Игры
02 января 2012 в 23:01

Пруссия, креститься надо! Обзор игры «Тевтонский орден»

Самой грозной силой в Европе XIII века были тевтонские рыцари. Посвященная их завоеваниям игра провела нас по местам боевой славы крестоносцев и популярно объяснила, как именно происходило обращение язычников в христианство (подсказка: огнем и мечом). А сюжетная кампания «Тевтонского ордена» согласна дать прикурить Total War, правящему королю стратегий с масштабными сражениями!

Название игры: Тевтонский орден
Жанр: Real-Time Strategy
Разработчик: Unicorn Games
Издатель в России: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: Medieval II: Total War — Kingdoms, История войн: Александр Невский
Платформы: PC
Дата выхода: 2 декабря 2011 года
Официальный сайт: http://www.realwarfare.ru/

Новый тевтонский порядок. Обороняем деревню

Врагов всегда удобнее обстреливать с возвышенности

Серия исторических стратегий Real Warfare дебютировала в 2009-м году и началась с игры «История войн: Александр Невский». Ее продолжение Real Warfare 2 Northern Crusades («Тевтонский орден» в России) оказалось не просто «второй частью», а эволюцией всех достижений украинской студии Unicorn Games.

Из «Александра Невского» в ТО перекочевали осады городов, антураж Средневековья, аутентичные доспехи войск. У своего «XIII века» авторы позаимствовали тематику христианских завоеваний. Результат соответствует усилиям — черпавшая отовсюду идеи стратегия на порядок интереснее предыдущих выпусков.

Разборка в Матови, кажется, складывается в нашу пользу

Используйте узкие горловины с умом. Ваши войска целее будут!

Реальный конкурент у серии Real Warfare всего один — Medieval II: Total War Kingdoms 2007-го года выпуска. Так зачем, спрашивается, нужно было выпускать «Тевтонский орден», если в Kingdoms включена отдельная кампания, целиком посвященная подвигам тевтонцев в тринадцатом веке?

Ответ крайне прост: украинской студии Unicorn есть, что добавить к жанру «глобальной стратегии», монополистом которого уже долгие годы является Total War. И это тот самый случай, когда появление альтернативы полностью оправдано.

Оставлять выживших невыгодно. За убийства же опыт дают!

Враг очень хочет нашей крови

В XIII веке произошло немало исторически важных событий, и, видимо, поэтому Unicorn в четвертой игре подряд возвращается к этому периоду великих завоеваний.

Единственная кампания игры начинается с описания геополитической обстановки в Европе к середине 1230-х годов. Нам, рыцарю Ордена тевтонцев со сложным прошлым, сообщают о важной миссии по распространению католической веры в землях Пруссии.

По сюжету, ушлый король Польши не стал ссориться с соседями-пруссами напрямую, а пригласил наемников-крестоносцев для решения своих проблем. А убежденные католики, у которых каждый бой начинается со слов «С нами Бог!», готовы были крестить любых иноверцев.

В игре предусмотрена достоверная смена дня и ночи. Битвы происходят также в утреннее и вечернее время суток

Пруссы и римляне нашли общий язык

На первоначальном этапе игры, помимо пруссов, в качестве наших врагов выступят литовцы и жители средневековой Руси. Позднее себя проявит угроза в лице монголов, и рыцарям Ордена будет не до скуки.

Смысл «Тевтонского ордена» понятен всем, кто хотя бы раз в жизни запускал глобальные стратегии. Как в серии TW, постоянных сравнений с которой нам не избежать, существует разделение на управленческую фазу (стратегическую) и боевую (тактическую). Весь фокус увлекательности геймплея заключен в грамотном совмещении тактики со стратегией.

Во время первой фазы мы исследуем огромную карту языческой Европы с кучей городов, замков и селений. По карте непрестанно двигаются лорды, бандиты, торговцы, крестьяне, за каждым из которых стоит своя армия. В этом режиме игра очень похожа на King’s Bounty и Mount&Blade — фигурка единственного героя в реальном времени скачет галопом по карте, ввязываясь в неприятности.

Поначалу игра больше похожа на выживание рыбешки в аквариуме с пираньями: мы — слабейший герой в слабейшей из провинций, и даже самый захудалый крестьянин способен обратить наше недо-войско вспять. Не игра, а мука и маета.

