Два фуллфрейма и один ультразум. Предварительный обзор Sony Alpha A7, A7R и Cyber-shot RX10

Юрий Соловьев, 

Эра компактных полнокадровых беззеркалок официально наступила. Как и ожидалось, первопроходцем стала именно компания Sony, представившая сразу два мощных и компактных фуллфрейма Alpha A7 и Alpha A7R. Кроме того, новым игроком на рынке суперзумов с крупным сенсором стала Sony RX10. С этими революционными продуктами мы и спешим вас познакомить.

Оглавление

Порой кажется, что если бы не активность Sony, то мир до сих пор бы пользовался либо дорогими зеркалками, либо дешевыми посредственными компактами. Вот несколько характерных примеров этой активности: карманные фуллфреймы Sony RX1 и RX1R, камеры с полупрозрачным зеркалом семейства Sony Alpha SLT, самые компактные в мире беззеркалки серии NEX, модульные камеры QX10 и QX100, компакт с крупным сенсором RX100, и многое другое. Нынешнее появление полнокадровых системных камер предсказывалось еще в прошлом году и основная ставка, разумеется, делалась на Sony. Технологии с большего были обкатаны на беззеркалках NEX и полнокадровой Sony RX1. Их симбиоз и привел к созданию Sony Alpha A7 и Alpha A7R.

Sony Alpha A7, официальный портрет
Sony Alpha A7, официальный портрет

Sony DSC-RX10, официальный портрет
Sony DSC-RX10, официальный портрет

В отличие от RX1 и RX1R, оригинальная А7 и ее модификация без low pass фильтра выходят на рынок одновременно. Кстати, похоже, что бренд NEX на этом официально заканчивается — все камеры Sony со сменной оптикой отныне будут выпускаться под лейблом Alpha. Интересен и другой момент. Sony отказывается от упоминания слова «зеркало». Раньше камеры были зеркальными и беззеркальными. А теперь все они называются камерами со сменной оптикой. Оба байонета A и E остаются в строю, а называется ILC-A (например, Alpha A99) и ILC-E (вроде Alpha A7 и A7R).

Мы познакомились с новинками вживую в ходе московской презентации и готовы поделиться первыми впечатлениями, а также информацией о ценах и сроках выхода.

Sony Alpha A7 и A7R

Технические характеристики

Sony Alpha A7

Sony Alpha A7R

Класс

полнокадровая системная камера

полнокадровая системная камера

Матрица

Exmor CMOS, 24 Мп, full frame (35,8 x 23,9 мм)

Exmor CMOS, 36 Мп, full frame (35,9 x 24 мм)

Байонет

Sony E

Sony E

Формат снимков

JPEG, RAW

(максимальное разрешение 6000 x 4000)

JPEG, RAW

(максимальное разрешение 7360 x 4144)

Формат видео

MPEG-4, AVCHD (1920х1080, 60 fps)

MPEG-4, AVCHD (1920x1080, 60 fps)

Диапазон светочувствительности

ISO 100–25600

ISO 100–25600

 

Диапазон выдержек

1/8000–30 с

1/8000–30 с

Экран

LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 921 600 точек

LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 921 600 точек

Видоискатель

электронный, разрешение 2.36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.71х

электронный, разрешение 2.36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.71х

Встроенная вспышка

нет

нет

Беспроводная связь

встроенный модуль Wi-Fi + NFC

встроенный модуль Wi-Fi + NFC

Память

карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo

карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo

Интерфейсы

USB/AV, HDMI

USB/AV, HDMI

Аккумулятор

Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч

Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч

Габариты и вес

127 x 94 x 48 мм, 474 г

127 x 94 x 48 мм, 465 г

Дизайн и эргономика

Следует сразу же отметить, что обе камеры совершенно одинаковы внешне, поэтому можно описывать дизайн любой из них. Внешний вид оказался на удивление строгим и несколько угловатым. Габариты корпуса и возвышающаяся псевдопентапризма заставляют вспомнить об Olympus OM-D E-M1, но больше всего сходств замечено именно с Sony RX1. Расположение клавиш, общие очертания корпуса и неприглядность явно достались по наследству от первого полнокадрового компакта.

Общий вид Sony Alpha A7
Общий вид Sony Alpha A7

Камеры отличаются погодозащищенной конструкцией корпуса, основа которого выполнена из магниевого сплава, а также очень умеренным весом. При идентичных габаритах 127 x 94 x 48 мм, Sony Alpha A7 весит 474 г, а вес Sony Alpha A7R составляет рекордные 465 г. Давайте бегло ознакомимся с назначением органов управления и прочими элементами конструкции.

