Опубликовано 12 мая 2019, 14:50

Разработчик игр из списка миллиардеров Форбс: история Гейба Ньюэлла

Как дважды перевернуть игровую индустрию
Гейб Ньюэлл - простой американский парень из Сиэтла (штат Вашингтон), который пришёл к своей “американской мечте” достаточно быстро, причём, задолго до создания Half-Life и, тем более, Steam.
Разработчик игр из списка миллиардеров Форбс: история Гейба Ньюэлла

Дело было так. Ещё в детстве Гейб начал писать программы на языке ALGOL. Это ему настолько понравилось, что он решил связать свою жизнь с программированием и в 1980 году поступил в Гарвард - ему на то время было 18 лет. Проучился в Гарварде он всего три года и, махнув на образование рукой, ушёл в растущую Microsoft. Да-да, ту самую Microsoft.

Молодой Гейб Ньюэлл

Молодой Гейб Ньюэлл

Чтобы вы понимали - в 1983 году ещё не было Windows. Не только Windows 95, что логично, но даже Windows 1.0! Боле того - Гейб Ньюэлл стал одним из авторов Windows и продюсировал выходы версий 1.01, 1.02 и 1.03. Сегодня-то мало кто его вспоминает как сотрудника Microsoft, работавшего над Windows, а ведь именно это позволило ему сколотить первый капитал и даже стать миллионером!

В Microsoft Гейб проработал 13 лет, но, как он позже признавался, за первые три месяца в компании он узнал больше интересного, чем за три года в Гарварде. Ну а как владелец внушительного пакета акций быстро растущей компании, Ньюэлл ещё и неслабо разбогател.

Quake

В середине 90-х из Microsoft уходит другой талантливый программист, Майкл Абраш. Он решил перейти в id Software для работы над игрой Quake - одним из самых популярных (до сих пор) шутеров от первого лица.

Это вдохновило Ньюэлла, который тоже страстно полюбил видеоигры. Поэтому в 1996 году, подговорив своего коллегу Майка Харрингтона, он уходит из Microsoft и создаёт компанию Valve для разработки своей первой игры - Half-Life на движке GoldSrc.

Узнаваемое лого Valve

Узнаваемое лого Valve

На самом деле, движок был изначально куплен у Quake и дописан под нужды новой игры. Но, в любом случае, получается, что именно Quake стал как бы “отцом” Half-Life - и идеологически, и технически.

Quake - игра, благодаря которой появилась и Half-Life

Quake - игра, благодаря которой появилась и Half-Life

Сам Ньюэлл в ряду своих любимых игр отмечает Super Mario 64 и Doom, а из более новых - World Of Warcraft и Dota 2. Возможно именно из-за Mario 64 его отношение к игровым консолям постоянно менялось - то он хотел выпускать игры, в том числе, и на консолях, то приходил в ужас от этого процесса и называл его бессмысленной тратой времени.

Благодаря Super Mario 64 Гейб Ньюэлл понял, что игры могут быть искусством

Благодаря Super Mario 64 Гейб Ньюэлл понял, что игры могут быть искусством

Тем не менее, ещё первая часть Half-life, быстро ставшая крайне популярной, спустя три года вышла на PlayStation 2.

© Пример геймплея Half-Life на игровой консоли PlayStation 2

Главной идеей Half-life было создание “страшного” шутера от первого лица, поэтому в качестве литературного прототипа выбрали повесть Стивена Кинга “Туман” (“Мгла”). Сюжет игры, конечно, оказался весьма далёк от повести, но там тоже в результате опытов учёных на секретной базе в наш мир попадают монстры из другого измерения. Также на игру повлияли некоторые популярные телесериалы, в частности, “Секретные материалы”.

Рабочим названием игры было “Quiver” (дрожь), выбранное, видимо, как отсылка к Quake (что тоже можно перевести как “дрожь”), но, разумеется, к выходу оно должно было поменяться. Гейб Ньюэлл выбрал название Half-Life по нескольким причинам: оно соответствовало теме игры, было не банальным, и имело собственный символ - греческую букву “лямбда”. Впрочем, также рассматривался вариант названия “Half-Death” - как отсылка к half-life (дословно: полусмерть и полужизнь соответственно).

Логотип Half-Life и главный герой - учёный Гордон Фримен

Логотип Half-Life и главный герой - учёный Гордон Фримен

Игра Half-Life довольно быстро получила статус культовой. Рецензенты писали, что она совершила переворот в жанре и серьёзно повлияла на индустрию видеоигр. Так что, сиквел был лишь вопросом времени.

Half-Life 2 и Steam

Первая часть Half-Life издавалась Sierra - некогда крупным издателем (известным своими квестами, в первую очередь), который поверил в успех детища Valve. Онлайн-игры тогда только зарождались и единого понимания, как должен быть устроен сервис для сетевого взаимодействия игроков, не было. У Sierra таким сервисом был WON (World Opponent Network), он использовался, в том числе, и в Half-Life.

