Опубликовано 27 июля 2007, 00:30

Покупка мобильника: выбираем торговую сеть. (Часть II. Сетевые гипермаркеты электроники)

Продолжаем говорить о том, где, как и за сколько купить телефон. Однако сегодня мы обратим внимание не на салоны связи, а на большие ретейлерские сети, которые уже собаку съёли на розничной продаже электроники. Какие у них преимущества и недостатки, имеет ли смысл, покупая в гипермаркете телевизор/стиральную машину, зайти в отдел телефонов? Посмотрим.

В предыдущем материале мы говорили о салонах связи, которые вам могут помочь при выборе/покупке телефона. Несмотря на то что большинство людей пользуются именно их услугами, нельзя игнорировать тот факт, что многие трубки покупаются не в специализированных магазинах, а в таких крупных сетях, как «Техносила», «Мир», «Эльдорадо» и так далее.

Требования, которые предъявлялись к точкам продаж/сотрудникам салонов связи, неприменимы к магазинам/сотрудникам крупных ретейлерских сетей. У них и профиль шире, и забот по жизни больше. Нельзя одновременно мастерски разбираться в мобильниках, телевизорах, утюгах и стиральных машинах. Конечно, каждый отдел обладает своими собственными специалистами, однако уровень их подготовки и осведомлённости нельзя сравнивать с уровнем сотрудников салонов связи. Они всё же специалисты «широкого профиля». То же касается и ассортимента/расположения магазинов. Все те сети, которые мы рассмотрим, живут не за счёт телефонов. Более того, телефоны составляют далеко не самую большую часть их прибыли.

Всё это я говорю к тому, что оценки, которые получают магазины в этом обзоре, нельзя сравнивать с оценками салонов связи. Это отдельный забег со своими, обособленными результатами. Все плюсы и минусы магазинов нужно воспринимать только относительно других магазинов из этого обзора.

Ну что ж… поехали.

Расположение/количество салонов

«Эльдорадо» (16 салонов связи, 27 магазинов) – отлично

В данном случае имеет преимущество, ибо отдельной статьёй у этого ретейлера идут «салоны связи». Нельзя сказать, что они готовы конкурировать с крупными сетями мобильных ретейлеров. Однако сам факт радует. Сеть поняла, что мобильные коммуникации заслуживают отдельного внимания. Бесспорно, 16 салонов – это не много. Однако на 16 больше, чем у всех остальных. Так что «Эльдорадо» получает отлично. Количество магазинов также на высоком уровне. Найти не сложно и при желании можно.

«Техносила» (20 магазинов) – хорошо

«Техносила», которая, согласно рекламе, любит нас, не так распространена. Спору нет, найти магазин не очень сложно, но «Техносила» уступает лидерам. Однако в большинстве случаев находится недалеко от метро (исключения бывают). Также стоит сказать, что у каждого магазина есть своя специализация, даже не одна. Так вот на мобильных телефонах специализируются всего два магазина. Отметим, что это не «салоны связи», а просто магазины с большими отделами сотовой связи.

«Мир» (17 магазинов) – удовлетворительно

У «Мира» салонов негусто. Однако расположены они довольно равномерно и часто удобно. Хотя, конечно, людям с машиной, опять же, будет удобнее. Отметим, что в первую очередь магазины разместились на зелёной и серой ветках метрополитена. То есть на самых загруженных и полных покупателей направлениях. Очевидно, это верный тактический шаг со стороны «Мира». При таком количестве точек продаж он может составить конкуренцию лидерам рынка. Хорошо – для тех, кто живёт в нужных районах, удовлетворительно – для всех остальных.

Media Markt (2 магазина) – плохо

М-да, отличие от лидеров рынка налицо. В Москве пока что только два гипермаркета электроники Media Markt. Зато какие! Конечно, и количество, и местоположение торговых точек этой сети пока оставляет желать лучшего. Однако можно списать это на относительную молодость ретейлера (во всяком случае на нашей родине). К тому же количество салонов вполне компенсируется их размерами. Они большие! Ещё один момент спасает – магазины этой сети всегда связаны с большими «Рамсторами». Поэтому удобно заходить в Media Markt, если вообще решил выбраться на шопинг. Но всё равно Media Mark на порядок отстаёт от своих основных конкурентов по количеству магазинов. Поэтому неутешительное «плохо».

«М-видео» (28 магазинов) – хорошо

Второй по масштабности после «Эльдорадо» ретейлер. 28 магазинов – это немало. Однако комфортнее всего себя чувствуют жители востока и юга столицы. На севере и северо-западе «М-видео» не так активно представлен (хотя, конечно, магазины есть). До большинства магазинов можно добраться на метро, хотя есть и 8 штук, в которые лучше ехать на машине. Иначе замучаетесь в маршрутках/автобусах. Особенно если речь идёт о Подмосковье.

