Игры
21 декабря 2013, 07:05

Все шаблоны сломаны! Обзор игры The Stanley Parable

Игровой эксперимент под названием The Stanley Parable появился еще в 2011 году в качестве любительской модификации к Half-Life 2. Автор-одиночка получил благодаря TSP некоторое признание, собрал команду единомышленников и создал на базе мода полноценную игру. Ее главное качество — умение ломать шаблоны и в буквальном смысле срывать крыши.

Главный герой Стэнли. Мирно сидит за своим рабочим компьютером, послушно нажимает клавиши

Лестниц и дверей в игре очень много. Даже больше, чем кнопок и лифтов, которые тоже лидируют в списке популярных предметов

Название игры: The Stanley Parable
Жанр: First Person Adventure («приключение от первого лица»)
Язык: английский
Разработчик: Galactic Cafe
Издатель: Galactic Cafe (Steam)
Похожие игры: Portal, Portal 2, Gone Home
Платформы: PC, Mac
Дата выхода в России: 17 октября 2013 года
Возрастное ограничение: 12+
Официальный сайт: http://www.stanleyparable.com
Страница проекта на Steam

Жил-был офисный служащий Стэнли. Сидел в офисе за своим рабочим местом, в отдельной комнатенке с номером 427, и нажимал кнопки в соответствии с командами, появлявшимися на экране монитора. Выполнял работу послушно, изо дня в день, из года в год. Даже не задумываясь над тем, кто дает эти команды и зачем нужно нажимать на эти клавиши. За годы однообразной работы, которая Стэнли всегда нравилась, он разучился разговаривать и до самого финала не промолвит ни единого словечка — как небезызвестный Гордон Фримен, с которым у Стэнли окажется немало общего.

Меж тем, в один прекрасный день команды перестают поступать на экран монитора. Обеспокоенный Стэнли терпеливо ждет, но в итоге решает пуститься на поиски причины — выясняется, что офис почему-то внезапно обезлюдел, все комнаты и коридоры пусты, и даже кабинет страшного начальника выглядит покинутым. Как будто в здании все вымерли. В попытках разобраться с тем, что же произошло на самом деле, Стэнли придется совершить дорогу в один конец, в глубины собственного подсознания, пытаясь разобраться в том, кто он и какова его роль в этой странной истории.

По одной из версий сценария, Стэнли умирает, а рассказ продолжается от лица обнаружившей тело героини. Никогда не знаешь, чего ждать, играя в The Stanley Parable!

Офис босса Стэнли, который держит героя в страхе и напряжении. Взять с комода и пригубить кьянти из бутылки, к сожалению, нельзя

А история действительно та еще! The Stanley Parable сложно назвать игрой в традиционном понимании. Скорее, это интерактивная притча с множеством интерпретаций, которая выполнена в стилистике обычного шутера от первого лица. С поправкой на то, что стрелять ни в кого не придется, и даже оружие в руки Стэнли не возьмет за всю игру ни разу! Ближе всего геймплей игры похож на прогулку по Black Mesa до катастрофы (Half-Life) или исследование известного комплекса Aperture Science до нахождения «портал-гана» (Portal). Больше всего общих точек пересечения у The Stanley Parable с Portal — обе игры начинали творческий путь с модификаций для Half-Life 2. Мод, который посвящен загадочному происшествию в офисе, впервые появился в 2011 году. Его разработчик Дэви Вреден стал популярен благодаря тому, что в одиночку решился на смелый эксперимент — изъял из игры привычные игровые механики, соревновательный элемент, и заменил их голосом в голове протагониста.

В 2013 году Вреден объединился с Уильямом Пью, и вместе они сделали один из главных инди-хитов года. Главный герой The Stanley Parable лишен дара речи, однако мы постоянно слышим чей-то голос — поначалу это кажется внутренним голосом героя, но вскоре выясняется, что этот независимый персонаж, Рассказчик, соединен со Стэнли незримыми узами, но действует и думает отдельно от него. Роль всезнающего и насмешливого голоса исполнил актер Кивен Брайтинг, к которому тоже пришла запоздалая слава — в настоящий момент он участвует в озвучивании DLC для бестселлера Dota 2.

