Финальный тест наушников: тип - мониторные. 9 участников!

V_A_N, 

На какие модели мониторных наушников обратить свой взор меломанам? А просто музицирующим для души? А перезаписывающим (сжимающим в Мр3) музыку? А заядлым геймерам? На эти и некоторые другие вопросы и постараюсь ответить в ходе сегодняшнего тестирования. А тест обещает быть необычным, поскольку подобрались модели с характером...

Наконец добрались до наушников так называемого мониторного типа, последовательно пройдя этапы, посвященные вкладышам Intra Aural (см. «Сравнительный тест наушников: вкладыши-капли-затычки»)  и «накладкам» Supra Aural (см. «Сравнительный тест наушников: тип - накладные»). Мониторный тип характеризуется следующими основными признаками:

• амбушюры с облеганием уха (Circum Aural) – как правило!
• строго рассчитанная сила прижатия (отсюда основательное оголовье)
• максимальные размеры динамиков-мембран-излучателей
• тщательно подобранные электроакустические характеристики (возможна узкая специализация для конкретных задач).

Не факт, что мониторные наушники будут по умолчанию самыми мощными, красивыми и приятно звучащими. Правильное звучание – понятие относительное. Если постоянно вслушиваться в нюансы записываемого звука или выступать на командных соревнованиях сетевых геймеров, не снимая наушники по восемь часов кряду, то к комфортности-качеству-красоте поневоле предъявишь особенные требования. К примеру, навязчивый супербас будет не только утомлять, но и маскировать важные (а при записи-сведении искомые) нюансы. Если же от силы часик-два расслабленно наслаждаться музыкой, лёжа на диване, или бесшабашно лупиться в компьютерные игры хоть день деньской (надоело – встал и ушел), то захочется адекватных ощущений, например, повышенно яркой басовитости.

Для отдыха и развлечений предназначен особый вид наушников, неофициально окрещенный «Hi-Fi» (что называется, по образу и подобию) еще на заре достоверного качества звучания. Многие зарубежные производители позиционируют эти наушники как «домашние» (home use). Часто «ХАЙ-ФАЙНЫЕ» наушники по внешнему виду на полных основаниях классифицируются как мониторные. Однако истинно мониторные профи-наушники имеют мало общего с домашними «хай-файными», которым присуще тембрально раскрашенное звучание и которые оптимизированы исключительно под бытовую аудиоаппаратуру. Профессиональные наушники легко отличить по величине номинального электрического сопротивления (обычно 150–600 Ом).

Недавно прорезался и становится все более популярен особый тип головных телефонов: аудиофильских (или Hi-End), характеризующихся предельно высокими параметрами и заимствующих у профи нехилый импеданс и прочие высокотехнологичные изыски умопомрачительной цены.

Technics rpfda 100

sennheiser HD600

Для  аудиофилов запас по ультразвуку от 40 до 100 кГц !!!

Sennheiser hev90 orpheus

Экзотика даже по аудиофильским меркам : электростатические наушники с ламповым предусилителем (цена исчисляется тысячами USD)

В свою очередь, все мониторные наушники подразделяется на три вида: закрытые (closed ear), открытые (open) и полуоткрытые (semi open). В закрытых долго высидеть нелегко, уши запариваются, голова начинает чесаться и т.п., зато внешние шумы не досаждают. Открытые наушники наиболее комфортны, в них не так жарко, и, как правило, они заметно легче, но целесообразны только в тихой рабочей обстановке. Более того, тот же вокал в открытых не запишешь: хороший чуткий микрофон будет безбожно ловить звук, излучаемый вовне наушниками, насаженными на голову вокалиста. Полуоткрытые, ясненько, пытаются угодить и нашим и вашим, фактически таковыми и делаются домашне-«хай-файные» наушники.

sennheiser HD250 II

sennheiser HD270 V1

Студийные, истинно мониторные, вид - закрытые

Поскольку аудиофильские и профи-мониторные наушники очень дороги, то по мере возможности я старался не отбирать их на данный тест. Тем не менее, некоторые модели оказались столь уникальными долгожителями, что, несомненно, заинтересуют как зажиточных меломанов, так и прожженных аудиофилов, да еще и музыкантов всех мастей вместе с начинающими звукоинженерами.

