Почему Россия забывает про самолёты и собирается строить дирижабли
Когда вертолёты дороги, а дорог нет/imgs/2025/04/18/16/6791832/7ae6be6eb802e2576336d89f101120d7858c7189.png)
В последние годы у нас всё чаще говорят о возвращении дирижаблей. Мол, дорог не надо, груза можно взять много... красота, да и только.
Вот и правительство РФ подписало распоряжение по разработке и внедрению дирижаблей в Арктике — об этом говорит президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» профессор Виктор Чуйко.
/imgs/2025/04/18/15/6791735/0a8597d2ade22ad986a23e095f84aaa21a523190.jpg)
Дирижабль Au-30
Но почему от них тогда вообще отказались? И почему вспомнили сейчас?
Немного истории
В деле дирижаблей пионером стала Франция. Но настоящий прорыв совершил бразилец Альберто Сантос-Дюмон. В 1901 году он на своем дирижабле «Сантос-Дюмон №6» со скоростью черепахи (чуть больше 20 км/ч) облетел Эйфелеву башню.
/imgs/2025/04/18/15/6791737/f19613ed2962fde593ac718a9c0a1e6ffc070954.jpg)
Эта фотография, которую часто публикуют как снимок Сантоса-Дюмона во время полёта, принёсшего ему победу, на самом деле является более ранней попыткой с использованием № 5
Тем временем в России Константин Эдуардович Циолковский — будущий отец космонавтики — работал над проектом гигантского дирижабля.
Ещё в 1887 году он предложил конструкцию длиной 210 метров, способную перевозить 200 пассажиров и 14 тонн груза. Идея опередила время: в те годы даже простейшие модели казались фантастикой.
/imgs/2025/04/18/15/6791738/0ec56a693fdbefe21a6652792a09743edd8e4ad6.jpg)
Циолковский с моделью дирижабля
Первый российский дирижабль, который создали в 1908 году, был куда скромнее — компактный аппарат на 2-3 человек.
Когда грянула Первая мировая, дирижабли из экзотики превратились в оружие. Их использовали для разведки и с них сбрасывали бомбы — правда, точность была как у пьяного дрона.
/imgs/2025/04/18/15/6791741/1bfd8e80775a32185c2d08d89567379b730218be.jpg)
Первый российский дирижабль — «Учебный»
Зато в 1920-1930-е наступил золотой век: дирижабли пересекали Атлантику, норвежец Амундсен на одном из них пролетел над Арктикой (задолго до ледоколов!), а пассажиры летали из Европы в Америку с комфортом — как в круизном лайнере, только без морской болезни.
В 1920-х СССР решил возродить своё дирижаблестроение. Сначала чинили дореволюционные аппараты, а потом создали свой — «СССР В-1». В 1931 году он начал возить почту из Ленинграда в Москву. Для эпохи, когда письма шли неделями, воздушная почта казалась чудом прогресса.
/imgs/2025/04/18/15/6791745/fe82b28782644ec21aef7ed7325e691655f02a30.jpg)
СССР В-1
Правда, к концу 1930-х эра дирижаблей начала заканчиваться — самолёты стали быстрее, а мир помешался на скорости. Ещё и катастрофа «Гинденбурга» подорвала доверие — водород тоже остался в прошлом.
/imgs/2025/04/18/15/6791748/13b75b540631cee82a26ebd82eb81f4efcbc3171.jpg)
Горящий «Гинденбург»
Но технологии не стоят на месте. Сегодня у аэростатов есть шанс реабилитироваться — новые материалы и цифровые «мозги» обещают решить те самые проблемы, уничтожившие прежние проекты.
Полимеры и ИИ
Гелий, а не водород, стал спасательным кругом: он не взрывоопасен и не реагирует с корпусом. А оболочки уже не клеятся токсичными смесями — теперь это многослойные полимеры со сварными швами, где каждый слой отвечает за прочность, герметичность и стойкость к ультрафиолету.
В паре с электроникой и ИИ такие дирижабли могут лететь неделями в автономном режиме.
ДКБА (Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики) и коллеги из МГТУ Баумана (Московский государственный технический университет) ещё в 2014 г. испытали свою первую дистанционно‑пилотируемую модель ДП‑29, объём оболочки которой — около 70 м³ с возможностью грузить до 5 кг и зависать в точке, как вертолёт.