Спасает союзник в лице могущественной Польши и отсутствие военных конфликтов с кем-либо, кроме Пруссии. Сколачивать же армию придется за счет грабежей разбойников мелкой руки и крестьян враждебных нам фракций. Что интересно, вокруг нас постоянно происходят неприятности: государства ссорятся и мирятся, Римская Империя заключает союз с Пруссией, бандиты грабят крестьян, дозоры патрулируют окрестности важных пунктов, лорды с их профессиональными армиями штурмуют города.

Экран торговли

Все выглядит так по родному, по-русски

Имитация живого мира выглядит необычно. И хотя сам этот мир вроде бы вращается независимо от героя, тем не менее, мы — самые важные. Начав игру в должности комтура с единственной крепостью Торн, игрок волей-неволей омоет свой меч в крови иноверцев и дослужится до должности ландмейстера, VIP-представителя Ордена в регионе.

Но прежде, чем это произойдет, игра научит военному ремеслу. Классическая тактика Первой Мировой войны «стенка на стенку» здесь не пройдет — уже на стандартном уровне сложности потребуется овладеть маневрированием, атаками с флангов и тыла, искусством засады.

Добивание выживших отрядов. Гоним их до самого края карты

Явно пахнет поражением

Как только на стратегической карте происходит столкновение с участием нашего героя, игра переходит в тактическую фазу. Причем, что интересно, бой может начаться и без нашей инициативы: к герою часто подкатывают провокаторы, которые сами навязывают драку.

Бои в тактической фазе, по сути, являются основным развлечением, игрой в игре. В зависимости от того, где произошло столкновение сил, загружается детальная карта местности с особенностями региона: лесом, равниной, холмами. Иногда на правах особого подарка загружаются карты с узкими тропами (горловинами) или высокими, частично неприступными горами. Ну а все сюжетные бои происходят на заранее созданных картах.

Перед началом боя две армии выстроены в отдалении друг от друга, как правило, в разных концах карты. Особое мастерство полководца заключается в грамотном распределении имеющихся ресурсов: к примеру, лучников загнать повыше на гору, мечниками закрыть проходы, а конницу спрятать в лесу, чтобы ударила по врагу во время перебранки с пехотой.

В отличие от других игр, здесь для конницы густой лес не помеха

Диалоги вполне в духе XIII века

Сойдясь в бою, армии уже не расходятся — итог боя определяется в течение считанных минут. Для всех типов войск действует правило «камень-ножницы-бумага», а именно: пехота не любит лучников, лучники не переносят конницу, а сама конница боится воинов с копьями. И только элитной рыцарской коннице плевать на большинство уловок противника…

Unicorn приложила все усилия для создания правдоподобных баталий: есть построения для всей армии (конница позади, луки посредине, в авангарде пехота) и для отдельных отрядов. Для конницы предусмотрена функция построения клином, пехота атакует квадратами, линиями или берет круговую оборону.

За участие в битвах герою начисляется боевой опыт, который можно распределять между отрядами по своей воле. Даже если отряд из боя в бой не двигается с места, разрешено инвестировать в него весь опыт, прокачивая отдельные параметры: число солдат, мораль, инициативу, первичное и вторичное оружие. Для всех родов войск также существуют градации опытности: самые неопытные — ополченцы.

Любой такой отряд можно усовершенствовать, превратив сначала в отряд милиции, затем в сержантов-ветеранов, ну а дослужиться до рыцарей — высшая прерогатива. Рыцарские отряды считаются «элитой» армии и жестко лимитированы. Впрочем, ограничения есть для всех: например, герой на 10 уровне имеет право брать с собой 6 отрядов ополчения, 3 милиции, 2 отряда сержантов и лишь 1 отряд рыцарей. В рамках опытности есть разные профессии: мечники, арбалетчики, копейщики, конники и прочие войска того времени, включая устрашающих конных лучников монгольской армии.

Пример грамотной обороны. У врага сил втрое больше…

… но высоченный холм позволил нам свести потери к минимуму

Игра приучает воевать умением, потому как денег на дорогостоящие войска, как правило, не хватает. Не помогает даже рудиментарная торговля — скажем, в селе производителей соли купили солёный товар, в городе продали… Мотаться «челноком» между городами придется только первое время, ведь затем основной доход начнут приносить битвы с армиями-толстосумами.