Общий вид Sony Alpha A7R
Общий вид Sony Alpha A7R

Фронтальная панель содержит выступающую прорезиненную рукоятку, в верхней части которой находится скроллер, а снизу вмонтирован инфракрасный датчик. Над рукояткой располагается окошко вспомогательного светодиода. Остальная часть панели включает в себя байонет с фиксатором и скромный логотип с названием модели A7 или A7R.

Верхняя панель выделяется так называемой псевдопентапризмой — декоративным элементом, доставшимся в наследство от зеркалок. В данном случае это пространство отводится под электронный видоискатель и «горячий башмак». В правой части располагаются селектор режимов, кнопка спуска и рычажок питания, а также одна программируемая кнопка С1 и диск экспокоррекции. Такое же расположение элементов наблюдается и у Sony RX1, которая вместо видоискателя могла похвастаться встроенной вспышкой. Ну а Sony A7 и A7R рассчитаны на использование только внешних вспышек.

Скроллер на лицевой стороне корпуса Sony A7R
Скроллер на лицевой стороне корпуса Sony A7R

Элементы управления на верхней панели Sony A7R
Элементы управления на верхней панели Sony A7R

Задняя сторона корпуса Sony A7R
Задняя сторона корпуса Sony A7R

Задняя панель усыпана различными кнопками, а большую часть места здесь занимает дисплей наклонной конструкции. В левом верхнем углу было непривычно обнаружить кнопку входа в меню. Еще одна программируемая кнопка и заднее колесико управления расположились справа от видоискателя. Правее дисплея хватило места для переключателя режимов фокусировки, навипада и трех функциональных клавиш. Значительная часть задней панели управления прорезинена, как и рукоятка.

Общий вид Sony A7R
Общий вид Sony A7R

Общий вид Sony A7R
Общий вид Sony A7R

На правой боковине находится два отсека для внешних подключений. Верхний содержит гнезда для наушников и микрофона, а нижний — разъемы USB и HDMI. На противоположной грани расположилась кнопка быстрого старта видеозаписи — сюда ее перенесли чтобы окончательно исключить случайное нажатие. Еще один отсек скрывает слот для карты памяти. В этой же части расположены модули Wi-Fi и NFC.

Батарейное отделение и металлическая штативная резьба традиционно расположены снизу.

Дисплей, видоискатель и интерфейс

Обе камеры получили трехдюймовые дисплей с разрешением 921 600 точек. Они выполнены по фирменной технологии Xtra Fine LCD, но имеют один главный недостаток — отсутствие сенсорного управления. Экран имеет пять ступеней ручной настройки яркости, а также режим для съемки на ярком солнце. Конструкция предусматривает наклон экрана на 85 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Кстати, экран Sony RX1 также не был сенсорным, но был построен с применением технологии White Magic.

При разработке Sony A7 и ее модификации A7R были учтены жалобы пользователей RX1, которым недоставало для полного счастья видоискателя. Разрешение OLED матрицы электронного видоискателя составляет 2,36 млн. точек. Покрытие кадра — стопроцентное, увеличение — 0,71х. Скорее всего, видоискатель был напрямую заимствован у моделей NEX-6 и SLT-A99. Характеристики полностью совпадают.

Что касается интерфейса управления, то здесь разработчики предоставили относительную свободу. 9 клавиш и скроллеров могут быть перенастроены, а число возможных функций, которые можно задействовать, составляет 46.

Вместе с ликвидацией бренда NEX исчезло и фирменное и не слишком удобное меню, которые вызывало споры на протяжении всего времени существования линейки. Меню Sony A7 является чем-то средним между меню камер NEX и меню Sony RX1. Но об этом мы поговорим в подробном обзоре.

Функциональные возможности

Камеры-близнецы базируются на полнокадровых Exmor CMOS сенсорах, при этом у модификации A7R разрешение матрицы составляет 36 Мп, а у A7 — 24 Мп. Во-вторых, камеры отличаются наличием низкочастотного фильтра у А7 и его отсутствием у A7R. Вероятнее всего, такой же 36-мегапиксельный сенсор использовался в Nikon D800/D800E. Не забываем, Sony как производитель лидирует на рынке CMOS сенсоров. Чувствительность обоих сенсоров регулируется в пределах от 100 до 25600 единиц ISO, а расширенный диапазон начинается с отметки ISO 50.

Третьим отличием представленных фотоаппаратов стала система фокусировки. Так, Sony A7 поддерживает как контрастную, так и фазовую фокусировку по 117 точкам. А в Sony A7R настройка резкости происходит лишь по контрастному методу. Sony объясняет такую несправедливость тем, что для правильной работы гибридного автофокуса требуется тот самый АА фильтр, которого нет у Sony A7R.