/imgs/2025/04/18/15/6791749/3fa18ee30fe603742a124fa947092b5134455e21.jpg)
Беспилотный ДП‑29
Сегодня же проекты тянут на 30–200 т, а сварные многослойные оболочки из термопластов обеспечивают сверхлёгкий вес и надёжность.
Искусственный интеллект анализирует погодные условия в реальном времени и корректирует курс (если шторм — дирижабль сам облетит опасную зону), а дроны‑манипуляторы помогают загружать и выгружать грузы без людского труда на высоте.
Уже выполнено несколько научно-исследовательских работ, посвящённых вопросам практического использования и возможного конструктивного облика современных дирижаблей. Наши сотрудники трудятся и над созданием сверхэффективных композиционных материалов для оболочек аэростатической техники.
/imgs/2025/04/18/16/6791802/06dc92f0dd7f610e495f7739ed79f09b31ec215a.jpg)
А ещё ДКБА уже думает о стратосферных платформах до 45 км высоты с годовым «зависанием» — идеальные ретрансляторы связи и метео‑лаборатории (или шпионы).
Но помимо проектов ДКБА, стоит ещё упомянуть Инициативное КБ «Аэросмена» (ИКБДА, Airship Initiative Aerosmena), Их флагман — скоростной дирижабль-«тарелка» — был анонсирован в 2017 году конструктором Орфеем Козловым (сейчас проект ведёт Сергей Бендин).
/imgs/2025/04/18/16/6791750/99f21abdbb81a089ecf1e174903ad0f89ecead0a.jpg)
«Аэросмена»
Именно форма тарелки даёт возможность «Аэросмене» летать без дозаправки на дистанции до 8 000 км со скоростью до 250 км/ч, перевозя при этом от 20 до 600 тонн грузов. При этом модель на 600 тонн получит восемь вертолётных двигателей для подъёма, а для её взлёта и полёта потребуется 620 000 кубов гелия.
А ещё у этого аппарата есть разные сменные модули: это вам и медицинский блок, и комплекс пожаротушения, и пассажирский салон, и грузовая платформа, и даже автономный авиа- или «дрононосец» — достаточно прицепить нужное на земле.
Звучит всё круто, но как это всё смотрится на фоне знакомых машин — вертолётов и самолётов?
Так почему не вертолёты?
Вернёмся к самой затее с возвращением дирижаблей в XXI веке. Как уже говорили в начале, в 2023 году правительство РФ подписало документ о дирижаблях и Арктике, ответственные — Ростех, Минтранс, Росавиация.
Но разве не хватает нам сейчас более технологичных решений, зачем допотопные шары?
/imgs/2025/04/18/16/6791781/0beef235526bb6b18059c30ef38ad687916b1325.jpeg)
«Киров» на связи!
Причина первая — в самой нашей стране. 70% российской территории — это вечная мерзлота, болота и тайга. Строить дороги тут дороже, чем снимать продолжение «Аватара».
А дирижаблю не нужны асфальт или рельсы: прилетел, выгрузил 200 тонн труб для газопровода — и поплыл дальше. Кстати, именно так хотят соединить Северный морской путь с Транссибом — создав воздушный мост через всю страну.
Причина вторая — стоимость: себестоимость часа полёта у них в 3–5 раз ниже, чем у вертолётов. Летать дирижабли будут на дизеле, а в будущем — на солнечных батареях.
А ещё вертолету нужно топливо, чтобы висеть на месте. Дирижаблю — только гелий. Шум двигателей — как у грузовика на трассе — никакого рёва, который пугает оленей.
Также обычные самолёты и суда упираются в лёд и аэропорты, а вот дирижабли с вертикальным взлётом и посадкой целиком и полностью лишены этих забот — нужна лишь поляна размером с футбольное поле.
Ну и третья причина — грузоподъёмность. Дирижабль поднимет 200 тонн — это как 4 танка Т-90 или целый модуль космической станции. А ещё он может перевозить негабарит: те же ветряки или секции мостов, которые не влезут ни в поезд, ни в самолёт.