Ассортимент

«Эльдорадо» – удовлетворительно

У этого ретейлера с выбором есть проблемы. Точнее, бывают проблемы. Дело в том, что тут всё зависит от завоза. Можно попасть в неудачный день и в неудачный магазин, и вы не найдёте ничего интересного на полках. А можно попасть под завоз – тогда и самые новые Nokia, и Sony Ericsson, и всё-всё-всё. Но это ещё нужно подгадать. Кстати, стоит сказать, что в «салонах связи» «Эльдорадо» ассортимент обычно слабее, чем в гипермаркетах. Так что ставим тройку.

«Техносила» – отлично

Выбор очень неплохой. Причём по сети в принципе. И с новинками не задерживают, и аппарат для «средней» руки всегда приглядеть можно. Единственный момент – присматриваться лучше через Интернет. И ехать покупать в магазин. Здесь тоже всё очень удобно – на сайте ежедневно обновляются цены и информация о наличии товара в магазинах. Так что не получится так, что вы выбрали, взяли деньги, приехали – а в магазине нет нужной модели. Также порадовало, что даже новые модели можно найти хотя бы в 4-5 точках продаж, а не в 1-2, как у «Эльдорадо».

«Техносила» 1

«Техносила» снаружи

«Техносила» 1

«Техносила» снаружи

«Техносила» 2

…и стенд с мобильными внутри

«Техносила» 2

…и стенд с мобильными внутри

«Мир» – хорошо

Небольшое количество магазинов позволяет повысить качество ассортимента. Это как раз тот момент, когда чем меньше количество, тем выше качество. Новинки есть почти во всех магазинах. Конечно, самые хитовые телефоны имеют особенность заканчиваться. Но «Мир» в принципе следит за поставками и ассортимент держит на уровне. Удобно организован сайт, который даёт свежую информацию по ценам/наличию.

Media Markt – хорошо

Выбрать есть из чего! Длинные стенды, на которых по обе стороны представлены телефоны, впечатляют. Но, на мой взгляд, имея всего два магазина и будучи очень мощной сетью, нужно иметь самый крутой ассортимент. А у Media Markt он временами дырявый. Случается это, понятное дело, потому что какие-то модели очень быстро раскупают… но всё же есть вероятность неудачно попасть в магазин и остаться без желанного телефона. Неудобная система «уточнения цены/наличия». Сайт таких данных не даёт, а звонить в магазин уже не так удобно. Я вот, например, прождал минут пять, прежде чем девушка на другом конце закончила какие-то свои дела. Только после этого она мне рассказала, что у них есть и сколько это стоит.

Media Markt 1

«Порозовевший» Media Markt

Media Markt 1

«Порозовевший» Media Markt

Media Markt 2

Вход в магазин на проспекте Вернадского

Media Markt 2

Вход в магазин на проспекте Вернадского

«М-видео» – отлично

Ассортимент более чем достойный. Причём почти во всех точках продаж. И новинок, и «проверенных» трубок достаточно. В большинстве случаев можно подыскать себе аппарат по карману. По сути, выбор в «М-видео» можно сравнивать с выбором неплохого салона связи. И это притом что это «М-видео», а не М-телефония. Опять же, толково сделанный сайт и оперативная информация по ценам/наличию. Всё хорошо!

Персонал (компетентность/вежливость)

«Эльдорадо» – отлично

Персонал в этой сети в принципе порадовал. Хотя определённая доля расслабленности и лени в их действиях была. Однако это не помешало им вполне компетентно отвечать на вопросы. И всё же стоит отметить, что они скорее подкованы не в мобильных коммуникациях, а в электронике в целом. Неудивительно, что с новинками сотовой связи они почти не знакомы, а если знакомы – то только благодаря своей личной заинтересованности. Их явно не заставляют изучать что-либо помимо представленного на полках товара. Однако для рядового обывателя – вполне достойное обслуживание. Рука тянется поставить четыре, но среди обозреваемых сетей здесь был самый достойный персонал. Поэтому пять!

«Техносила» – удовлетворительно

Девушка К***, которая меня консультировала в одном из магазинов, была очень мила и симпатична внешне. Однако в телефонах почти не разбиралась. Интересно, что в её «юрисдикцию» также входит отдел компьютеров и ноутбуков, в которых она разбирается ничуть не лучше. То есть объяснить, почему лэптоп ASUS стоит почти на 20 тысяч больше такого же по характеристикам Acer, она не смогла. Примерно та же ситуация и с трубками. Но это только в одном из магазинов. В других точках консультанты были более подготовлены. Хотя, опять же, в тонкости лучше не углубляться. В результате получается «тройбан». Уверенный.

«Мир» – хорошо

Понравился персонал в «Мире». Продавцы очень обходительные и вежливые. Почти как в салонах связи. Однако, опять же, виден разносторонний специалист, который знает обо всём по чуть-чуть. То есть особой подготовленностью сотрудники «Мира» не отличились на фоне персонала других ретейлеров (впрочем, и не оплошали). Зато были очень вежливы и тактичны. В результате, думаю, можно поставить четвёрку.

