Panasonic SDR-S50: стандартное разрешение, большие возможности

Ренат Якубов, 

Потребительские видеокамеры ныне ориентированы на высокое разрешение. Но некоторые люди не горят желанием обновлять свой домашний кинотеатр, поэтому продолжают выпускаться устройства, обеспечивающие работу лишь с роликами стандартного разрешения. Эти девайсы в массе своей относятся к самой бюджетной ценовой категории, а потому серьезно ограничены в плане функционала. Камера Panasonic SDR-S50 является приятным исключением — сохранив низкую цену, она может предложить нам многое.

Первое, на что обращаешь внимание, взяв в руки камкордер Panasonic SDR-S50 — его вес. Камера непривычно легкая — всего двести двенадцать граммов. Это без учета массы аккумулятора и карты памяти, но добавляют они совсем не много. В результате во время съемок рука не устает даже у человека нетренированного. Немаловажен тут и тот факт, что, несмотря на компактность и легкость, камера традиционной формы; она не выполнена в виде «пистолета», что встречается у дешевых камкордеров и комбинированных фото-видеоустройств. Это плюс, на мой взгляд — хотя эксперименты с эргономикой и призваны упростить работу с камерой, получается это далеко не всегда. Ну а классика — вариант беспроигрышный.

Дизайн Panasonic SDR-S50
Дизайн у камеры Panasonic SDR-S50 классический

Две стороны камеры существенно отличаются по внешнему виду, и это разумное решение. Левая, с ЖК-экранчиком, нарядная, глянцевая. Доступны четыре варианта расцветки: черный, красный, синий и золотой; в любом случае имеются серебристые вставки. Какой цвет выбрать — дело вкуса; у нас был красный. Правая часть корпуса совсем иная, она имеет слегка изогнутую, эргономичную форму, и выполнена из черного, «шершавого» пластика. Он нужен для того, чтобы камкордер не выскальзывал из руки оператора — ну и следов от пальцев на таком материале не остается, что тоже немаловажно.

Захват камеры Panasonic SDR-S50
Захват камеры удобен как своей формой, так и примененным для его создания материалом

Камера не производит впечатление сверхпрочной, но собрана она вполне добротно — все детали плотно пригнаны, ничто нигде не скрипит. Единственным значимым нюансом конструкции является внешнее расположение аккумулятора: с одной стороны, его удобно менять, с другой, контакты не защищены от влаги. Но требовать водостойкости от столь бюджетного камкордера было бы странно, так что считать такую особенность недостатком нельзя. Да и в более дорогих камерах от Panasonic батарея расположена ровно таким же образом.

Аккумулятор Panasonic SDR-S50
Аккумулятор у Panasonic SDR-S50 расположен вовне корпуса, а не внутри

Органы управления расположены в стандартных для себя местах. Несколько смещена лишь кнопка старта и остановки записи — она все так же расположена в задней части корпуса, но несколько правее, чем это принято у других производителей. Однако каких-то серьезных неудобств в связи с этим не возникает, а владельцам камер Panasonic оно и вовсе привычно. Ну а на том месте, где эта кнопка обычно находится, мы можем увидеть рычажок переключения между режимами съемки и воспроизведения отснятого. Тоже востребованная функция, так что удобство доступа к этому переключателю не помешает.

Верхняя часть корпуса Panasonic SDR-S50

В верхней части корпуса находится кнопка фотосъемки, а также рычаг управления зумом объектива. Чуть левее — клавиши включения оптического стабилизатора изображения, а также выбора ручного или автоматического режима управления экспозицией. В этой же части камеры расположен микрофон и гнездо для подключения внешнего блока питания. Аккумулятор может заряжаться прямо в камкордере, в некоторых ситуациях это удобно. Однако в том случае, если у вас имеется несколько батарей, внешнее зарядное устройство предпочтительней, так как камера не оказывается привязанной к розетке на время подзарядки.

Органы управления Panasonic SDR-S50
Под экранчиком находится немало интересного...

Остальные элементы управления расположены на рамке ЖК-экранчика, и под ним. На корпусе камеры мы найдем кнопки включения-выключения, удаления отснятого материала, длительной записи, а также разъемы для подключения кабелей (USB и композитного).

