Canon EOS 20D: прекрасный новый мир

Сергей Аксенов, 

Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке! Через полтора года после выпуска EOS 10D, первой "просьюмерской" цифровой 6-мегапиксельной зеркалки в ценовой категории "до 2 тысяч долларов" компания Canon разразилась следующей моделью линейки: 8-мегапиксельной EOS 20D. Эффект получился ошеломляющим...

Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке! Через полтора года после выпуска EOS 10D, первой "просьюмерской" цифровой 6-мегапиксельной зеркалки в ценовой категории "до 2 тысяч долларов" компания Canon разразилась следующей моделью линейки: 8-мегапиксельной EOS 20D. Эффект получился ошеломляющим.

Canon EOS 20D

Займу всего один абзац, чтобы спеть осанну доброму гению, ведущему в последние годы фирму Canon через рыночные тернии к маркетинговым звёздам. Новые уникальные продукты появляются, словно кролики из шляпы фокусника, точно в нужный момент и по нужной цене, собирая все пенки и сливки с бурлящего сонма фотолюбителей. Так появился на свет Canon EOS 300D, тайфуном пройдя по предрождественскому рынку, так годом позже как снег на голову выпал EOS-1D Mark II, так на днях абсолютно неожиданно был объявлен EOS 350D. Конкурентам остаётся лишь скрипеть зубами и играть в догонялки.

Теперь работы им прибавилось; приведённые в табличке параметры надолго станут эталонными:

Сенсор КМОП, 22,5х15,0 (кроп-фактор – 1,6), 8 мегапикселей.
Чувствительность ISO 100-1600 (с расширением до 3200).
Форматы изображения JPEG 3504х2336, 2544х1696, 1728x1152; RAW 3504х2336.
Носитель Compact Flash тип I и II (включая микро-HDD).
Видоискатель пентапризма, поле зрения 95% по вертикали и горизонтали; диоптрийная коррекция от -3 до +1 диоптрий.
ЖК дисплей 1,8 дюйма, 118 тыс. пикселей.
Затвор электронный, диапазон выдержек от 1/8000 до 30 сек. Выдержка синхронизации вспышки 1/250 сек.
Режимы съёмки 8 автоматических и 4 творческих.
Режимы фокусировки автоматическая (AI Focus), следящая (AI Servo), однокадровая с подсветкой, ручная. 9 точек фокусировки.
Режимы экспозамера интегральный 35-зонный (связан с точкой фокусировки), частичный (9% площади кадра), центрально-взвешенный.
Экспокоррекция плюс-минус 2 ступени с шагом 1/2 или 1/3 ступени.
Баланс белого автоматический, 6 стандартных установок, ручная настройка, температурная шкала Кельвина, брекетинг.
Вспышка встроенная, E-TTL II, ведущее число 13. Внешняя – серия Canon Speedligth EX, синхроконтакт. Компенсация вспышки плюс-минус две ступени.
Скоростная съёмка 5 кадров в секунду сериями до 23 кадров.
Автоспуск задержка 10 сек., тросик (опция) или ИК-пульт (опция).
Питание Li-ion аккумулятор (в комплекте), сетевой адаптер (опция), питающая рукоятка (опция).
Габариты 144 x 106 x 72 мм (без объектива)
Вес 770 гр. (включая батарею)

Для тестирования московским отделением Canon был предоставлен предпродажный образец камеры, но последующее сравнение с серийными моделями не выявило существенных различий. Итак, что же изменилось за полтора года?

Canon EOS 20D

Новый 8-мегапиксельный CMOS-сенсор. Всего 25% увеличение разрешения на самом деле стало результатом большого шага вперёд: несмотря на зловещие прогнозы в моей же статье, посвящённой сенсорам, уровень шумов абсолютно не увеличился (а по данным некоторых независимых тестирований даже уменьшился), что свидетельствует как о технологическом совершенстве сенсора, так и об использовании мощных встроенных алгоритмов обработки, в частности детектировании уровня шума на этапе аналого-цифрового преобразования картинки. В то же время ход с выпуском 8-мегапиксельной зеркалки застал конкурентов врасплох: они только-только успели запустить в серию 6-мегапиксельные модели.

