Финальный тест наушников: тип - мониторные. 9 участников!

V_A_N, 

На какие модели мониторных наушников обратить свой взор меломанам? А просто музицирующим для души? А перезаписывающим (сжимающим в Мр3) музыку? А заядлым геймерам? На эти и некоторые другие вопросы и постараюсь ответить в ходе сегодняшнего тестирования. А тест обещает быть необычным, поскольку подобрались модели с характером...

Измерения

В силу ограничений любой методологии измерений корректно сопоставлять измеряемые АЧХ можно только в рамках одного сравнительного теста (да и то с оговорками). Например, сравнивать АЧХ мониторных наушников с АЧХ протестированных ранее «накладок» во всей полосе частот было бы опрометчиво. Еще раз подчеркну: реальный уровень низких частот очень сильно зависит от силы и «плотности» прижима наушников. Короче, 100%-ный прогноз, как зазвучат наушники на конкретной голове, никому давать не советую. Специфика облегающих ухо Circum Aural состоит в том, что динамик нагружен на иной акустический объем, а это приводит к необходимости коррекции не только средних частот.

Измерения проводились с помощью снова взятой напрокат LspCAD Std 5.22. Во избежание недоразумений спешу проинформировать – программа эта коварна, и чтобы получить состоятельную оценку АЧХ, целесообразно произвести не один десяток измерений с отбором одной средней в статистическом смысле. Как неизбежное следствие, разброс на определенных частотах остаётся порой весьма существенным, потому интерпретировать надо очень осторожно. Например, АЧХ для Koss Pro4AA упорно не желала совпадать, другими словами, кучно ложиться, и с каждым новым измерением получался слишком своеобразный результат. Подозреваю, сие вызвано сильными отражениями звуковых волн внутри наушника, под амбушюрами.

Никакое сглаживание, даже элементарное, измеренных АЧХ не производилось! Комментировать фазо-частотную характеристику (кривая красным пунктиром), извиняйте, не считаю нужным. Специалисты сами разберутся, остальным – не шибко и надо.

Beyerdynamic DT880: за исключением области баса, очень ровная АЧХ, холмики на 5 и 9 кГц кашу маслом не испортят, выше 10 кГц рекордно мощные частотные компоненты
Увеличить

Beyerdynamic DT880: за исключением области баса, очень ровная АЧХ, холмики на 5 и 9 кГц кашу маслом не испортят, выше 10 кГц рекордно мощные частотные компоненты

Denon AH-G500: уникальная АЧХ, высокие частоты (от 4 до 20 кГц) значительно превуалируют
Увеличить

Denon AH-G500: уникальная АЧХ, высокие частоты (от 4 до 20 кГц) значительно превуалируют

Koss Pro4AA: характерный пример АЧХ узко специализированных наушников
Увеличить

Koss Pro4AA: характерный пример АЧХ узко специализированных наушников

Koss TD-61: на средних частотах даже не Эльбрус, а Джомолунгма :)
Увеличить

Koss TD-61: на средних частотах даже не Эльбрус, а Джомолунгма :)

Pioneer Monitor 10R: холмище в области 1 кГц – не к добру, узкое ущелье на 7.5 кГц – простительно
Увеличить

Pioneer Monitor 10R: холмище в области 1 кГц – не к добру, узкое ущелье на 7.5 кГц – простительно

Sennheiser HD202: бюджетность сильно сказалась на АЧХ…, но среднечастотная выпуклость на практике себя еще покажет
Увеличить

Sennheiser HD202: бюджетность сильно сказалась на АЧХ…, но среднечастотная выпуклость на практике себя еще покажет

Sennheiser Hd212Pro: зубчик на 4..5 кГц и проломчик на 3.5 кГц АЧХ не красят, остальное – на твердые хорошо
Увеличить

Sennheiser Hd212Pro: зубчик на 4..5 кГц и проломчик на 3.5 кГц АЧХ не красят, остальное – на твердые «хорошо»

Sennheiser HD580: спад на низких частотах начинается слишком рано, на средних и высоких частотах наблюдаем результат задуманной эквализации по диффузному полю
Увеличить

Sennheiser HD580: спад на низких частотах начинается слишком рано, на средних и высоких частотах наблюдаем результат задуманной эквализации по диффузному полю

Technics DJ1210: еще один пример АЧХ узкоспециализированных (диджейских) наушников
Увеличить

Technics DJ1210: еще один пример АЧХ узкоспециализированных (диджейских) наушников

Экспертное прослушивание и опытная эксплуатация

Задействованные источники звука:

• Ресивер Pioneer 512 в связке по аналогу с DVD плеером Pioneer 565A
• Профессиональная карта EMU
• Мультимедийно игровая Creative Audigy2
• Встроенный в компьютерную «материнку» шестиканальный кодек ALC-650
• Добротный музыкальный центр (комбо)
• Типичный Мр3-плеер без эквалайзера и настройки тембра
• HDD Мр3-плеер iPod mini (имеется многополосный эквалайзер)
• HDD Мр3-плеер Creative MuVo2 (встроенный четырехполосный эквалайзер!)
• HDD Мр3-плеер MPIO HD200

