевой сериал. И многим наверняка интересно, какие нововведения принесла третья часть игры. Попробуем вкратце пройтись по основным новшествам.

Остались только две боевые характеристики: сила (Strength) и некий аналог ловкости (в оригинале – Hunting). Первая влияет на оружие ближнего боя и на обращение с арбалетом, от второй в основном зависит умение стрелять из лука. По достижении определённого значения основных боевых характеристик можно получить новый уровень использования оружия. Всего этих уровней три, и получают их достаточно быстро. Что, правда, не означает, что у вас будут лишние LP (Level Points), – их, как и раньше, всё время мало.

Приятной неожиданностью стало наличие зон повреждения. Например, выстрел из лука в голову наносит вдвое больший урон, чем попадание стрелы в торс или одну из конечностей. В случае с мечом или, например, копьём, по всей видимости, ситуация та же. Однако попадания в голову здесь случайны и определяются чем угодно, но только не управляемым прицелом. Так что скорее здесь можно говорить о «критических ударах».

09-s

09-s

Значительной доработке подверглась система поиска полезных ископаемых. Если в предыдущей части этим приходилось заниматься лишь в паре фрагментов (да и то особой надобности в том не было), то в «Gothic 3» существует огромное количество шахт и выходов породы на поверхность – особенно в Nordmar. Всего существует четыре вида полезных ископаемых: золото, сера, железная руда и магическая руда. Сера пригодится для изготовления огненных стрел, руда – для мечей. Про золото говорить не будем, и так понятно, для чего оно. Соответственно, добыча ресурсов – дело весьма полезное не только для того, чтобы заработать деньги, но и для пополнения арсенала.

10-s

Та самая магическая руда, её в игре не так уж и мало

10-s

Та самая магическая руда, её в игре не так уж и мало

В частности, потому что лучшее оружие в игре, как и раньше, приходится ковать самостоятельно. Тут мы переходим к следующему новшеству: система кузнечного дела в третьей части «Gothic» окончательно оформилась в отдельный навык, прокачиваемый точно так же, как и боевые. Разница только в том, что на качество и количество создаваемого оружия эта характеристика не влияет, но позволяет использовать новые «рецепты» для создания оружия (Blueprints). Навык прокачивается за опыт, а вот сами эти «рецепты» приобретаются за деньги, что не только позволяет экономить драгоценные LP, но и стимулирует к зарабатыванию «презренного металла».

11-s

Оружие можно не только изготавливать, но и затачивать, что увеличивает наносимый им урон

11-s

Оружие можно не только изготавливать, но и затачивать, что увеличивает наносимый им урон

Алхимия также претерпела изменения в этом направлении. Теперь вам не придётся отдавать LP за каждый новый рецепт. Сами свитки со списком ингредиентов можно купить за деньги. Правда, для их использования понадобится кое-что изучить. Но в любом случае, система получилась более логичной.

На порядок удобнее стали процессы обработки ингредиентов. Например, чтобы сковать несколько мечей, сварить десяток-другой зелий или поджарить сотню кусков мяса, вам теперь не придётся долго и проникновенно кликать левой кнопкой мыши, как это было раньше. Достаточно выбрать необходимый тип в меню и нужное количество на удобном ползунке. Не менее приятные изменения коснулись и диалога торговли. В одно окошке «ссыпаются» покупаемые предметы, в другое – продаваемые. Таким образом, стали возможны нормальный бартер и смешанная покупка/продажа с использованием денег.

Территория, как уже говорилось, стала гораздо больше, однако это не отразилось ни на способах передвижения (руны телепорта теперь называются камнями, но они всё так же привязаны только к наиболее важным местам), ни на степени детализации карты – как и раньше, есть великое множество разных закуточков, в которых можно найти что-то интересное.

Немного критики

Основная часть критики относится к новой боевой системе. Возможно, по задумке она должна была сделать игру более красивой и интересной, чему должны были послужить такие новшества, как щит, второй меч и комбо-удары. Однако на практике всё не слишком гладко. Если вы помните, в предыдущих частях в момент получения удара противник (или сам герой) на некоторое время лишался возможности нанести ответный. И то ли численно-временные параметры в «Gothic 3» подобраны не лучшим образом, то ли ещё что, но получается так, что вместо красивого комбо всегда проще и удобнее задолбить противника быстрой серией обычных ударов (левая кнопка мыши, которая теперь заменяет прежние сочетания «клик + вправо» и «клик + влево»). Прежнюю систему, возможно, тоже нельзя назвать верхом изящества, однако она была как-то интереснее.