Новый процессор DIGIC II – второй компонент успеха. Его использование  позволило резко улучшить скоростные характеристики камеры (которые вызывали основные нарекания у пользователей 10D и на которые так агрессивно нацелился Nikon со своей D70), результатом чего стало, во-первых, фактически незаметное время включения или выхода камеры из режима Standby (0,3 секунды) и, во-вторых, невиданная "скорострельность": 5 кадров в секунду сериями по 23 кадра формата JPEG максимального размера и качества! Сюда же в определённой степени можно отнести и слегка ускорившийся автофокус.

Другая заслуга нового процессора – появление новых цифровых эффектов и усовершенствование старых. Два главных новшества – режим чёрно-белой съёмки с возможностью применять виртуальные цветные корректирующие светофильтры (те, кто снимал на ч/б – понимают, о чём речь) и возможность отдельного от прочих параметров выбора цветового пространства Adobe RGB. Также слегка улучшилось меню, появилась новая функция установки баланса белого (слишком прецизионная, на мой вкус – если фотограф так озабочен балансом белого, он скорее всего просто будет снимать в формате RAW), а также новая пользовательская функция отключения алгоритмов шумоподавления камеры на длинных выдержках. И наконец, нельзя не упомянуть о полноценной поддержке камерой интерфейсов USB 2.0 в высокоскоростном режиме и PictBridge – протокола прямой печати на современные цветные принтеры.

Третий важный момент: новый протокол работы со вспышкой E-TTL II. Вызывавшая давние нарекания прямолинейная привычка встроенных вспышек Canon лупить как из пушки в лоб наконец ушла в прошлое: новый алгоритм использует для вычисления мощности импульса получаемую от камеры информацию о дистанции до снимаемого (e.g. сфокусированного) объекта. Прощайте, резкие блики на коже лица, можно, наконец, выкинуть "фильтры", сделанные из подручных салфеток и целлофановых пакетов: мгновенно распознаваемой визитной карточкой снимков Canon 20D стали мягкие, деликатные светотени даже при съёмке анфас и в упор. Встроенная вспышка рассчитана на использование с объективами с фокусным расстоянием от 17 мм, и "выпрыгивает" намного выше, чем у предшественника, позволяя таким образом избежать появления в кадре тени от объектива. Одновременно на рынок была выпущена новая топ-модель вспышки серии Canon Speedlite – 580EX. Впечатления от серийного образца см. дальше.

Поддержка "цифровых" объективов серии EF-S – ожидаемая, но оттого не менее приятная возможность. До недавних пор Canon 300D был единственным аппаратом с возможностью установки этого типа объективов, а единственным объективом этой серии была довольно слабая "китовая" линза EF-S 18-55 f/3,5-5,6, не отличавшаяся, откровенно говоря, особым качеством. Одновременно с выпуском EOS 20D фирма Canon выпустила два новых объектива серии EF-S. Первый, "штатник" EF-S 17-85mm f/4,5-5,6 IS USM, являющийся, по сути, "цифровой" версией отлично зарекомендовавшего себя EF 28-135 IS USM, получившего в 1999 году европейскую премию EISA как лучший объектив года. Несомненно, EF-S 17-85 на сегодня является лучшим штатным объективом для всех камер с байонетом EF-S (коих вместе с 350D стало теперь три), несмотря на довольно высокую цену порядка 600 долларов (что вполне объяснимо, учитывая наличие в нём оптического стабилизатора изображения). Вторая линза, EF-S 10-22mm f/3,5-4,5 USM, существенно расширяет диапазон доступных фотографу фокусных расстояний "вниз", позволяя получать панорамные и широкоугольные снимки, ранее недоступные из за кроп-фактора 1,6. Оба новых объектива также попали мне в руки, впечатления от них и пробные снимки последуют ниже.