Домашне-«хай-файных» наушников, стилизованных под мониторные, выпускается неимоверное количество. Кто только их не делает, начиная от Cosonic и кончая  пресловутой Sennheiser. О китайской партизанщине уж и не говорю. Нормальное звучание (в смысле, сносное) начинается где то с 30–40 условных единиц. Всё, что дешевле, – либо полный отстой, либо жесточайший компромисс, рассчитанный на людей, совсем не требовательных к звуку.

Нужны ли хорошие мониторные наушники в домашней студии? Однозначно, да! Чтобы эффективно работать в позднее время суток, ничего не переделывая поутру, чтобы качественно записывать вокал и электрогитару, чтобы без проблем контролировать звучание при сведении (дополнительно к акустическим системам), чтобы надежно перепроверять качество при мастеринге. Не удивляйтесь, что в перечисленное не включено желание просто слушать музыку, релаксируя и наслаждаясь. Хочется совместить полезное с приятным? Предупреждаю, это невинное совмещеньице обойдется в копеечку. Ниже 170–200 уе и не мечтайте.

На какие тогда наушники обратить свой взор меломанам? А просто музицирующим для души? А перезаписывающим (сжимающим в Мр3) музыку? А заядлым геймерам? На эти и некоторые другие вопросы и постараюсь ответить в ходе сегодняшнего тестирования. А тест обещает быть необычным, поскольку подобрались модели с характером.

Упаковка

Коробки оказались несколько меньше, чем рисовало воображение. Очевидно, ранее оно испытало слишком сильное потрясение, в частности, под воздействием упаковки довольно свежих наушников Philips HP890 и хвалёных старичков Philips HP900. Кстати, последние от первых по звучанию очень сильно отличаются в худшую сторону. Пользуясь моментом, рекомендую Philips HP900 (без приставки STUDIO REFERENCE в названии !!!) как обалденный атрибут новогоднего костюма космонавта, причем динамики можно вынуть за ненадобностью :).

Philips HP890

В упаковке наушников «домашнего Hi-Fi» на картоне и прочих завлекалочках не экономят

Возвращаясь к нашим конкурсантам, отмечу, что упаковка у всех не запаяна, не заклеена и вскрывается без особых проблем. Это плюс. Хотя не столь существенный, как для вкладышей и накладок, поскольку редко какие мониторные наушники не получится поднастроить под свою голову, чтобы сидели приемлемо удобно.

Подарочным исполнением с намёком на полезную функциональность для своей экс- флагманской модели разродилась Beyerdynamic.  Впечатляющий футляр из тонколистового авиационного алюминия. Но без ручки. Ясно, таскать сие богатство не предусматривалось. Хранить на видном месте, в серванте, чтобы все спрашивали, а «шо вин цэ таке».

beyerdynamic

Вот это футлярчик!

Пионер уложила свой мониторный продукт на бархатное ложе, накрыв прозрачным подобием скафандра-саркофага. Получилось помпезно, с намеком на непреходящие исторические ценности.

Остальные суетились без выпендрона, больше наседая на художников, чем на дизайнеров.

Технические характеристики

(включая сведения, заявленные производителем)

Частотный
диапазон, Гц

Чувстви-
тельность,
дБ/мВ

Импеданс, Ом

Макси-
мальная
входная
мощность, мВт

Вес, г

Сила прижатия, Н

Длина шнура, см

Beyerdynamic DT880

5–25000

96

250

100

270

2.8

vvv

Denon AH-G500

10–24000

103

28

1000

180

?

50***

Pioneer Monitor10R

5–28000

106

35

3000

275

?

120

Koss Pro4AA Titanium

10–25000

96 дБ SPL при 1 мВт

250

?

?

?

vvv

Koss DT61

25–15000

93 дБ SPL при 1 мВт

38

?

?

?

240

Technics DJ 1210

5–30000

106

32

1500

230

?

vvv

Sennheiser HD202-V2

18–18000

?

32

115 dB SPL** (THD <0.5%)

?

?

300

Sennheiser HD212Pro

12–19000

?

32

112 dB SPL** при 1 В RMS (THD <0.2%)

130

?

300

Sennheiser HD580*

16–30000 (-3 дБ)
12–38000 (-10 дБ)

97 SPL

300 (на 1 кГц)

200 (THD <0.1%)

260

2.5

300

* - открытые наушники
** - максимальный уровень развиваемого звукового давления относительно стандартного опорного 0.00002 Па
*** - 3.5 метра удлинитель в комплекте

Примечание №1: пометка «vvv» означает, что шнур витой, растягивающийся, как правило, на 2 метра и более
Примечание №2: Наушники, задействованные в данном тестировании, были произведены в КНР, за исключением Technics, произведенных в Японии, старшей модели Sennheiser – чистокровно из Ирландии, а так же Beyerdynamic DT880, сделанных в Германии.