Бонусом идёт то, что дирижабли — экологичные, как Грета Тунберг: нулевые выбросы (если летит на электричестве) и никаких углеродных следов.
/imgs/2025/04/18/16/6791794/6093964c4968ab93d5eed08a13dd10f0f6446bb5.jpg)
Американцы тоже стараются делать современные дирижабли. Это, например, Аэроскрафт — новый вид дирижабля, разработанный американской компанией «Worldwide Aeros Corp». Полетать у него, правда, не вышло — его уничтожило обрушением крыши ангара
Что имеем в итоге? Доставить буровую установку на Ямал сейчас — это:
- Разобрать её на части.
- Гнать поездом до Салехарда.
- Перегрузить на вездеходы.
- 2 недели трястись по тундре.
С дирижаблем: загрузил целиком — и через 10 часов она уже на месте.
Битва с ветряными мельницами
Даже у дирижаблей есть свои «ахиллесовы пяты». И вот что может замедлить их триумфальное возвращение.
Как всегда, в основе всего лежит бюрократия. Дирижабли пока «не прописаны» в наших (и не наших) авиационных нормах — менять придётся кучу законов и регламентов. Маршрут Санкт‑Петербург — Нарвик пролегает над Украиной и Финляндией? На согласование уйдут годы, и это ещё в лучшем случае.
А если мы захотим летать только внутри страны, то тут опять нужна господдержка. Без долгосрочных лизинговых программ и налоговых «халяв» частный бизнес с дирижаблями не взлетит.
Без ощутимой инвестиционной поддержки со стороны государства данную задачу не решить.
/imgs/2025/04/18/16/6791801/bad38e4717df5ba848b0e4874eca2ce5d7781bd0.jpg)
Теперь о естественных причинах (а не всяких бумажках): дирижабли всё ещё зависят от ветра: не так сильно, как раньше, но всё же. Да, ИИ помогает обходить грозовые фронты, но что делать, если над всей Арктикой — ураган?
Да и когда говорилось про экономичность выше, имелось ввиду прежде всего про дизельное топливо. Только вот стоимость гелия за последние 20 лет выросла в 5 раз. Заправить дирижабль размером с футбольное поле — это как купить BMW X6.
А если мировой спрос взлетит (спасибо дирижаблям и квантовым компьютерам), цены могут уйти в стратосферу — в прямом смысле.
Ещё все творения человеческие имеют свойство ломаться. Пробил оболочку в тайге? Теперь вам нужна бригада с заплатками из многослойного нанокомпозита, вертолет для доставки и… ой, мы же хотели отказаться от вертолётов...
Да и техобслуживание в условиях -50°C лёгким не назовёшь.
Ну и раз мы начали с причин отказа когда-то, то можно ими же и завершить. Да, дирижабль везет 200 тонн, но со скоростью 130 км/ч. Для срочных поставок — не вариант.
Справедливости ради, из Москвы во Владивосток перелёт на дирижабле может занять менее трёх суток, что вдвое быстрее по сравнению с шестью сутками на поезде. Если ещё и лоукостеры сделать, то и _дешевле _может оказаться.
/imgs/2025/04/18/16/6791810/4c35615bc7fcc0d0310849fc43303ea674e86ced.jpg)
В поездках на поезде, впрочем, тоже есть своя прелесть
Ещё все помнят «Гинденбург», и мало кто верит, что технологии ушли вперёд. Пока не взлетит первый грузовик — скепсис останется.
В целом, дирижабли — не панацея, а инструмент. Да, они решают уникальные задачи, но требуют таких же уникальных условий: денег, терпения и веры в то, что «медленно» не значит «плохо».
Время их [дирижаблей] возвращается. В начале прошлого века они поднимались за счет водорода, а он взрывоопасен. Случались катастрофы. Дирижабли нового времени наполняются гелием. Он безопасен.
/imgs/2025/04/18/16/6791804/b8988c26a055f55c807946712ee0da91e3e87170.webp)
Может, через 20 лет мы будем смеяться над своими сомнениями, как сейчас смеёмся над людьми, которые боялись паровозов.
Или не будем.
Но одно ясно точно: если Россия рискнёт — у нее появится шанс написать новую главу в истории транспорта.