Справедливости ради напомню, что существует и четвёртая линза серии EF-S – USM-версия "штатника" 18-55mm, распространённая в основном в Японии. Хочется надеяться, что она пойдёт в более широкую серию, заполнив зияющую ценовую брешь между $80 и $600. Впрочем, с выходом 350D, обреченного на повторение успеха 300D, можно рассчитывать на дальнейшее расширение линейки оптики EF-S, например, на появление недорогого стабилизированного телезума.

NB: вместо телезума фирма Canon выпустила фиксфокальный макрообъектив EF-S 60 f/2,8 с рекомендованной ценой в $450. Это будет самый дешёвый объектив линейки EF-S, если не считать "китовой" линзы. Я надеюсь потестировать этот объектив одновременно с обзором EOS 350D.

Вроде бы пустяк, но новый затвор позволяет пользоваться выдержками от 30 секунд до 1/8000 секунды (против 1/4000 у 10D) с шагом 0,3 или 0,5 ступени и синхронизировать вспышку на выдержке 1/250 (против 1/200 у 10D). Также изменена конструкция зеркала (оно стало меньше и заметно тише) и установлен новый фокусировочный экран. Сама же система автофокуса обзавелась новым девятиточечным сенсором.

Следующая инновация коснулась интерфейса камеры. Здесь тоже проведена пусть не такая заметная на первый взгляд, но не менее конструктивная работа. Выключатель питания теперь по совместительству работает блокировкой большого заднего колеса (в разблокированном состоянии задающего экспокоррекцию), индикатор записи флэш-карты перенесён на заднюю панель, рядом с дисплеем появился небольшой удобный джойстик с широкой функциональностью: помимо навигации и прокрутки в режиме просмотра он позволяет выбирать фокусировочную точку в режиме съёмки (а также настраивать в меню баланс белого по двум осям – голубой-жёлтый и зелёный-фиолетовый). Просмотр гистограммы теперь возможен в любой момент после спуска затвора нажатием одной кнопки.

И наконец, масса и габариты – не последний аргумент при покупке камеры, особенно для тех, кто хорошо помнит тяжесть EOS 10D на шее. И тут инженеры Canon подготовили нам приятный сюрприз: камера похудела на 100 грамм (почти 15%), а новая батарея обладает на четверть большей ёмкостью, что в сочетании с новым процессором даёт почти вдвое больший ресурс работы от одной зарядки. Габариты камеры тоже слегка уменьшились, хоть и не так драматически, и появилась новая питающая рукоятка BG-E2, на которой продублированы дополнительные кнопки и которая (наконец-то!) вместо двух стандартных аккумуляторов с равной готовностью может принять шесть стандартных батареек AA. Должен сказать, что в конфигурации с питающей рукояткой и двумя аккумуляторами мне за несколько дней, отведённых на знакомство с камерой, так и не удалось сдвинуть индикатор с положения "полный заряд".