Media Markt – хорошо

Если честно, сотрудники в этих магазинах вообще не очень нужны. Тут мы подошли к моменту, отличающему Media Markt от всех остальных ретейлеров в обзоре. В сиренево-розовых немецких магазинах любой телефон можно потрогать руками. То есть в нём стоит тестовая «симка», которая позволяет пробовать все функции аппарата, но не разрешает звонить/писать сообщения. В такой ситуации у человека появляется возможность задавать меньше вопросов и больше нажимать на кнопки. Для большинства поклонников хай-тек это куда важнее. Так что я бы даже поставил этому ретейлеру отлично за правильный подход к клиенту, но рука не поднимается. Всё же персонал там, грубо говоря, средненький. Найти их непросто, а если нашёл – добиться ответов на каверзные вопросы не получится. Впрочем, по основным функциям и ценам вас проконсультируют. Четыре, но с хорошим плюсом за подход к клиенту.

«М-видео» – удовлетворительно

В этой сети, в отличие от «Техносилы», сталкиваться с некомпетентностью не пришлось. Однако получилось столкнуться с безразличием и пофигизмом сотрудников. Бесспорно, работа не из простых – народу много, у всех вопросы, всем нужно угодить… Но либо нужно стараться «сохранять улыбку», либо не стоит работать в таком месте. На мои вопросы молодой человек отвечал вполне грамотно. Впрочем, ответами это назвать сложно – скорее бурчание себе под нос. Создавалось такое впечатление, что я его принудительно посадил на его место и теперь издеваюсь, – такое недовольное лицо он умудрился сделать. После такой консультации думаешь, что лучше бы пообщался с бездушным Интернетом. Однако могу предположить, что будь я высокой блондинкой с шикарными формами – разговор пошёл бы совсем по-другому. Но, увы…

«М-видео» 1

«М-видео» снаружи

«М-видео» 1

«М-видео» снаружи

«М-видео» 2

…и внутри

«М-видео» 2

…и внутри

Цены

«Эльдорадо» – хорошо

Растекаться мыслью по древу не будем. Из доступного ассортимента поразила только одна цена – Nokia N95 (29599 рублей). На 400 рублей дешевле, чем в среднем по Москве. Всё остальное – обычные московские цены с колебаниями в 50-150 рублей. Поэтому «четыре» напишем. Но цены без достойного ассортимента – это уже не то.

«Техносила» – отлично

В принципе, самая радужная картина в смысле цен. К790i, который в большинстве случаев обойдётся в 10990 рублей, тут стоит на 1000 дешевле. Это же касается Nokia 6300. Даже упомянутая нами выше N95 тут стоит 29690 рублей, что на 300 «деревянных» меньше стандартной цены. Хотя, если вы покупаете телефон больше чем за тысячу долларов, «десятка», скорее всего, уже не играет существенной роли.

«Мир» – удовлетворительно

Стопроцентный московский середнячок. Цены для магазина – как будто среднее арифметическое из цен столичных мобильных ретейлеров. Можно было бы поставить ценам хорошо, но тогда это будет не очень честно по отношению к другим ретейлерам. Три – тоже положительная оценка. Просто очень средняя.

Media Markt – удовлетворительно

Не сказать, что самые дешёвые трубки. Многие цены, опять же, общемосковские. Но есть и неприятные сюрпризы вроде SonyEricsson K790i, который тут стоит аж 12100 рублей. Для телефона, который максимум стоит 11 тысяч, это многовато. Впрочем, самая низкая цена на 6300 (9989 рублей). Дешевле, чем у большинства конкурентов, на 1 рубль!

«М-видео» – хорошо

Грубо говоря, по ценам – что-то среднее между «Техносилой» и «Миром». Временами выгодно, а временами «столичный стандарт». Некоторые нюансы и тут есть – вроде «наценки» на новые телефоны рублей в 200 (к средней московской цене). В принципе, если купить телефон тут, не придётся кусать локти по поводу того, что отдал в полтора раза больше. Нормальные, временами довольно выгодные цены.

Вердикт Ferra.ru

Как ни крути, а географическое положение магазина играет очень важную роль. Поэтому многие закупаются, скажем, в «М-видео», а не в Media Markt только потому, что до первого 5 минут пешком, а до последнего – минут 40 на машине. Зато при походе в «М-видео» нельзя заодно сходить в кино, покушать и пробежаться по магазинам. В общем, выбор за вами. Мы же подытожим наше тестирование сводной таблицей:

МагазинРасположениеАссортиментПерсоналЦены
Эльдорадоотличноудовлетворительноотличнохорошо
Техносилахорошоотличноудовлетворительноотлично
Мирудовлетворительнохорошохорошоудовлетворительно
Media Marktплохохорошохорошоудовлетворительно
М-видеохорошоотличноудовлетворительнохорошо