В качестве эталонных наушников выступали:

• Оппонент – элитарные Sennheiser HD590 (300 Ом)
• Референс – универсальные профи-хайфайные Sennheiser 265 Linear (150 Ом)

Дополнительный звуковой материал:

• Гибридный SACD диск (44.1 кГц + конвертация в DSD из 192 кГц PCM)
• DVD-Audio диск (6 каналов 24 бит 96 кГц), прилагаемый к коробочной Audigy-2
• CD-audio диск аудиофильской подборки от Naim
• Игра Need for speed Underground 2

Методика экспертизы качества звучания и комфортности при эксплуатации была аналогична использованной ранее /1,2/ и не противоречила основным требованиям МЭК 268.13.

Сразу возникает вопрос – стоит ли платить под 200 уе или предпочесть наушники за 50–100? Ответ: это зависит от вашего слуха и рода деятельности. Истинно мониторных наушников, чтобы были недорогими, пока не встречалось. А вот отличных домашне-«хай-файных» около 50 уе (или чуть дороже) немало.

Другой частый вопрос – существенна ли разница между бытовыми наушниками за 30 и 60 уе? Ответ: как правило, да, существенна. Выражается в основном в задире на средних частотах. И если слух чувствителен, наслаждения не ждите. Однако, это очень скользкий ценовой диапазон. Можно нарваться и на противно звучащие наушники за ~100 уе.

Предвижу еще один вопрос: есть ли смысл в продвинутых записях SACD и DVD-audio, обзаведясь только наушниками, которые обеспечивают воспроизведение ультразвукового диапазона частот (выше 20 кГц). К сожалению, отсутствовала возможность полноценно протестировать, насколько хороши наши «мониторы» в ультразвуке, ведь он не слышим человеческими ушами-мозгами, а лишь стимулирует восприятие «классических» частот (которые до 20 кГц). Так что вопрос остается открытым. Рискну предположить, без многоканальных акустических систем с ультра твитерами здесь не обойтись… Тем более, что растащить источники звука в пространстве, натуралистично расставив их по своим местам – наушникам, даже аудиофильски-мониторным, еще придется крепко постараться.

Проведенное сравнение тестируемых «мониторов» с наушниками-накладками озадачило не на шутку. Так, прошлые Koss Porta Pro /2/ оказались намного басовитее всех сегодняшних участников теста. Средние частоты предельно аккуратно воспроизводят лишь дорогие «мониторы», а звучание здоровенных хай-файных довольно близко к хорошим компактным «накладкам». Тоже самое можно сказать и о высоких частотах.

Пару слов о наушниках, не участвовавших в данном тесте. Если хотите умопомрачительного баса, то рекомендую открытые Sennheiser HD590. И верхушки, и средние частоты подстать низам, без преувеличения, по-аудиофильски роскошные. Посадка – волшебно нежнейшая. Одно слово, шедевр! Редчайше сбалансированное звучание у закрытых универсалов Sennheiser HD265 Linear: все частоты, включая бас, на должном, тщательно выверенном уровне. Посадка профессиональная, рассчитана на долгое прослушивание, но без резких кивков-подскоков. Предупреждаю, отмеченные Шеннхейзеры, увы, до-ро-ги-е… Так, теперь из попроще. Хорошо басят и удовлетворительно звенят демократичные по цене полуоткрытые Philips HP890. Огромные амбушюры, даже на Чебурашку налезут. Правда, средние частоты прорабатываются с трудом (но без скрипа :)). Очень достойный глубоко упругий бас и приемлемая звонкость у недорогих Koss R45/35. Безусловно, есть и другие удачные модели мониторных наушников, о чем обязательно с вами поделимся в будущем.

Впечатления от тестового прослушивания и эксплуатации в краткой форме «за»/«против» сведены в итоговую таблицу. С некоторым новым музыкальным материалом, использованным при прослушивании, как и раньше, можно ознакомиться на http://ai.obninsk.org/relax.php3 и на www.uni-scope.com.

