Тест экранов для проекторов, или Место для грёз

Алексей Алексеев, 

С тех пор как прекрасная танцовщица Диана из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» пожертвовала свои роскошные белоснежные косы на то, чтобы соткать полотно для киноэкрана, технологии значительно шагнули вперёд. Теперь любителям синематографа не нужно ткать белые простыни для «грёз наяву» самим.

Когда речь идёт о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание уделяется, разумеется, проектору. Затем обычно речь идёт про источник сигнала, про акустику (часто сначала обсуждается акустика, а потом проектор). И практически всегда выбор экрана откладывается на потом.

И казалось бы, в чём проблема? Ведь экран – наименее затратная статья расходов. Опять таки и поменять его можно, если предыдущий не понравился, – ведь так?

Да, можно и так. Однако продуманное и осуществлённое решение, как правило, обладает лучшей функциональностью, чем осуществлённое, а потом доработанное. Не говоря уж об издержках.

Итак, займёмся вплотную экранами. Экран – вещь громоздкая, сравнивать экраны между собой – задача не из простых. Техническую базу для данного обзора нам предоставила компания «СТС-Капитал». В офисе компании построена двухобъёмная демонстрационная комната, где желающие могут ознакомиться с образцами экранов Draper, различных проекторов и акустики.

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»
Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»
Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра
Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Всякий экран состоит из светоотражающей поверхности и конструкции, которая её обрамляет и держит. Поэтому данная статья будет поделена на две части. В первой речь пойдёт о разных поверхностях, а во второй – о различных конструктивных исполнениях.

Светоотражающие поверхности

Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном либо лавсаном или даже кевларом. (Кевларовые экраны выпускаются для учебных классов силовых спецподразделений.)

На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому что экраны предназначены для работы в разных условиях освещённости. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости, а относительные, то есть перепады между самым светлым и самым тёмным участками изображения. Однако, делая экран более светлым или более тёмным, мы можем сдвинуть этот диапазон.

На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.

Fiberglass Matt White

Самый простой, но не значит – самый примитивный, тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора либо (что намного важнее) солнца.

Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки.

Сие полотно можно оформить в любой конструктив. Хоть в постоянно натянутом экране, хоть в переносном, который сворачивается, – поверхность MW себя покажет с хорошей стороны. Подобные полотна выпускаются практически всеми производителями экранов. Draper гарантирует устойчивость поверхности к плесени, что немаловажно в загородном коттедже или даже в городской квартире при сыром климате. Кроме того, поверхность MW можно мыть, а также стирать с неё пыль.

Поверхность MW при полном затемнении даёт замечательные естественные цвета
При неполном затемнении изображение на MW достаточно блёклое
Поверхность MW при полном затемнении
Поверхность MW при неполном затемнении

M1300

Это матово-белая рассеивающая поверхность. Однако она обладает и усиливающими яркость изображения свойствами! Коэффициент отражения вдоль оптической оси составляет 1,3. Эту поверхность можно мыть. Производитель рекомендует использовать её в помещениях, где освещение можно регулировать.

M1300 отражает большее количество света, чем MW. И диапазон воспроизводимых яркостей у данного полотна пошире, особенно в светлой части. На практике это приводит к тому, что при полном затемнении самые светлые части изображения начинают блестеть. А вот если затемнение не полное, картинка смотрится очень ярко. Контраст в деталях при правильной регулировке проектора тоже очень хорош. Правда, я бы рекомендовал при использовании данного полотна в затемнённых помещениях немножко снижать контрастность – уж очень яркие, vivid цвета получаются при использовании современных ярких и высококонтрастных проекторов.

Поверхность M1300 при полном затемнении даёт сочные, яркие цвета!
При неполном затемнении цвета на M1300 несколько блекнут, но не настолько, как на MW
Поверхность M1300 при полном затемнении
Поверхность M1300 при полном затемнении
Поверхность M1300 при неполном затемнении

Автор
Алексей Алексеев

Комментарии