Четвертое и последнее различие кроется в частоте серийной съемки. Sony A7 способна выдать серию в полном разрешении с частотой 5 кадров в секунду и активным автофокусом. У Sony A7R это значение лишь на единицу меньше, не смотря на в полтора раза большее разрешение матрицы.

Sony RX1 критиковали за отсутствие какого бы то ни было стабилизатора изображения. В Sony A7 и А7R стабилизация картинки осуществляется благодаря объективам с маркировкой OSS, имеющим встроенный стабилизатор.

Еще одним шагом вперед стало использование процессора BIONZ X. Помимо улучшения алгоритмов шумоподавления, обработки деталей и цвета, Sony поведала о новой функции коррекции дифракционных искажений, вносимых оптикой. Вообще на оптической системе новинок стоит остановиться поподробнее. Это самый острый вопрос, который поначалу может сдерживать популярность камер. Формально, новые альфы совместимы с оптикой для NEX (байонет Е). Однако раскрыть возможности полнокадровых матриц способны лишь новые объективы с маркировкой FE. Применение оптики Sony NEX в паре с A7 и A7R означает полуторный кроп изображения или же капитальное виньетирование. Впрочем, сами камеры умеют управлять кропом автоматически. Существующие пользователи системы Sony NEX, желающие произвести апргрейд и не мириться с урезанием кадра, будут вынуждены покупать и новую FE-оптику. Пять таких объективов были представлены в ходе анонса камер — Carl Zeiss Sonnar T* FE 35 mm f/2.8 ZA, Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 mm f/1.8 ZA, Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 24-70 mm f/4 ZA OSS и Sony FE 28-70 mm f/3.5-5.6 OSS. По планам Sony, до конца 2015 года коллекция FE оптики будет насчитывать 15 моделей.

Также компания проявила заботу о пользователях SLT-камер с байонетом А, выпустив сразу два адаптера. LA-EA3 позволяет устанавливать объективы с байонетом A на камеры А7 и A7R, а переходник LA-EA4 со встроенным полупрозрачным зеркалом дает все преимущества технологии SLT.

Быстрый затвор обеих камер умеет отрабатывать выдержки от 1/8000 с до 30 с. Выдержка также может задаваться в полностью ручном режиме (Bulb). А что касается видео, то здесь никаких сюрпризов: обе камеры способны записывать ролики в разрешении Full HD с частотой 60 полных кадров в секунду со стереозвуком в формате AVCHD. Фотоаппараты умеют записывать звук и от внешнего микрофона, программно задавать уровень громкости, а также выводить видеопоток по HDMI каналу в реальном времени. Подробно говорить о качестве съемки мы пока не будем. В нашем распоряжении есть несколько кадров, сделанных на презентации, а также набор официальных сэмплов от Sony, которые могут выглядеть получше.

Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c
Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c

Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c
Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c

Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c
Sony A7, ISO 100, f/6.3, 1/200 c

А это уже официальные тестовые снимки от Sony. EXIF-данные не выдают никакого подвоха, но все же мы не будем спешить с выводами и опубликуем собственные сэмплы во время полного тестирования камеры.

Sony A7R, ISO 3200, f/5.6, 1/40 c
Sony A7R, ISO 3200, f/5.6, 1/40 c

Sony A7R, ISO 100, f/1.4, 1/320 c
Sony A7R, ISO 100, f/1.4, 1/320 c

Sony A7R, ISO 100, f/5.6, 1/125 c
Sony A7R, ISO 100, f/5.6, 1/125 c

Sony A7R, ISO 400, f/11, 1.3 c
Sony A7R, ISO 400, f/11, 1.3 c

Дуэт Sony A7 и A7R оснащены приемопередатчиками Wi-Fi и модулями NFC для быстрой настройки беспроводного соединения с мобильными устройствами. Sony продолжает развивать собственный сервис Play Memories, пополняя список мини-приложений, которые можно загрузить в камеру. Sony Play Memories позволяет планшету или смартфону работать в режиме удаленного видоискателя и дистанционно управлять параметрами съемки, а также копировать данные по воздуху и загружать их в социальные сети. Помимо Wi-Fi, дистанционно управлять спуском позволяет встроенный ИК-сенсор, а также возможно использование проводного пульта.

Питание камер осуществляется от батареи NP-FW50 емкостью 1080 мАч, полного заряда которой хватит на 340 снимков (по данным тестирования CIPA). Увеличить это значение вдвое позволит батарейная ручка VG-C1EM, анонсированная наряду с фотоаппаратами.