13-s

Картинка на экране иногда выглядит диковато

13-s

Картинка на экране иногда выглядит диковато

С другой стороны, сам герой также может попасть в серию ударов, и на младших уровнях она может стать фатальной. Особенно обидно, когда вроде бы не слишком опасный монстр вроде того же кабана убивает, даже не дав возможности нанести удар.

Второй «интересный» момент: монстры (особенно представители фауны), как и раньше, очень любят отпрыгивать назад, уходя от удара мечом. И снова что-то разработчики намудрили со временем удара и расстоянием отпрыгивания – преследование особо «попрыгучего» монстра может весьма затянуться.

14-s

Ну очень серьёзный мужик...

14-s

Ну очень серьёзный мужик...

Наконец, третьей неприятной особенностью является странное поведение группы противников. В большинстве случаев толпа врагов спокойно ожидает, пока вы разбираетесь с одним её представителем, что, с одной стороны, глупо, но с другой – делает жизнь легче. Однако иногда на супостатов находит озарение («наших бьют!»), и они таки набрасываются на вас всем скопом. Чем это заканчивается – понятно. И это изрядно раздражает, ведь одиночные враги попадаются весьма редко, а «озарения толпы» случаются совершенно непредсказуемо.

15-s

Солнце светит прямо сквозь гору. Этот глюк уже поправлен в последнем патче, но в русифицированную версию он, к сожалению, включён не будет – придётся скачивать его самостоятельно

15-s

Солнце светит прямо сквозь гору. Этот глюк уже поправлен в последнем патче, но в русифицированную версию он, к сожалению, включён не будет – придётся скачивать его самостоятельно

Все эти «особенности» в сочетании дают то, что исход боя невозможно предугадать. Даже на высоком уровне можно легко погибнуть в сражении с парой-тройкой волков, а можно не особенно напрягаясь методично перерезать группу из пары десятков орков – как фишка ляжет... В результате пользоваться сохранением и загрузкой приходится частенько. И это не слишком приятно, ведь загрузка происходит далеко не мгновенно, да и сохранение могло бы работать пошустрее. Кстати, автосохранение отсутствует как класс, так что даже если вы не собираетесь воевать, а решили просто пройтись по относительно мирному району, не забывайте сохраняться, ведь, повторимся, даже мелкая стычка со случайно попавшимися не самыми опасными монстрами может стать фатальной.

16-s

Несмотря на устрашающую внешность, огненный голем убивается элементарно – хватает пары ледяных стрел, брошенных издалека

16-s

Несмотря на устрашающую внешность, огненный голем убивается элементарно – хватает пары ледяных стрел, брошенных издалека

Ещё одним не слишком удачным, на наш взгляд, изменением, является невозможность использования эликсиров и прочих «болеутоляющих» средств на бегу. Так что вместо того чтобы немного побегать от монстра, пока герой «употребляет», приходится убегать, пока враг не потеряет к вам интерес, восстанавливаться и только потом возвращаться – совершенно лишняя беготня.

Теперь вкратце пройдёмся по остальным неприятным фактам, коих, надо сказать, не так уж и много для столь масштабной игры. Неприятно удивили крайне куцые настройки качества видео. По сути, можно выбрать только два параметра: разрешение (да и то список почему-то очень странный) и один из трёх уровней качества: Low, Medium, High. Самое тут, пожалуй, неприятное – отсутствие настройки дальности прорисовки. Конечно, можно менять параметры через ini-файл, но, согласитесь, это далеко не самый удобный вариант. Хотя бы потому, что увидеть скорость и качество можно только при запуске игры, а загружается она не слишком быстро.

Расстроили некоторые аспекты графики. В частности, если вода в речках и озёрах выглядит просто великолепно, то море иначе как убогим назвать язык не поворачивается. Метр от берега – и вода становится почти полностью чёрной, и на этом чернильном фоне волны, рябь и прочие приятные детали совершенно теряются. Про то, как выглядит море издалека, лучше просто молчать – подобрать цензурные слова очень нелегко. При взгляде на сочетание этого «издалека» с дедлайном, отсекающим уровень более-менее детальной прорисовки от совсем уж грубого, пропадают даже слова нецензурные. И это притом что впечатление от графики в целом – на уровне «отлично», а местами дотягивает и до «шедеврально».

