Опубликовано 21 декабря 2013, 08:05

Все шаблоны сломаны! Обзор игры The Stanley Parable

Игровой эксперимент под названием The Stanley Parable появился еще в 2011 году в качестве любительской модификации к Half-Life 2. Автор-одиночка получил благодаря TSP некоторое признание, собрал команду единомышленников и создал на базе мода полноценную игру. Ее главное качество — умение ломать шаблоны и в буквальном смысле срывать крыши.
Все шаблоны сломаны! Обзор игры The Stanley Parable
Главный герой Стэнли. Мирно сидит за своим рабочим компьютером, послушно нажимает клавиши

Главный герой Стэнли. Мирно сидит за своим рабочим компьютером, послушно нажимает клавиши

Лестниц и дверей в игре очень много. Даже больше, чем кнопок и лифтов, которые тоже лидируют в списке популярных предметов

Лестниц и дверей в игре очень много. Даже больше, чем кнопок и лифтов, которые тоже лидируют в списке популярных предметов

Название игры: The Stanley Parable
Жанр: First Person Adventure («приключение от первого лица»)
Язык: английский
Разработчик: Galactic Cafe
Издатель: Galactic Cafe (Steam)
Похожие игры: Portal, Portal 2, Gone Home
Платформы: PC, Mac
Дата выхода в России: 17 октября 2013 года
Возрастное ограничение: 12+
Официальный сайт: http://www.stanleyparable.com
Страница проекта на Steam

Жил-был офисный служащий Стэнли. Сидел в офисе за своим рабочим местом, в отдельной комнатенке с номером 427, и нажимал кнопки в соответствии с командами, появлявшимися на экране монитора. Выполнял работу послушно, изо дня в день, из года в год. Даже не задумываясь над тем, кто дает эти команды и зачем нужно нажимать на эти клавиши. За годы однообразной работы, которая Стэнли всегда нравилась, он разучился разговаривать и до самого финала не промолвит ни единого словечка — как небезызвестный Гордон Фримен, с которым у Стэнли окажется немало общего.

Меж тем, в один прекрасный день команды перестают поступать на экран монитора. Обеспокоенный Стэнли терпеливо ждет, но в итоге решает пуститься на поиски причины — выясняется, что офис почему-то внезапно обезлюдел, все комнаты и коридоры пусты, и даже кабинет страшного начальника выглядит покинутым. Как будто в здании все вымерли. В попытках разобраться с тем, что же произошло на самом деле, Стэнли придется совершить дорогу в один конец, в глубины собственного подсознания, пытаясь разобраться в том, кто он и какова его роль в этой странной истории.

По одной из версий сценария, Стэнли умирает, а рассказ продолжается от лица обнаружившей тело героини. Никогда не знаешь, чего ждать, играя в The Stanley Parable!

По одной из версий сценария, Стэнли умирает, а рассказ продолжается от лица обнаружившей тело героини. Никогда не знаешь, чего ждать, играя в The Stanley Parable!

Офис босса Стэнли, который держит героя в страхе и напряжении. Взять с комода и пригубить кьянти из бутылки, к сожалению, нельзя

Офис босса Стэнли, который держит героя в страхе и напряжении. Взять с комода и пригубить кьянти из бутылки, к сожалению, нельзя

А история действительно та еще! The Stanley Parable сложно назвать игрой в традиционном понимании. Скорее, это интерактивная притча с множеством интерпретаций, которая выполнена в стилистике обычного шутера от первого лица. С поправкой на то, что стрелять ни в кого не придется, и даже оружие в руки Стэнли не возьмет за всю игру ни разу! Ближе всего геймплей игры похож на прогулку по Black Mesa до катастрофы (Half-Life) или исследование известного комплекса Aperture Science до нахождения «портал-гана» (Portal). Больше всего общих точек пересечения у The Stanley Parable с Portal — обе игры начинали творческий путь с модификаций для Half-Life 2. Мод, который посвящен загадочному происшествию в офисе, впервые появился в 2011 году. Его разработчик Дэви Вреден стал популярен благодаря тому, что в одиночку решился на смелый эксперимент — изъял из игры привычные игровые механики, соревновательный элемент, и заменил их голосом в голове протагониста.

В 2013 году Вреден объединился с Уильямом Пью, и вместе они сделали один из главных инди-хитов года. Главный герой The Stanley Parable лишен дара речи, однако мы постоянно слышим чей-то голос — поначалу это кажется внутренним голосом героя, но вскоре выясняется, что этот независимый персонаж, Рассказчик, соединен со Стэнли незримыми узами, но действует и думает отдельно от него. Роль всезнающего и насмешливого голоса исполнил актер Кивен Брайтинг, к которому тоже пришла запоздалая слава — в настоящий момент он участвует в озвучивании DLC для бестселлера Dota 2.