Здесь же находится гнездо для карты памяти, причем поддерживаются не только широко распространенные ныне SD (до двух гигабайт) и SDHC (до тридцати двух гигабайт), но перспективный формат, только начинающий выходить на рынок — SDXC. Более высокая скорость обмена данными, которую он принесет, останется при съемке невостребованной, камера записывает данные не слишком быстро, максимально возможный поток — десять мегабит в секунду. Но вот в том случае, если вы хотите быстро «скинуть» на компьютер отснятое, да еще используете для этого адекватный кардридер, большие скорости пригодятся, так как новые карты могут быть весьма впечатляющего объема, до шестидесяти четырех гигабайт. Если скорость передачи мала, процесс запросто может затянуться на пару часов, что неприемлемо. Впрочем, четырех гигабайт памяти хватает для записи пятидесяти минут видео максимального качества, поэтому заполнить емкую карту памяти будет очень непросто.

Элементы управления Panasonic SDR-S50 на рамке экрана
…да и на рамке экрана есть элементы управления, хотя сам он — не сенсорный

На рамке экрана камеры мы найдем кнопку «Меню», многофункциональный джойстик, и клавишу «AF/AE». Все, внешний обзор камкордера можно считать законченным.

Так что же, мы не нашли ничего необычного для бюджетной камеры? На первый взгляд так оно и есть: отсутствует башмак для установки аксессуаров, нет гнезда для подключения внешнего микрофона, даже резьбы на объективе нет, так что фильтры и насадки не поставишь. Резьба для установки камеры на штатив в нижней части корпуса имеется, но это вещь стандартная. Комплект поставки тоже типовой: инструкция, CD-диск с софтом, блок питания для подзарядки аккумулятора, да два кабеля, композитный и USB. Так где же декларировавшиеся в заголовке статьи большие возможности?

Комплект поставки Panasonic SDR-S50
Комплект поставки типовой — диск, инструкция…

Самые внимательные читатели могли обратить внимание на наличие на корпусе Panasonic SDR-S50 двух клавиш — «AF/AE», а также выбора ручного или автоматического метода коррекции экспозиции. Это именно те функции, которые у подавляющего большинства бюджетных (да и не очень) камер днем с огнем не сыщешь. Зато часто встречаются суррогаты: так, «ручным режимом» могут обозвать возможность немного скорректировать выбранные камерой значения выдержки и диафрагмы. Иногда речь и вовсе идет о выборе типа сцены.

Комплектные кабели Panasonic SDR-S50
…а также пара кабелей

А вот в случае с Panasonic SDR-S50 все честно — в ручном режиме можно задать как выдержку, так и диафрагму, причем независимо. Можно увеличить и уровень усиления сигнала, но это уже лишь в том случае, если диафрагма полностью открыта. Но это скорее «защита от новичка», чем ограничение: большинство покупателей бюджетных камер слабо знакомы с техническими особенностями видеосъемки, поэтому их стоит оградить от таких комбинаций настроек, которые приведут к серьезному падению качества картинки (а усиление сигнала как компенсация прикрытой диафрагмы именно такой комбинацией и является). К тому же прикрывать диафрагму при не слишком ярком освещении стоит лишь для управления глубиной резкости создаваемого изображения, а у карманных камкордеров картинка и так вся резкая, в силу чисто физических причин.

Режим выбора объекта у Panasonic SDR-S50
Режим выбора объекта «AF/AE» весьма полезен в некоторых съемочных ситуациях

Режим выбора объекта, на который будут ориентироваться системы автоматической фокусировки и экспонометрии (включается кнопкой «AF/AE») тоже нечасто встретишь у камер такого уровня. Используя данную функцию, мы можем указать наиболее интересующий нас объект. Это очень полезно при съемке людей, например: человек может перемещаться — и он должен все время оставаться в фокусе. Фон за ним может быть очень темным или светлым — но мы заинтересованы в том, чтобы нормально отображалось лицо, а не фон. И все это возможно благодаря описываемому режиму.