Sony Cyber-shot DSC-RX10

Как следует встряхнуть рынок суперзумов призвана еще одна продвинутая новинка — Sony Cyber-shot DSC-RX10. По большому счету, в этом сегменте давно не происходило ничего существенного. Камера является своеобразным недостающим звеном между RX100 II и RX1, а ее ближайшими конкурентами можно считать Canon PowerShot G1 X и даже Leica X Vario.

Общий вид Sony RX10
Общий вид Sony RX10

Назвать новинку компактным суперзумом на самом деле сложно. Это особенная навороченная камера с довольно внушительными габаритами, весом и массивным объективом с невысокой кратностью зума. Перед нами, по сути, компромиссная комбинация размеров сенсора, светосилы объектива и кратности зумирования. Sony RX10 предназначена в первую очередь для тех, кто желает приобрести устройство типа «все в одном», но в то же время и для тех, кто не удовлетворен качеством снимков с обычных ультразумов с сенсором формата 1/2.3".

Технические характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX10

Класс

продвинутая компактная камера

Матрица

Exmor R CMOS, 20 Мп, формат 1" (13,2 x 8,8 мм)

Объектив

Carl Zeiss Vario Sonnar T* 24–200 мм F2.8

Формат снимков

JPEG, RAW (максимальное разрешение 5472 x 3648)

Формат видео

MPEG-4, AVCHD (1920 х 1080, 60 fps)

Диапазон светочувствительности

ISO 125–12800

Диапазон выдержек

1/3200–30 с

Экран

Xtra Fine LCD, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1 228 000 точек

Видоискатель

электронный, разрешение 1.44 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0.7х

Вспышка

встроенная, ведущее число 10.2 м при ISO 200

Wi-Fi

встроенный модуль Wi-Fi + NFC

Память

карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo

Интерфейсы

USB/AV, HDMI

Аккумулятор

Li-Ion, NP-FW50, 1100 мАч

Габариты и вес

129 x 88 x 102 мм, 813 г

Дизайн и эргономика

По своему внешнему виду Sony RX10 больше всего напоминает классический ультразум. Габариты камеры и ее вес вполне сопоставимы с размерами зеркалок. Оснащение органами управления тоже довольно богатое. Взгляните сами.

Корпус камеры имеет более плавные контуры в сравнении с А7 и также выполнен из магниевого сплава. Передняя панель содержит скошенную сверху рукоятку с размещенными на ней кнопкой спуска, кольцом управления зумом и рычажком включения питания. Справа от объектива находится переключатель режимов фокусировки. Рукоятка и обе боковых панелей также прорезинены.

Правая боковая грань корпуса Sony RX10
Правая боковая грань корпуса Sony RX10

Верхняя панель содержит селектор режимов съемки, встроенную вспышку и «горячий башмак», блок видоискателя и пару отверстий стереомикрофона. Но главной неожиданностью здесь стал дополнительный монохромный ЖК дисплей, присутствующий исключительно в профессиональных зеркальных камерах. Справа от него имеется диск экспокоррекции и одна программируемая клавиша.

Верхняя панель корпуса Sony RX10
Верхняя панель корпуса Sony RX10

Тыльная сторона корпуса Sony RX10
Тыльная сторона корпуса Sony RX10

Заднюю панель также легко спутать с панелью DSLR камеры. Помимо глазка видоискателя и наклонного дисплея здесь расположено колесико управления, навипад с центральной клавишей ввода, кнопки входа в меню и режим просмотра, кнопка быстрого старта видеосъемки, блокиратор экспозиции, клавиша удаления снимков и многофункциональная клавиша Fn.

Отсек для батареи и карты памяти на нижней панели Sony RX10
Отсек для батареи и карты памяти на нижней панели Sony RX10

Разъемы под заглушкой на левой боковине Sony RX10
Разъемы под заглушкой на левой боковине Sony RX10

Как и Sony A7, RX10 оснащается сокетами для подключения внешнего стереомикрофона и наушников. Похоже, на таких мелочах решили не экономить и оснастили камеру по максимуму. Отсек для карты памяти вынесен отдельно на правую боковину, а не совмещен с батарейным отделением.

Дисплей, видоискатель

Дисплей Sony RX10 имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 1 228 000 точек, но не поддерживает сенсорный ввод. Как и в Sony A7, предусмотрено 5 ступеней регулировки яркости и специальный режим для съемки на солнце. Наклонный механизм позволяет размещать экран под углом 85 градуса вверх и 45 градусов вниз.