Лучший друг репортёра

Несомненно, Canon EOS 20D является на сегодня одной из лучших репортажных "зеркалок", уступая разве что полноразмерному (и имеющему соответствующую "полноразмерную" цену) старшему брату EOS 1Ds Mark II и его аналогам от других производителей. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать такой вывод, свидетельством тому – обилие новеньких 20D на любой пресс-конференции, светском или спортивном событии. Большинство вышеперечисленных инноваций нацелены именно в этот сегмент рынка: начиная от повышенной скорострельности и пониженного веса и заканчивая интеллигентной вспышкой, позволяющей избавиться от бликов и засветок без необходимости крутить настройки. Впечатления от камеры в работе максимально приближены к плёночным зеркалкам 30-й серии от Canon: навёл, нажал на кнопку, снимок готов. Отличие только в уменьшенном размере картинки в видоискателе, но тут уж ничего не поделаешь: нежелающих идти на компромиссы можно лишь отправить прямиком в магазин за уже упомянутой EOS 1Ds Mark II. Других компромиссов в EOS 20D не обнаружено: настраиваются любые параметры съёмки, число пользовательских функций по сравнению с EOS 10D даже увеличено. Большое колесо управления, расположенное на задней стороне камеры, как и у 10D позволяет уменьшить число функциональных кнопок: каждая из них имеет два значения: первый параметр меняется при прокрутке главного колёсика, расположенного под указательным пальцем, второй – большим колесом, доступным большому пальцу (всё это верно как при горизонтальном, так и при вертикальном хвате камеры). По сравнению с 10D слева исчезла третья программируемая кнопка, обычно использовавшаяся для возврата фокусировочной точки в исходное состояние. Вместе с уже упомянутыми мини-джойстиком и объединением выключателя питания камеры с отключением большого колеса это, пожалуй, единственное существенное изменение интерфейса самой камеры. Кнопка удаления снимка теперь слегка утоплена в корпус (лишнее, на мой взгляд, нововведение – случайно нажать её два раза подряд и раньше было абсолютно нереально). Кнопка INFO теперь позволяет посмотреть параметры кадра, включая гистограмму, сразу после получения снимка. В режиме съёмки (когда на дисплее нет картинки) нажатие на эту кнопку выводит подробные текущие настройки камеры, лишь часть из которых продублирована в видоискателе или на верхнем жидкокристаллическом индикаторе, и это тоже очень удобно.

Canon EOS 20D

Не претерпел изменений интерфейс меню, стандартный для новых камер Canon, появились только новые пункты, о которых уже сказано выше: тонкая и ручная настройка баланса и брэкетинга белого, выбор цветового пространства и т.д. Можно также настроить формат JPEG-кадра, сохраняемого вместе с RAW. Кстати, сами RAW-файлы теперь дополнительно сжимаются ZIP-подобным алгоритмом без потерь, что позволяет слегка сэкономить место на флэш-карте – актуально при увеличившемся на 25% размере кадра. Новая возможность съёмки в чёрно-белом режиме поддерживается в полном объёме и утилитой просмотра RAW-файлов: при конверсии RAW в JPEG можно выбрать все те же настройки фильтров, что и в меню камеры.

Интерфейс с картой памяти стал чрезвычайно быстрым, скорость записи ограничена лишь скоростью самой карты и сравнима со скоростью записи USB-ридеров (а иногда и обгоняет их). Запись RAW-файла занимает всего две секунды при использовании карты памяти Sandisk Ultra II (что слегка уменьшает риск потери данных при открывании дверцы отсека карты памяти, что, как и у всех предыдущих моделей цифровых фотокамер от Canon, вызывает моментальное и полное отключение камеры). Такое повышение скорости обмена и позволяет достичь уникальной скорострельности серийной съёмки в 5 кадров в секунду на протяжении почти 5 секунд. Время жизни от батареи тоже увеличилось, в руководстве сказано, что без использования вспышки камера может сделать до 1000 снимков с полностью заряженным аккумулятором при температуре воздуха около 20 градусов Цельсия. Но и это ещё не всё.

Взялся за гуж: BG-E2

Как водится, для новой модели была выпущена новая питающая рукоятка, вмещающая в себя два аккумулятора и позволяющая, кроме того, при помощи специального батарейного магазина CPM-E3 (продаётся отдельно по цене около 30 долларов) использовать в качестве источника питания 6 стандартных батареек типа AA.

Canon BG-E2

Из за этого рукоятка выглядит несколько угловато по сравнению с предыдущими моделями, но это не мешает и не отменяет её удобства. Я бы не сказал, что камера с ней идеально сбалансирована, видимо за счёт того, что сама камера стала легче обычного. На рукоятке продублирована спусковая кнопка, главное управляющее колесо и две второстепенные кнопки – выбора фокусировочной точки и фиксации параметров съёмки.

Canon BG-E2

В сухом остатке – беспрецедентная для цифровых зеркалок продолжительность жизни от аккумуляторов и удобство съёмки вертикальных кадров, более "профессиональный" внешний вид. Маленькая хитрость: внутри отсека для хранения снятой дверки батарейного отсека камеры можно хранить запасную карту памяти.