Зачастую мы попадаем за кулисы действа, как в первой части Portal

Зачастую мы попадаем за кулисы действа, как в первой части Portal

У Стэнли лучшая работа на свете, но однажды ей приходит конец. С этого и начинается игра, вернее, «интерактивная инсталляция»

У Стэнли лучшая работа на свете, но однажды ей приходит конец. С этого и начинается игра, вернее, «интерактивная инсталляция»

Новую команду из трех человек Дэви Вреден назвал Galactic Cafe. «Галактическое кафе» превратило известную в узких кругах модификацию в бестселлер на игровом сервисе Steam. В полноценную игру с необходимостью постоянно делать выбор. В какую из двух дверей пойти? На какую из кнопок нажать? Пойти ли по лестнице вверх или вниз? Из таких выборов и состоит игра. Все действия героя сопровождаются остроумными, насмешливыми и едкими комментариями Рассказчика, который выполняет ту же функцию, что GLaDOS из Portal или Уитли из Portal 2 — роль наставника, в какой-то момент времени превращающегося в недруга и злодея.

Главными объектами вдохновения (помимо двух частей Portal) для The Stanley Parable выступили такие игры, как Gone Home, Dear Esther и даже Minecraft. Игра оказалась настолько вариативна в плане возможностей, что содержит 18 разных концовок, среди которых есть настоящие путешествия по мирам Portal и Minecraft, отправка в «многокнопочный» Рай, и 4-часовое спасение картонного ребенка от огненного костра. Много сюрпризов и непредсказуемых вещей, раз за разом выбивающих стул из-под игрока! За время этих безумных странствий герой медленно, но верно превращается в пациента № 427, и вынужден не разобраться в происходящем, а хотя бы попытаться сохранить рассудок.

Не у всех есть такие удобные кабинеты, как у сотрудника № 427

Не у всех есть такие удобные кабинеты, как у сотрудника № 427

Интерьеры офиса — малая часть того, что повстречается на пути Стэнли к истине

Интерьеры офиса — малая часть того, что повстречается на пути Стэнли к истине

В The Stanley Parable сложно постоянно сохранять спокойствие — авторы издеваются над героем и игроками столь активно, что в одной из концовок Стэнли сходит с ума и падает замертво. Еще одна из версий развития событий: игра сама просит нас умереть. На экране появляется надпись Please Die, намекающая на необходимость нажать кнопку и разом покончить со страданиями героя.

Всю игру Стэнли постоянно пребывает наедине с собой и своим незримым попутчиком-голосом. В какой-то момент Рассказчик озлобляется и, как Уитли из Portal 2 с его «синдромом вахтера», начинает творить совершенно бессовестные вещи, меняя правила мира TSP у нас на глазах. Вот такой у Стэнли единственный друг! Потому-то время от времени кажется, что не ты играешь в TSP, а иногда The Stanley Parable играет в тебя. Дэви Вреден испытывает игроков на прочность, подкидывая все более сложные задачи: например, многократную попытку виртуального суицида с целью перезапуска игры или прослушивание чудовищного пения Брайтинга, которое выведет из себя даже истинного арийца. Всякое будет!

Скриншоты не в состоянии передать те чувства, которые игра способна разбудить во внимательных игроках. Но большинство, скорее всего, пройдет мимо инди-шедевра

Скриншоты не в состоянии передать те чувства, которые игра способна разбудить во внимательных игроках. Но большинство, скорее всего, пройдет мимо инди-шедевра

Секретная комната с далеко не единственной тайной игры

Секретная комната с далеко не единственной тайной игры

TSP сложно назвать игрой, по крайней мере, такой же, как нежно любимые Вреденом Portal и Portal 2. Скорее, это эксперимент над сознанием, издевательская попытка исследовать психологию игрока и его способность делать выбор, принимая последствия. Во многом игра похожа на культовую книгу Хулио Кортасара «Игра в классики» — к своей цели Стэнли идет по хаотичному, разваливающемуся маршруту. Топкими путями, из-за чего тропинка каждый раз складывается по-новому. У игры только один веский недостаток: это не игра вовсе, она не призвана развлечь, и даже «настоящей концовки» в ней не найти.

По сути, Galactic Cafe создали дерево возможностей Стэнли, набор слайдов, с помощью которых можно попытаться прожить чужую жизнь и найти в ней параллели с собственной. Рекомендовать The Stanley Parable можно только тем знатокам «артхаус»-игр, кто не прочь покопаться в хитросплетениях судьбы офисного неудачника. Получить новый игровой опыт — стать тем, кому впервые в жизни пришлось делать сложные выборы.