В очередной раз обращаю ваше внимание: если производитель не указывает неравномерность частотного отклика, то приводимые на упаковке величины диапазона частот снисходительно игнорируйте. Так, из всех тестируемых наушников только у Sennheiser HD580 хоть что-то говорится о неравномерности, да и то лишь отмечена величина спада на самой верхней границе, причем относительно какого то неизвестного среднего. Как именно измерялся диапазон якобы рабочих частот опять-таки умалчивается. Вот оценка мощности проводилась в соответствии с международным стандартом DIN 45580, о чем с гордостью расписано. Честные 0.2 ватта. Верю! И не менее честные 0.1 ватта у полуоткрытых Beyerdynamic DT880. Тоже верю! Уверяю вас, это вполне приличная акустическая мощность. Если, конечно, головные телефоны надевать на собственные уши. :)

Ну а что у нас с импедансом? Сразу видно, какие наушники произошли от профессиональных, или сами являются хотя бы полупрофессиональными. Когда электрическое сопротивление болтается около домашних 32 Ом – жди подвоха в виде повышенных искажений. Следует заметить, что диджеям не до искажений звука, им бы в грохоте дискотеки хотя бы что-то услышать, а совместимость с бытовой аудио аппаратурой крайне желательна. Жизнерадостные меломаны, в отличие от сурьёзных аудиофилов, тоже готовы простить искажения, особенно на низких частотах, – лишь бы звучало красиво.

Судя по характеристикам, тестируемые наушники разобьются на две-три группы. Будет ли иметь место однозначная зависимость от цены – тест покажет.

Технические решения и дизайн

Начнем с того, что подразумевается как аксиома: мониторные наушники будут подключаться не к чему попало, а к соответствующей высококачественной (читай, стационарной) аппаратуре. Посему регулятор громкости на шнуре отсутствует у всех участников. Простое, но грамотное решение реализовано у Denon: шнур прямой короткий, можно без гемора подключать к разного рода дополнительным пультам-регуляторам, а при необходимости задействуется комплектный удлинитель. 

Многие модели с профессиональным уклоном имеют витой шнур, причем довольно толстый и увесистый. Оно и понятно – шнур обязан безропотно выдерживать перепитии жесточайшей эксплуатации, быть то длинным, то коротким, вдобавок не мешаться под руками-ногами. Недаром в спец устройствах (догадываетесь каких?) шнуры сплошь витые. В быту от витого шнура больше мороки, чем пользы. Сила сокращения при максимальной растяжке такая, что способна утащить за собой многие хилые домашние аудио компоненты (под углом штекер сам не выдернется), прихватив по дороге зажатую в витках всевозможную мелочёвку. Мудрые фирмы, например Pioneer, делают шнуры сменными, комплектуя набором из витого и легкого прямого.

Амбушюры. Отделанные велюром приятны при тактильном контакте, но к ним прилипучивается, как магнитом, всякая пыль и прочая перхоть. Очистить получается специальной антистатической щёточкой. Есть еще и проблемка чисто гигиеническая: подобные амбушюры надо вовремя менять по причине засаливания (сей сервис налажен только у Sennheiser на цивилизованной части суши Земного шара). Сделанные из кожзаменителя почему-то быстро теряют свои свойства (кожа-волосы у людей что ли такие агрессивные? :)). Правда, сейчас солидные фирмы вроде Шенхейзер стали применять долговечные, специально разработанные синтетические материалы, обладающие к тому же стойкостью к засаливанию. Но лучше всего амбушюры из натуральной кожи: в них прохладнее и вообще комфортней, да и чистить проще всего.

Прочность-надежность. Крупные наушники могут себе позволить немелкие шарнирные и прочие конструкционные элементы, поэтому ударопрочная пластмасса (подобранная честно) обычно справляется.

Pioneer Monitor 10R

Не пугайтесь, из металла сделаны только самые ответственные элементы

Однако, без пружинящей стали истинные мониторные наушники пока не обходятся. И дело даже не столько в прочности, сколько в стабильности и величине силы прижатия. Согласно требованиям стандарта DIN45500, сила прижатия должна составлять не более 5 Ньютон. Обычно ограничиваются между 1.3 и 4 Ньютон, причем для открытых наушников выбирается меньшее значение, благо нет необходимости удерживать «утечку» акустического давления. Ясно, чем больше сила прижатия, тем чётче-цепче фиксация на голове. Но сильное прижатие ничего не говорит о том, насколько наушники будут удобно на вашей голове сидеть.

