Басовая партия. Обзор трёх новых сабвуферов AVE. Сравнение с начальными Pioneer и Tannoy

V_A_N, 

Расхожее мнение, что сабвуферу место только в домашнем театре, всё чаще успешно опровергается на практике. Ведь разделение на музыкальные и театральные сабвуферы довольно условно. Остаётся выяснить, действительно ли вопрос лишь в цене или всё-таки бывают исключения.

Сабвуфер – не роскошь, а мощное средство улучшения звучания акустических систем. Даже так называемых напольных! При этом следует подчеркнуть: сабвуфер предназначен не заменить требуемую (для конкретного помещения) широкодиапазонную акустику, а только улучшить воспроизведение звука, в первую очередь на низких частотах. Я не зря оговорился, уточнив про низкие частоты, поскольку при наличии фильтров сабвуфер может облегчить работу акустики, особенно полочной, и тем самым привести к улучшению звучания на средних и даже высоких частотах. Ясно, любому усилителю гораздо легче вкачивать неискажённую энергию в акустическую систему, если не надо пахать-мучиться с самым энергоёмким компонентом – басом. Более того, неперегруженность НЧ-динамиков колонок освобождает от негативных эффектов обратной связи. Недаром в старые добрые времена НЧ-секции колонок делались со встроенным усилителем, дабы избавить возврата тока с попаданием на СЧ-ВЧ-динамики. Есть и ещё один момент: если у колонок подвыпячены средние частоты, то адекватный сабвуфер компенсирует-уравновесит сию «кривизну», глобально улучшив восприятие звука.

Необходимо отметить: сабвуфер добавляет забот с установкой и настройкой, зато предоставляет возможность гибкой настройки баса акустической системы как в стереотрифонике, так и в многоканале. С ладным, оптимально подобранным сабвуфером можно небезуспешно реанимировать убитые, старые записи, при этом быстро переключаться на басовитые современные композиции. Возможности правильных сабвуферов гораздо шире, чем буханье при пальбе в кино.

Сегодня предстоит разузнать, на что на самом деле способны активные сабвуферы из свежей линейки AVE, сравнив их с парочкой довольно удачных моделей от таких известных фирм, как английская Tannoy и японская Pioneer.

AVE-S 01

AVE-S 02

AVE-S 03

AVE 808, 611 и 301 – по порядку становись!

Упаковка и комплектация

Минимализм налицо. Шипы и прочая экзотика отсутствуют. Единственное, сабвуферы 301-й и 611-й моделей комплектуются более-менее приличным шнуром с разъёмами типа RCA (тюльпанами). Это уже радует!!!

Коробки не имеют ни прорезных ручек, ни приспособлений для переноски (заводские ленты стяжки – не в счёт). А 808-й на горбу далеко не утащишь, всё-таки более 27 кг живого веса и очень неслабые габариты самой коробки, так что и под мышку один не особо прихватишь, чтоб до машины допереть.

Спецификация

(по сведениям производителя)

Модель

AVE SW-301

AVE WF-611

AVE WF-808

Габариты, см

36x32x35,4 

34x33x34

50,5х38х49

Выходная мощность усилителя*, Вт

100

100

100

Тип акустического оформления

ФИ

2 пассивных излучателя

ФИ

Размер динамика, дюймы

7

7

12

Рабочий диапазон частот, Гц

30..200

30..200

22..150

Рекомендованная цена, руб.

3770

4460

7130

* – при потребляемой мощности <300 ВА

Технические решения

Сейчас пассивные сабвуферы практически не встречаются, по крайней мере среди бытовой Hi-Fi-аппаратуры. Активный сабвуфер имеет свой встроенный усилитель низкой частоты, как правило, класса D (на широтно-импульсной модуляции или цифровой), или класса B, или, гораздо реже, класса АВ (некого промежуточного между высшим, полноволновым А и средненьким, «полуволновым» классом B). Согласно законам природы, воспроизведение низких частот посредством любой не гигантской по размерам акустики характеризуется более высокими искажениями, обусловленными тем же динамиком, поэтому почему бы не сэкономить на коэффициенте гармоник усилителя. В меру, конечно.

Из теории акустики известно, что для эффективного излучения низких частот нужно специальный басовый динамик поместить в закрытый ящик (акустическое оформление) довольно большого объёма. Чем больше ящик, тем больше оснований заполучить самую глубокую частоту неискажённого музыкального баса. Перспектива держать дома 200-литровую бочку, пусть даже дубовую с инкрустациями, не радует никого. Пресловутый фазоинвертор (канал, рассчитанный на упругость воздуха) позволяет уменьшить размеры ящика, но не настолько, как хотелось бы, а главное, расплата в виде искажений сигнала во времени (гудение, бубнение и т.п.) будет неминуема. Другой путь уменьшения размеров акустического оформления – это применение усилителей с обратной связью и серво-системой (например, датчиком перемещения или ускорения диффузора). Однако при этом возникнут искажения в частотной области, которую удалось расширить за счёт обратной связи. Короче, «куда ни кинь, всюду клин».