Изначально, впрочем, Half-Life была одиночной игрой. Однако в стенах Valve велась разработка модификаций Team Fortress Classic и Deathmatch Classic, предполагавших игру по сети. Относительная простота создания модификаций для игры привела к тому, что и многие энтузиасты из ряда простых игроков принялись создавать свои проекты - одним из них был, кстати, Counter-Strike. Позже Valve взяла эту разработку под собственный контроль, да и вообще Гейб Ньюэлл постепенно переманивал в компанию авторов интересных модов.

Counter-Strike, одна из самых популярных модификаций к Half-Life, предполагала именно сетевую игру

Counter-Strike, одна из самых популярных модификаций к Half-Life, предполагала именно сетевую игру

Короче говоря, онлайн-возможности постепенно становились всё более актуальными, но в 1999 году альтернатив WON особо-то и не было. Во всяком случае, таких, которые мог бы использовать Гейб для своих игр.

В 2000 году из Valve уходит коллега Ньюэлла, Майк Харрингтон, и Гейб выкупает его долю, став единым главной всея Valve. А в 2001 году Ньюэлл покупает сервис WON у тогдашних его владельцев (это была уже не Sierra, но почему так произошло я рассказывать здесь не буду, чтобы не отвлекаться от темы).

Видимо, Гейбу было очевидно, что WON долго не протянет (в особенности из-за всё возрастающего количества онлайн-игроков) и нужно что-то новое, современное. Поэтому он стартует разработку сервиса Steam, который постепенно дорабатывается и тестируется внутри компании, тогда как игроки продолжают использовать WON для онлайн-сражений.

Публике Steam представили только в 2002 году, вместе с бета-версией Counter-Strike 1.4. Правда, тогда это было лишь опцией - то есть, играть в CS1.4 можно было и без Steam.

А вот первой игрой, причём, одиночной, требовавшей Steam в обязательном порядке как раз и стала Half-Life 2, вышедшая в 2004 году. Надо ли говорить, что это вызвало массовые недовольства игроков, которые считали Steam навязанной им пятой ногой у собаки. Тогда же стало появляться много пиратских версий Half-Life 2, которые содержали различные патчи для отвязки игры от Steam. Ведь, по сути, Steam был не просто онлайн-площадкой, но и системой защиты авторских прав (DRM).

Интерфейс первой публичной версии Steam

Интерфейс первой публичной версии Steam

В 2005 году в Steam стали появляться игры сторонних разработчиков, в 2008 появились первые моды для игр на движке Source (как та же Half-Life 2), а в 2009 году реализовали систему установки DLC (DownLoadable Content). То есть, разработчики игр теперь могли продавать дополнения к своим играм через Steam.

Ставка Гейба Ньэлла на Steam оказалась выигрышной. Я бы сказал, что на всю игровую индустрию Steam повлиял больше, чем Half-Life 2. Даже больше, чем первая Half-Life! Теперь любой независимый разработчик мог выпустить свою игру, которую легко могли получить миллионы игроков. Раньше это было просто невозможно - крупные издатели с опаской смотрели на экспериментальные игры. У самого Ньюэлла много времени ушло на поиск издателя Half-Life!

Разумеется, использование Steam для выпуска своей игры не бесплатно для издателя. Долгое время сервис брал 30% с продаж игры, хотя в последнее время, из-за недовольства многих разработчиков и появления конкурентов, эта цифра постоянно пересматривается. В том числе, вводятся различные условности вроде зависимости процента комиссии от объёма продаж.

Гейб Ньюэлл

Гейб Ньюэлл

Тем не менее, Steam позволил Гейбу Ньюэллу зарабатывать даже не выпуская никаких игр. Конечно, и сегодня Valve продолжает активность и как разработчик, однако новые хитовые проекты, переворачивающие индустрию с ног на голову, уже можно не ждать. Даже обещанную Half-Life 3 мы не факт, что дождёмся. Гейб хвастался, что в пересчёте на одного сотрудника его компания зарабатывает больше, чем Google и Apple.

В 2010 году Гейб Ньюэлл попадает в список Форбс, как один из самых влиятельных IT-специалистов, а в 2017 оказывается уже на 139 месте в списке богатейших людей планеты. Он обогнал Стивена Спилберга и даже Дональда Трампа. Его состояние на тогда составляло 4,1 млрд долларов.

Разработчик игр из списка миллиардеров Форбс: история Гейба Ньюэлла

Впрочем, с того времени он потерял 0,2 миллиарда (сегодня у него 3,9 млрд долларов) и переместился аж на 529 место. Определённо, богатство - сегодня не основной приоритет для Ньюэлла. Да и разработка новых игр, видимо, тоже.