35 мм в цифровой фотографии, или Зачем нужен Full Frame

Ренат Якубов, 

Полнокадровые цифровые фотокамеры долгое время оставались недоступными широкой публике, являлись атрибутом профи. И вот сейчас ситуация начала меняться, анонсированы новинки, которые сделают их куда ближе к народу. Именно поэтому наша сегодняшняя статья будет об эволюции полнокадровых цифрозеркалок.

Цифровая фотография прочно вошла в нашу жизнь. В самом деле, на потребительском рынке фототехники её триумфальное шествие длится уже лет десять – срок немалый, особенно для области, столь тесно связанной с электроникой. И за это время многие «детские» проблемы новой технологии были устранены – многие, да не все.

Вот он, великий и ужасный Полный Кадр!
Вот он, великий и ужасный Полный Кадр!

Перенесёмся мысленно в 1997 год. Итак, что мы имеем? Windows 95, Pentium II да жёсткий диск на пяток гигабайт. Плюс флеш-память – медленная, дорогая и малоёмкая. Негусто. И в этой обстановке идёт постепенное продвижение цифровой фотографии, так сказать, в массы. Производители ориентированы главным образом на две основные группы потребителей. Первая – любители различных технологических новинок, для которых выпускались компактные камеры. А вторая группа – которая нас, собственно, и интересует – фотографы-репортажники. Эти господа сразу оценили главное преимущество «цифры» – скорость. Действительно, цифровой снимок не надо проявлять и сканировать. Его можно быстро переслать по Интернету, пусть медленному и глючному, в редакцию. Не слишком высокое качество изображения – не беда, актуальность фотографии намного важнее. Поэтому появились цифровые зеркалки. Первым их представителем можно считать Kodak DCS-100 (под байонет Nikon F-mount), выпущенный аж в 1991 году. Камера была, прямо скажем, монструозная – тяжёлая; с LCD, вынесенным на здоровенный проводной внешний модуль; имела маленький (200 Мбайт) встроенный блок памяти – и это «счастье» стоило десятки тысяч долларов. Все недостатки были успешно устранены в её преемниках. Однако уже тогда была заложена одна особенность, сохранившаяся у зеркалок вплоть до наших дней, – «кропнутая» матрица. То есть такая, габариты которой меньше стандартного узкоплёночного кадра (36х24 мм). Несложно догадаться, почему прибегли к такому решению, – недаром я напоминал о плачевном состоянии средств обработки, хранения и передачи информации. К тому же стоимость матрицы возрастает при увеличении её площади не в арифметической, а в геометрической прогрессии – это связано с лавинообразным нарастанием количества брака, а также площади неиспользуемых обрезков кремниевой «вафли». А ведь даже кропнутая матрица наиболее распространённого ныне формата APS-C (25,1x16,7 мм) по меркам электроники весьма велика – площадь кремниевого чипа бытового процессора зачастую в 2-3 раза меньше. В общем, кроп позволил серьёзно удешевить цифровые зеркалки, а также снизить объём получаемых с них файлов.

Для репортёра кроп некритичен – он, как правило, снимает довольно удалённые сцены, то есть обрезаемые небольшой матрицей края изображения не столь важны. А вот «скорострельность» камеры, напротив, совершенно необходима. При съёмке динамичной сцены, чтобы поймать интересный момент, нужна быстрая и длинная серия кадров. Фотоаппарат генерирует огромные объёмы информации – а её надо обработать и записать при крайней скудости энергетических и вычислительных ресурсов. Посему потеря «лишней» информации по краям кадра в репортаже скорее плюс, чем минус.

Однако шло время. Цифровые зеркалки совершенствовались, дешевели – и потому стали использоваться самыми разными категориями фотографов. Это предопределило новые требования, к ним предъявляемые. Если для репортёра основной характеристикой была скорость, то для студийной или пейзажной съёмки важнее качество результата. А здесь кроп не на высоте. Изображение с него характеризуется довольно сильным шумом. А также низким динамическим диапазоном (ДД) – при съёмке высококонтрастной сцены затенённые участки могут получиться чёрными, а освещённые, наоборот, совершенно выбеленными. Это объясняется главным образом относительно малым размером как светочувствительного пикселя, так и потенциальной ямы – для хранения накопленного за время экспозиции заряда – под ним. Есть и другая проблема – для многих видов съёмки необходимы широкоугольные объективы. А большинство линз – как в линейках производителей, так и в кофрах фотографов – адаптированы под стандартный узкоплёночный кадр. Соответственно, значительная часть изображения по краям просто не используется, и широкоугольный объектив как бы превращается в нормальный. Производители выпустили линзы, специально разработанные под небольшую матрицу, но полностью проблему это не решило.

В такой ситуации фотографическая и околофотографическая общественность вспомнила о полном кадре (фулл-фрейме). И производители отреагировали на имеющийся спрос. В роли застрельщика опять выступил Kodak, выпустивший полнокадровые зеркалки под байонеты Canon и Nikon. Однако ж в силу ряда причин особой популярности они не снискали. Создал полнокадровый фотоаппарат – EOS 1Ds – и Canon. Это уже была серьёзная заявка – и до последнего времени в данном сегменте рынка Canon властвовал безраздельно. Да, собственно, долгое время и не было никаких конкурентов у EOS 1Ds и его преемника EOS-1Ds Mark II. Фотоаппараты замечательные, спору нет – да только вот стоили они 8000-10000 у. е. Дороговато, согласитесь.

И вот летом 2005-го всё той же фирмой Canon был выпущен новый фотоаппарат – EOS 5D. По ТТХ он сильно уступал полнокадровым «единичкам», но все недостатки искупала цена на уровне 2500-3000 у. е. Отныне фулл-фрейм стал доступен не только для профи, но и для обеспеченных любителей.

Следующее событие, заметно повлиявшее на нынешнее состояние рынка цифровых полнокадровых фотоаппаратов, произошло сравнительно недавно, в августе 2007 года. Nikon, извечный конкурент фирмы Canon, отказался от своих прежних утверждений о «ненужности» в цифровой фотографии фулл-фрейма. И выпустил-таки полнокадровый фотоаппарат – Nikon D3. Казалось бы, возникла долгожданная конкуренция, столь полезная для потребителя. Но более внимательный анализ ситуации несколько умерил первоначальный оптимизм. Итак, рассмотрим подробнее каждую из имевшихся в тот момент на рынке полнокадровых моделей.

Canon EOS-1Ds Mark III

Canon EOS-1Ds Mark III
Canon EOS-1Ds Mark III

Самый представительный из всей троицы. Создан, чтобы всерьёз конкурировать со среднеформатными камерами во многих областях фотодела. Характеристики впечатляют: отменная точность и цепкость автофокуса; большой и светлый видоискатель, охватывающий 100% площади кадра; полная пылевлагозащита, аккумулятор огромной ёмкости; 21 Мпикс, и при этом скорость серийной съёмки – 5 кадров в секунду. Естественно, генерируется огромный поток информации – и задача его обработки решена крайне оригинальным способом. Камера содержит два процессора DIGIC III. Просто-таки сервер, а не фотоаппарат.


Автор
Ренат Якубов

Комментарии