Да будет свет: Speedlite 580EX

Честно говоря, до недавних пор я не имел большого опыта общения с внешними вспышками, тем более такого уровня. Вспышка Speedlite 580EX является профессиональным аксессуаром, совершенно необходимым при репортажной или портретной съёмке вне студии, но она заметно расширяет функциональные возможности камеры. Ведущее число в 58 метров (при ISO 100), синхронизированное с камерой зуммирование от 24 (от 14 – с рассеивателем) до 105 мм – весьма впечатляющие параметры.

Тип вспышки TTL-управляемая
Ведущее число 58 м (ISO 100)
Режимы управления E-TTL, E-TTL II
Угол рассеивания Соответствует объективам от 24 до 105 мм
Подсветка автофокуса Светодиодная "решётка", дистанция до 10 метров
Режимы синхронизации Скоростная, по первой шторке, по второй шторке
Пилотный свет Да, 1 секунда импульсами с частотой 70 Гц
Режим стробоскопа Да, до 100 импульсов частотой от 1 до 199 Гц
Дистанционное управление Ведущая: 4 канала, 3 рабочих группы. Ведомая: в режимах E-TTL II, ручном и стробоскопическом.
Питание Четыре батареи типа АА, аккумуляторный блок High Voltage Pack E315, батарейный блок СР-Е3
Габариты 76х134х 14 мм
Вес (без батарей) 375 г

Canon Speedlite 580EX

Про поддержку протокола E-TTL II я уже говорил, а вот такая возможность, как автоматическая подстройка под размер кадрового окна, позволяющая экономить энергию вспышки при использовании с цифровыми камерами с сенсорами формата APS-C чрезвычайно удобна. Также весьма впечатляет способность вспышки измерять цветовую температуру лампы, которая может несколько "плавать" при серийной съёмке или уменьшении заряда батарей, и сообщать её камере. И, наконец, встроенная светодиодная подсветка автофокуса "решёткой" – то, чего лично мне всегда не хватало при пользовании цифровыми зеркалками, функция, встроенная во многие любительские фотокамеры среднего ценового диапазона. Три светодиода расположены так, что пучки лучей пересекаются в фокусировочных точках всех существующих камер Canon – начиная от младших плёночных EOS и заканчивая 45-точечной системой EOS 1Ds Mark II (включая, само собой, и новую 9-точечную систему EOS 20D). Для съёмки в режиме отражения головка вспышки поворачивается на 180 градусов в обе стороны в горизонтальной плоскости и на 90 – в вертикальной. Встроенный белый рефлектор и решетчатый смягчающий рассеиватель позволяют забыть о белых бумажках, прикрепляемых резинкой к вспышке.

По сравнению с предыдущей топ-моделью 550EX новая вспышка стала немного компактнее, полегчала на 25 грамм (до 375 г. без батарей) и примерно на четверть сократилось время её перезарядки. Переделке подвергся также интерфейс вспышки: он стал проще и интуитивнее (я разобрался минут за пять), включает быстрый доступ к 14 различным наборам настроек. Впрочем, в автоматическом режиме вспышка ведёт себя прекрасно даже в полной темноте.

батарейный блок CP-E3

Новый батарейный блок CP-E3, совместимый и с предыдущими моделями Canon Speedlite, работает от быстро сменяемых литий-ионных аккумуляторных батарей или магазинов на 8 стандартных батареек типа AA и позволяет сделать более 400 снимков на одном заряде. Также незаменимая вещь для профессионального фоторепортёра. Ещё одна опция – боковая L-образная рамка, предназначенная как для репортёров, так и для свадебных фотографов, позволяет избежать появления неестественных боковых теней при съёмке вертикальных портретных кадров с близкой дистанции. Рамка удобна тем, что позволяет менять батарейки во вспышке, не снимая её с камеры.


Выражаем благодарность московскому представительству Canon за предоставленную на тестирование камеру Canon EOS 20D.
Автор
Сергей Аксенов

Комментарии