А вот видоискатель оказался не так хорош в сравнении с Sony A7. Разрешение его матрицы почти вдвоем меньше и составляет 1.44 млн. точек. Интерфейс управления отлично проработан и легко перенастраивается — шесть клавиш являются перепрограммируемыми.

Функциональные возможности

20-мегапиксельный Exmor R CMOS сенсор формата 1”, на базе которого построена Sony RX10, уже использовался в компакте Sony RX100 II и отлично там себя зарекомендовал. Однако предел настройки чувствительности матрицы был изменен с ISO 160-25600 у Sony RX100 II на ISO 125-12800. Процессор камера получила тот же, что и фуллфреймы A7 и A7R. Он не только мощнее чипа предыдущего поколения, но и содержит ряд новых фишек, таких как переработанный алгоритм шумоподавления и функцию коррекции дифракционных искажений. Частота серийной съемки составляет 10 кадров в секунду в полном разрешении с непрерывной автофокусировкой.

С системой контрастной автофокусировки связано еще одно важное улучшение. А именно — новый гибридный мотор. О нем Sony отдельно поведала в ходе презентации камеры. Стандартный ультразвуковой мотор дополняется новым пьезоэлектрическим актуатором, который позволяет управлять движением линз более быстро и главное более точно. Принцип фокусировки по контрасту основан на многократном перемещении линз и их остановкой в нужный момент как раз и занимается актуатор. Высокая частота серийной съемки и быстрая автофокусировка очень пригодятся при съемке спортивных состязаний и прочих динамичных сцен. А вообще, было бы интересно сравнить системы контрастной автофокусировки Sony и Panasonic.

Основной фишкой фотоаппарата является несменный зум-объектив Carl Zeiss Vario Sonnar T* 24-200 мм с постоянной шириной диафрагмы F2.8 во всем диапазоне зумирования. Сам диапазон, конечно, не столь велик, как у классических ультразумов, но здесь была сделана ставка именно на качество изображения. Объектив содержит два управляющих кольца — для зумирования и ручной фокусировки, а также для ручной установки значения диафрагмы. При этом изменение диафрагмы может осуществляться бесшумно (удобно во время видеозаписи) либо с характерными щелчками. Объектив снабжен нейтральным светофильтром снижающим экспозицию на три стопа.

Новый процессор BIONZ X особенно здорово проявляет себя при съемке видео. Видео записывается в Full HD с частотой 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой и битрейтом 28 Мб/с. Как уже упоминалось, для записи звука может использоваться внешний стереомикрофон. Но главным нововведением следует считать использование всей площади сенсора для захвата одного кадра в полном разрешении и аппаратном преобразовании в видеофрейм с разрешением 1920х1080 пикселей. Видео может выводиться напрямую через HDMI интерфейс в режиме реального времени.

Беспроводные возможности точно такие же, как и у Sony A7/A7R. Более подробно мы исследуем их в ходе полноценного тестирования.

Предварительные выводы

Во-первых, фуллфреймы становятся доступнее и компактнее. Это хорошая новость для тех, кто не хотел бы покупать зеркалку, но не имел по сути никакой альтернативы. В следующем году можно ожидать массового выхода подобных решений и от конкурентов. А в этом году чем-то похожим нас порадует еще и Nikon. По крайней мере, слухов о компактом фулл-фрейме становится все больше.

Во-вторых, надо признать, что недостаточно просто выпустить full frame аппарат с байонетом Е. Нужно также обеспечить достойный выбор соответствующей оптики. У Canon и Nikon есть что предложить пользователям, при этом цена на некоторые объективы очень демократична. Стоит ли ждать доступной FE-оптики от Sony — большой вопрос. Сами же камеры (A7 и A7R) оценены вполне адекватно. Младшая модель будет стоить 59 900 рублей за комплект без объектива и 71 900 — за комплект с объективом 28-70/2.8. Sony A7R без объектива будет стоить 83 900. И это значительно меньше суммы, которую просили за RX1 и RX1R.

Sony Alpha A7 и A7R на презентации в Москве
Sony Alpha A7 и A7R на презентации в Москве

Что касается Sony RX10, то новичок смотрится довольно интересно и многообещающе. Это дорогая, но максимально универсальная камера. Sony сэкономила лишь на видоискателе, но в остальном оснастила фотоаппарат всем самым современным. Но стоит заметить, что до сих пор никому еще не удавалось создать единую камеру под запросы абсолютного большинства — компактную, со светосильным зум-объективом и крупным сенсором. RX10 поступит в продажу одновременно с A7 и A7R, в начале декабря, и будет стоить 49 900 рублей.


Автор
Юрий Соловьев

Комментарии