За участие в битвах и выполнение квестовых заданий (обязательных по сюжету) герой получает опыт, а вместе с ним и уровни. Полтора десятка различных навыков позволяют ему улучшать свои торговые и боевые навыки, дают бонусы к боевому духу и опыту.

Всего в игре нашлось место трем типам сражений: осаде, обороне и стычке. Первые два являются вариациями защиты и штурма крепости, во время которых доступно использование артиллерии того времени: катапульт, таранов, осадных лестниц. Третий тип сражений, армия на армию, в пояснениях не нуждаются.

Среди недостатков боевой части некоторые сильно бросаются в глаза: так, в отличие от Total War, нельзя присоединиться к ведущейся битве, равно как нельзя получить какую-либо помощь со стороны (внезапный союзный резерв). Плохо обстоит дело с системой морали — без сомнений, реализация морального духа сделана интереснее, чем в Medieval II, но большинство армий, особенно на ранних порах игры, страдают повышенной трусостью и ретируются при первой возможности, даже когда по ходу боя преимущество на их стороне.

Перед боем нельзя расставлять войска, что тоже выглядит странным решением. Наконец, конница нуждается в постоянном внимании — в отличие от MII, без микро-контроля отряды в «Тевтонском ордене» увязают в малоэффективной драке, приводя к ненужным потерям. Вступившие в бой войска чрезвычайно неотзывчивы. И вообще, искусственный интеллект как наших, так и вражеских армий нуждается в серьезной доработке. К слову, в игре эффективна такая тактика: бросить дешевую и восполнимую пехоту ополченцев/милиционеров в лоб врага, а фланги атаковать лошадками. Компьютер почему-то не считает нужным защищать свои мясистые бока.

Моральной выдержки ополченцам не хватает

Первое время даже разбойники будут для нас весомой угрозой!

В остальном, как было сказано выше, кампания увлекает и по плотности событий способна дать прикурить аналогичной кампании из Kingdoms. Еще, в отличие от Medieval II, в «Тевтонском ордене» есть полноценный сценарий с участием исторических деятелей того времени: наставником главного героя является Герман фон Зальца, а сам он, Андреас фон Вельвен, командовал тевтонцами во время Ледового побоища. Интересные диалоги со знакомыми главного героя из его прошлого прилагаются.

К сожалению, в дефиците все остальное. Нас удручила пара важных вещей: в игре отсутствуют «исторические битвы», которые считаются хорошим тоном для всех игр этого жанра. Вместо аутентичных битв-реконструкций игра предлагает пройти в редактор баталий, с помощью которого можно выбрать карту, сражающиеся стороны и состав армий для всех участников.

Далее, графика игры устарела лет на 6 и не выдерживает никакого сравнения ни с TW: Shogun 2, ни с M&M: Heroes VI. Наигравшись в сценарной кампании, хочется наконец-то пойти в онлайн и схлестнуться за Русь с другими любителями тевтонцев, но увы — в онлайне не нашлось оппонентов. Неприятно, но приходится констатировать, что основным преимуществом ТО остается ее единственная кампания с одноименным названием.

Карта древней Европы

Смешались кони, люди, трупы…

Иногда войска врага генерируются в недоступных местах, как на этой картинке, и сражения приходится переигрывать

Играть ли? Откровенно говоря, эта игра — для любителя интеллектуальных развлечений (надеемся, среди читателей таких много). Рассказ о том, как опальный рыцарь Андреас вышел «из грязи в князи» увлекателен, тем более творим его мы собственными руками.

Разработчики создали игру с атмосферой средневековых ристалищ, и если вам по душе проекты типа Total War, тогда у «ТО» безоговорочно есть все шансы украсть кучу вашего личного времени. В противном случае игра покажется нудным перечитыванием надоевшего учебника по истории за 6-й класс.

Партизаны — защитники леса. Обратите внимание на классный туман

Не стоило с нами связываться, гопники!

Еще чуть-чуть и они попадут в радиус эффективной стрельбы наших луков (отмечен желтой линией)