Заключение

За

Против

Denon AH-G500
64 USD*
• самое прозрачное звучание в тесте
• отличный (по Hi-Fi меркам) бас
• звончайшие высокие
• мягки и удобны, как любимые домашние тапочки
• легкие!
• несущая конструкция – сплошь из пластмассы
• фиксация на голове может разболтаться со временем при активном использовании
• увеличивают, как через лупу, огрехи и шумы некачественных записей
Sennheiser HD580
183 USD*
• почти аудиофильские, профессионально аристократичные
• в звучании нет заметного окрашивания на всех частотах
• добная, но при этом чёткая и «цепкая» посадка
• исключительно изящные, очень аккуратно смотрятся на голове
• отчасти обезжиренный бас (особенно на бюджетных источниках звука)
• кусающаяся цена
• нейтральная изысканность звучания кому-то может быстро наскучить
Beyerdynamic DT880
187 USD*
• вкрадчиво подкупающее звучание, одна из вершин Hi-Fi
• утонченно звонкие, высокие
• хорошо проработанная середина
• большие прохладные амбушюры
• абсолютно ненапрягающая посадка
• частичное ослабление излучения звука наружу
• топорный дизайн
• скуповато дозированный бас
• с непривычки ошеломляющая цена
Sennheiser HD212Pro
49 USD*
• удачно сбалансированное по всем частотам звучание
• приятно басовиты
• универсальны (DJ, Home, Mp3 плеры)
• приличное звукопоглощение
• ощутимая шумоизоляция
• на голове большого размера нижняя часть амбушюров прижимается слабовато
Pioneer Monitor 10R
139 USD*
• высокая чувствительность
• на голове любых размеров сидят как влитые
• амбушюры и отделка оголовья из натуральной кожи
• отменный дизайн
• сугубо узко профессиональный инструмент
• своеобразно стерильное звучание
• неокрепший басок
• увесистые
Sennheiser HD202-V2
28 USD*
• более-менее достоверное звучание
• завидная басовитость
• действительно закрытые
• как выход звука наружу, так и проникновение шума извне уменьшены
• упрощенность во всем
• скованная динамика
• с прижимом та же проблема, что и у HD212Pro
Technics DJ 1210
125 USD*
• высококлассные диджейские наушники со специфическим звучанием
• хорошие звукопоглощение и звукоизоляция
• супер надёжность
• оригинальная конструкция
• не лучший выбор для домашнего прослушивания музыки
Koss Pro 4AA Titanium
91 USD*
• узкоспециализированное звучание
• «военное» по крепости исполнение
• малое излучение звука вовне
• тяжелые
• только для специфической работы в студии или аппаратной
Koss DT61
? USD*
• удобная посадка
• малый вес
• подойдут для речи, спокойной мягкой музыки и подзвучки в офисе
• рок противопоказан
• желателен эквалайзер
* Указаны розничные цены магазина «Плеер.ру».

Таким образом, тест выявил чрезвычайно важные особенности, присущие наушникам мониторного типа. Далеко не все из них можно рекомендовать для прослушивания музыки, игр и развлечений. Слишком сильно сказывается профессиональная специфика, или характерные черты, как доставшиеся по наследству, так и приобретенные на бытовом поприще.

Как и следовало ожидать, полноценного соревнования между претендентами в нынешнем тесте не получилось. Ну как может соревноваться прыгун в высоту с прыгуном в длину? Да, оба мастера спорта, да, оба отлично прыгают, но посоревноваться друг с другом они могут только по эстетическим качествам. Яркий пример: проучаствовавшие в тесте сугубо «профильные» Koss.

Очень понравились разумной цены «хайфайные» Denon, хотя они сильно раскрашивают звук на высоких частотах. В этих наушниках вы услышите массу микродеталей, причем незамутнённых приятным глубоким басом, и вновь откроете для себя сто раз переслушанные записи. Однако берегитесь: плохой источник звука Denon усугубляют до головной боли. Чувствительный слух выловит все артефакты даже такого высокого битрейта, как 256 кбит/с. Подружатся не со всяким плеером. Для контроля качества записи – подойдут, для сведения и мастеринга – нет.

Отдельно отмечу парочку внушающей уважение стоимости: Sennheiser HD-580 и Beyerdynamic DT880. У этих наушников схожее (до ~10 кГц) звучание. И те и другие очень даже подойдут для прослушивания музыки дома (когда есть возможность прибавить баса), и с успехом могут применяться в серьезных делах, а так же в играх благодаря отличной локализации в стерео. Хорошо согласуются с компьютерными аудио картами, включая добротные встроенные. Для записи и прослушивания такого неудобоваримого жанра как классическая музыка – мечта, а не наушники.

Весьма недешёвый мониторный (без дураков?) «Пионер», думаю, распознают-оценят только профессионалы на своих рабочих местах.

От более чем стобаксового специализированного «Текникса» в диком восторге будут все диджеи, а командные геймеры – просто в отпаде, но не меломаны.

Лучшее соотношение «цена/звук» однозначно за Sennheiser HD212Pro. Воистину универсальные наушники. Им что плеер, что ресивер, что компьютер – по барабану. Порадуют и геймеров, и меломанов, и диджеев.  Еще бы на голове сидели поудобнее – цены бы не было. А вот их аналог – бюджетные Sennheiser HD202 – на мой взгляд, могли бы быть ещё чуть подешевле, тогда разметались бы со свистом.

P.S.

Шедевры в стане мониторных наушников появляются раз в десять лет, а то и реже. Цена – всяко намного выше среднего. Раскупаются с толком, с расстановкой, причем людьми понимающими, куда деньги вкладывать. Так что не смущайтесь почтенной даты года выпуска.


Редакция благодарит Интернет-магазин "Плеер.ру" за любезно предоставленные на тестирование экземпляры наушников.
Автор
V_A_N

Комментарии

Загрузка...