Наконец, не обошлось и без глюков. Например, один раз бандиты умудрились провалиться из одной пещеры в другую, которая находится непосредственно под первой. Понятное дело, их исчезновение из первой пещеры сопровождалось удивлением: куда же они умудрились пропасть из комнаты с одним выходом? И ещё более странно было увидеть их «этажом ниже», естественно, уже в виде трупов – высота ведь немаленькая. Впрочем, глюков не так уж много, учитывая, что игра вышла не так давно. К тому же наверняка последуют новые патчи, исправляющие положение.

Системные требования

После заявлений разработчиков заранее следовало готовиться к тому, что игра будет очень требовательна к ресурсам. Дело это вполне привычное, особенно если речь идёт о видеокарте или процессоре. Однако самый главный пункт в системных требованиях «Gothic 3» – память. К примеру, на конфигурации Athlon 64 3000+, 1024 Мбайт ОЗУ и GeForce 6600 GT приемлемой играбельности удалось добиться в разрешении 1024х768 с максимальным качеством текстур, но с выключенным антиалиасингом, отключением пиксельных шейдеров 3.0, а также со слегка урезанной дальностью обзора. Однако при входе в каждую новую локацию игра заметно подтормаживала, обращаясь к файлу подкачки. Качество графики было на вполне высоком уровне, а средний показатель производительности держался на отметке 15-25 fps.

18-s

18-s

Вторым компьютером, на котором мы запускали «Gothic 3», стал ноутбук RoverBook Voyager V700 – один из самых мощных портативных ПК на рынке. Подробнее о нём вы можете прочитать в обзоре «RoverBook Voyager V700: экстремальная производительность за приемлемые деньги», а вкратце его конфигурация выглядит следующим образом: процессор Core Duo T2600 (2,16 ГГц; 4 Мбайт L2), 1024 Мбайт оперативной памяти, GeForce Go 7900 GS. Характеристики, как видите, что надо. На нём игра более-менее приемлемо пошла с максимальными настройками качества в разрешении 1920х1200 (совпадает с физическим разрешением матрицы ноутбука). Уровень fps был несколько ниже комфортного, но ничего не поделаешь, ведь, во-первых, играть в «родном» разрешении экрана на порядок приятнее, и во-вторых, другие широкоформатные режимы «Gothic 3» почему-то не позволила использовать, а добавлять к искажениям, связанным с использованием «неродного» разрешения, ещё и кривую геометрию значило бы испортить удовольствие от игры.

19-s

19-s

Надо сказать, что при приближении к большим городам игра начинала тормозить особенно отчаянно. Это позволило нам предположить, что дело даже не столько в видеокарте или процессоре, сколько в оперативной памяти. Попробовав нарастить её объём до 2 Гбайт, мы убедились, что это действительно так. В результате игра стала идти более плавно, торможение при подгрузке локаций исчезло почти полностью.

В итоге «Gothic 3» более-менее играбельна на приведённой конфигурации в разрешении 1920х1200; если бы имелась возможность снизить разрешение до 1680х1050, то, скорее всего, к скорости и вовсе не было бы претензий. Итак, для комфортной игры в максимальном качестве вам понадобятся 2 Гбайт ОЗУ и видеокарта уровня GeForce 7800/7900. Двухъядерный процессор необязателен, но всё же его наличие пойдёт только на пользу. Причина такой требовательности к объёму памяти вполне очевидна: огромный игровой мир, локации которого загружаются по мере передвижения.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что с реализацией огромного игрового мира, а также с созданием иллюзии протекания жизни в нём разработчики из Piranha Bytes справились. Причём отлично. Поведение персонажей порой не совсем естественное, однако в том же «TES IV: Oblivion» дело обстояло гораздо хуже. Ролевая система не обременена лишними премудростями, однако она не вызовет никаких трудностей у новичков и недоумения у матёрых ролевиков.

Большая часть изменений явно пошла на пользу игре – это та же «Gothic», только больше, красивее, удобнее и разнообразнее. Играть в эту игру однозначно стоит, как стоило играть и в предыдущие части. Тем более что официальная русскоязычная версия вот-вот появится на прилавках магазинов.