Театральный сабвуфер шарашит бас заданной глубины, ну а то, что размазывает низкочастотный импульс-удар во времени, – простительно, поскольку в кино, на взрывах да прочих гулах-шумах, подобная отсебятина малозаметна. Музыкальный сабвуфер, по идее, обязан не только легко погружаться в глубины баса, но и не корёжить звук, причём как по частотам, так во времени. То есть не смазывать атаку и не затягивать, а также не раскачивать естественные затухающие колебания. Другими словами, «музыкальник» должен быть быстрым и адекватным и вдобавок не привносить неприятных для слуха гармоник. Однако тут возникает пакостная неувязочка из серии «природу не обманешь». Если сделать АЧХ как можно ровнее и протяжённее, то вероятным следствием будет тормознутость (по сути, демпфирование) сабвуфера с откликом во времени. Получается, выигрываем в частотной области, проигрываем во временнОй – и наоборот. Оптимальный компромисс, как это всегда бывает в технике, весьма тонок и сложен.

Бытует мнение, что музыкальных сабвуферов дешевле ~700 у.е. не бывает. Видать, немало народа погорело на недорогих сабвуферах. Тем не менее понятие музыкальности само по себе субъективно-относительное, тут многое зависит от слуха конкретного индивида. Однако насколько хорошо тот или иной сабвуфер подружится-споётся с конкретным помещением (точнее говоря, с низкочастотными резонансами данного помещения), – явление объективное. Порой быстрый сабвуфер с холмообразной АЧХ (например, с макушкой на 50 Гц) гораздо лучше не только «дружит» с помещением, но и сочетается с остальной акустикой. А вот если горб придётся, скажем, на 100 Гц, то ничего хорошего не жди: более чем вероятен резонанс-стояк с типичной российской комнатой и «наезд-наплыв» по частоте на напольные колонки.

Вообще, сочетание сабвуфера с другими колонками (по частоте и во времени), так называемая сшивка, – это отдельная большая тема. Пока отмечу лишь два аспекта. Первый – яма на частотном стыке саба с сателлитами гораздо лучше, чем накладка с выпирающим бугром. Посему регулировка частоты среза на сабвуфере (как правило, 50-150 Гц) должна работать по-настоящему, а не служить бутафорской приманкой. С этим примерно всё ясно. Второй ключевой момент: динамик сабвуфера должен «колотить» одновременно (синфазно) с басовиками сателлитных колонок. На практике строгую синфазность достичь трудно, несмотря даже на гибкую подстройку фазы (0..180 градусов), имеющуюся у продвинутых сабвуферов. Дело в том, что сабвуфер сам по себе имеет некую фазочастотную характеристику (ФЧХ), увы, сильно расходящуюся с прямой линией на нуле градусов. Иногда саб переворачивает фазу аж на 180 градусов прямо на пиковой частоте. Подстраивая на сабвуфере фазу, в реальности попросту меняем форму кривулины ФЧХ, пытаясь добиться «гармонии» с кривулиной ФЧХ колонок, и не более чем. Куда и как сильно закосит в итоге суммарная фазочастотная характеристика – одному Богу известно. Нередко подстройка фазы на слух не ощущается. Это ещё не значит, что сия подстройка не функционирует. Не исключено, что влияние помещения в данном случае оказалось сильнее, в частности отражённые волны превзошли дошедших прямиком… А если саб ещё и удалён по сравнению с теми же фронтами на неприличное расстояние относительно слушателя, то в идеале подстройка фазы должна компенсировать разницу пробега «ударной» волны. Но это в абсолютном идеале.

Как бы там ни было в теории, а на практике, как ни крути настройку фазы, в любом помещении всяко получаем несколько точек, в которых бас будет сконцентрирован по амплитуде. Отсюда возникает проблема оптимизации размещения самого сабвуфера относительно места прослушивания. Равномерно заполнить помещение (особенно большой площади, со сложной архитектурой) упругим, чётким басом одинаковой интенсивности – задача архисложная, и её мы касаться пока не будем. Отметим два банально-простых правила: если баса мало, поставьте саб в угол комнаты (или передислоцируйте туда «кресло» прослушивания), а если баса много, то подвигайте саб подальше от углов и прочих аппендиксов модной нынче гипсокартонной «архитектуры малых форм».


Автор
V_A_N

Комментарии