Зачастую мы попадаем за кулисы действа, как в первой части Portal

У Стэнли лучшая работа на свете, но однажды ей приходит конец. С этого и начинается игра, вернее, «интерактивная инсталляция»

Новую команду из трех человек Дэви Вреден назвал Galactic Cafe. «Галактическое кафе» превратило известную в узких кругах модификацию в бестселлер на игровом сервисе Steam. В полноценную игру с необходимостью постоянно делать выбор. В какую из двух дверей пойти? На какую из кнопок нажать? Пойти ли по лестнице вверх или вниз? Из таких выборов и состоит игра. Все действия героя сопровождаются остроумными, насмешливыми и едкими комментариями Рассказчика, который выполняет ту же функцию, что GLaDOS из Portal или Уитли из Portal 2 — роль наставника, в какой-то момент времени превращающегося в недруга и злодея.

Главными объектами вдохновения (помимо двух частей Portal) для The Stanley Parable выступили такие игры, как Gone Home, Dear Esther и даже Minecraft. Игра оказалась настолько вариативна в плане возможностей, что содержит 18 разных концовок, среди которых есть настоящие путешествия по мирам Portal и Minecraft, отправка в «многокнопочный» Рай, и 4-часовое спасение картонного ребенка от огненного костра. Много сюрпризов и непредсказуемых вещей, раз за разом выбивающих стул из-под игрока! За время этих безумных странствий герой медленно, но верно превращается в пациента № 427, и вынужден не разобраться в происходящем, а хотя бы попытаться сохранить рассудок.

Не у всех есть такие удобные кабинеты, как у сотрудника № 427

Интерьеры офиса — малая часть того, что повстречается на пути Стэнли к истине

В The Stanley Parable сложно постоянно сохранять спокойствие — авторы издеваются над героем и игроками столь активно, что в одной из концовок Стэнли сходит с ума и падает замертво. Еще одна из версий развития событий: игра сама просит нас умереть. На экране появляется надпись Please Die, намекающая на необходимость нажать кнопку и разом покончить со страданиями героя.

Всю игру Стэнли постоянно пребывает наедине с собой и своим незримым попутчиком-голосом. В какой-то момент Рассказчик озлобляется и, как Уитли из Portal 2 с его «синдромом вахтера», начинает творить совершенно бессовестные вещи, меняя правила мира TSP у нас на глазах. Вот такой у Стэнли единственный друг! Потому-то время от времени кажется, что не ты играешь в TSP, а иногда The Stanley Parable играет в тебя. Дэви Вреден испытывает игроков на прочность, подкидывая все более сложные задачи: например, многократную попытку виртуального суицида с целью перезапуска игры или прослушивание чудовищного пения Брайтинга, которое выведет из себя даже истинного арийца. Всякое будет!

Скриншоты не в состоянии передать те чувства, которые игра способна разбудить во внимательных игроках. Но большинство, скорее всего, пройдет мимо инди-шедевра

Секретная комната с далеко не единственной тайной игры

TSP сложно назвать игрой, по крайней мере, такой же, как нежно любимые Вреденом Portal и Portal 2. Скорее, это эксперимент над сознанием, издевательская попытка исследовать психологию игрока и его способность делать выбор, принимая последствия. Во многом игра похожа на культовую книгу Хулио Кортасара «Игра в классики» — к своей цели Стэнли идет по хаотичному, разваливающемуся маршруту. Топкими путями, из-за чего тропинка каждый раз складывается по-новому. У игры только один веский недостаток: это не игра вовсе, она не призвана развлечь, и даже «настоящей концовки» в ней не найти.

По сути, Galactic Cafe создали дерево возможностей Стэнли, набор слайдов, с помощью которых можно попытаться прожить чужую жизнь и найти в ней параллели с собственной. Рекомендовать The Stanley Parable можно только тем знатокам «артхаус»-игр, кто не прочь покопаться в хитросплетениях судьбы офисного неудачника. Получить новый игровой опыт — стать тем, кому впервые в жизни пришлось делать сложные выборы.