Стяжка концов оголовья достигается двумя путями: либо за счет упругости самого оголовья, либо за счет сжимающейся натянутой ленты (например, резиновой), которая часто выполняет по совместительству функцию опоры. Второй вариант менее компактен и все реже применятся. Тогда как первый вариант, благодаря использованию в динамических головках магнитов из легкого неодиума, не нуждается в сложной начинке оголовья и получается более экономичным. Чисто пластмассовая дужка (как у недорогих Sennheiser 212 и 202) вряд ли обеспечит должное прижатие во всех случаях жизни. Более того, если расстояние от центра крепления чаши до нижнего края амбушюров довольно велико (как у популярных студийных Sennheiser 250 II), то для черепушек большого размера не спасет и стягивающая лента: амбушюры ниже мочки будут прижиматься недостаточно.

Как показала практика, удобство посадки обеспечивают в основном элементы, осуществляющие доворачивание (самоустановку) амбушюров в двух направлениях в соответствии с плоскостью расположения ушной раковины. Без этих элементов высокая сила прижатия вызовет лишь неприятные ощущения от излишнего давления на область около уха как бы не были мягки сами амбушюры. В случае малых углов поворота чаши-амбушюры комфортно не лягут. Если приглянувшаяся модель не имеет таковых элементов, или они слабо выражены (например, подобие сферического шарнира с жутким ограничением), то лучше выбрать что–то иное.

Тестируемые закрытые (!) Sennheiser 212 и 202, а также Technics DJ1210 являются фактически «накладками» Supra Aural, поскольку амбушюр небольшой и прижимается к уху, не облегая по периметру. На звучании негативно сей подход не сказывается, так как аудио конструкция продумана до мелочей.

Качество звучания нынче обеспечиваются хитрющими методами. Материал диафрагмы выбирается такой, чтобы стоячие волны поглощались-минимизировались. Система демпфирования закрытых наушников замешана на дорогостоящих научных исследованиях и держится в строжайшем секрете. Форма и размеры чего ни попадя оптимизируются с помощью компьютерного моделирования. Со снижением веса идет беспощадная война с  использованием самых передовых средств. Борются и с интермодуляционными, а также гармоническими искажениями.

Кстати: исследования показали, что человеческое ухо в полосе частот от 100 до 2000 Гц прощает гармонические искажения (THD) менее 1%, а в пределах 100 Гц – аж до 10%! О чем разработчики наушников постоянно напоминают. Правда, не уточняется, о каких уровнях громкости идет речь и какая часть людей таковые искажения все-таки замечает.

Памятка покупателю

1. Примерка наушников крайне желательна, в том числе для облегающих Curcum Aural, однако для этого типа не столь критична, как для вкладышей и накладок. Следовательно, солидные «мониторные» Hi-Fi наушники – тот подарок, которым легче всего угодить.

2. Самые тяжелые и самые блестящие – не значит, что будут лучше всех звучащие. Очевидно, внешний вид должен радовать, причем ежечасно. Так что не спешите с выбором. Хорошие мониторные наушники приобретаются не на один год. Лучше подкопить или взять в кредит – действительно качественное звучание за дешево не купишь.

3. Когда предполагается использовать «мониторы» еще и с портативным плеером, то выбирайте наушники с импедансом около 32 Ом, максимум 64 Ом. Высокоомные (150–300 Ом) на средненьком по выходной мощности плеере будут звучать тихо, какова бы ни была высокой их чувствительность (к тому же они будут сильно съедать заряд батарейки-аккумулятора). Однако бывают исключения, и поэтому при покупке нелишне прихватить в магазин с собой плеерочек.

4. Остерегайтесь профессиональных моделей наушников, в том числе дорогущих. Они не предназначены для домашнего применения. Помимо проблемы сочетаемости с бытовой аудио аппаратурой, велика вероятность поиметь большую головную боль от специфического звучания даже на докупленных Hi-End усилителях.

5. Любая, в том числе самая именитая фирма порой выпускает неудачные модели. У фирм, специализирующихся в основном на наушниках, процент промахов намного ниже, но и эти брэнды не застрахованы от «пролетов». Посему брать, не  слушая, дорогостоящую именитость – чревато.


Автор
V_A_N

Комментарии