Подключение блока питания Panasonic SDR-S50
Блок питания может подключаться непосредственно к камере

Правда, работа с ним организована не столь удобно, как у более дорогих камер Panasonic, вроде тестировавшейся нами HDC-TM700. Причина в том, что ЖК-экран SDR-S50 не является сенсорным, а что может быть более естественным, чем прикоснуться пальцем к изображению интересующего объекта? Но приходится действовать иным образом. Сперва нажимаем кнопку «AF/AE», в центре кадра высвечивается небольшой прямоугольник. Теперь необходимо сделать так, чтобы изображение интересующего нас объекта оказалось внутри его границ, после чего клавишу «AF/AE» требуется нажать повторно. Все, слежение за объектом начато, и он теперь может перемещаться по кадру как угодно.

Блок питания Panasonic SDR-S50
Блок питания Panasonic SDR-S50

Имеется и режим ручной фокусировки — впрочем, работать с ним тоже не столь удобно, приходится активно пользоваться джойстиком. Однако не надо забывать о том, что большинство камер такого уровня вообще фокусируется лишь автоматически, так что жаловаться не на что.

Стабилизатором изображения никого нынче не удивишь, хотя в бюджетных камерах он часто может быть не оптическим, а электронным. Электронный менее эффективен, да еще требует для своей работы резервировать часть площади матрицы, а они в современных камерах и так невелики. Поэтому оптический стабилизатор, конечно, предпочтительнее. Panasonic SDR-S50 оснащена именно таким — да еще очень совершенным! Эффективность его работы сопоставима с той, что демонстрируют стабилизаторы гораздо более дорогих камер. Причем помимо стандартного режима работы поддерживается и «Active Mode», хорошо подходящий, скажем, для гашения тряски, неизбежно возникающей во время ходьбы. В общем, и тут Panasonic не стал жадничать.

Зум Panasonic SDR-S50
Насадку или светофильтр перед объективом не установишь — нет резьбы

И это правильно, потому что кратность оптического зума Panasonic SDR-S50 более чем впечатляет — целых 78х! Достигнута она не за счет сверхширокого угла обзора, а, наоборот, за счет сверхдлинных фокусных расстояний, где стабилизатор просто необходим. Максимально доступное ЭФР переваливает за два с половиной метра — как у приличного любительского телескопа!

Разумеется, не стоит ждать того, что Вселенная раскроет SDR-S50 свои тайны, однако заснять лунный рельеф, кольца Сатурна или спутники Юпитера вполне можно — но снимать лучше со штатива, стабилизатор хорош, но не на столько, чтобы им можно было пренебречь на таких безумных фокусных расстояниях. На менее яркие и крупные объекты рассчитывать не стоит, тут уже скажутся фундаментальные физические ограничения (фотонный шум и дифракционный предел, если быть конкретным). Ничего не поделаешь, малый диаметр объектива накладывает свои ограничения.

Можно заснять и удаленные земные объекты, но тут тоже желательно яркое освещение, а солнечным днем вам уже будут досаждать тепловые потоки воздушных масс. Характерная «струящаяся» картинка — их вина. Короче говоря, большое фокусное расстояние объектива позволяет провести ряд любопытных экспериментов, но вы вряд ли будете его использовать в повседневной съемке.

Камера Panasonic SDR-S50 в красном корпусе
Panasonic SDR-S50 выпускается в четырех вариантах расцветки — красном, синем, черном и золотистом

Если читатель представляет себе устройство оптической системы камеры, то он уже мог предположить довольно малый физический размер ее матрицы (чем она крупнее, тем более габаритный нам потребуется при прочих равных объектив, особенно если речь идет об ультразуме). Так и есть, ее диагональ составляет всего 1/8 так называемого «видиконового» дюйма. Это много меньше, чем у ногтя на вашем мизинце, даже если он совсем невелик. Миниатюризация.

Panasonic SDR-S50, вид сбоку
Panasonic SDR-S50, вид сбоку

Однако можно ли получить со столь малой площади приличную картинку? Как показала практика, можно — если речь идет о достаточно хорошо освещенной сцене. Цвета адекватные — хотя, быть может, чуть более насыщенные, чем в жизни, но не ядовитые. Шум умеренный, резкость хорошая (что и неудивительно для видеокамеры стандартного разрешения).

Но вот при съемках в темноте цветопередача радикально ухудшается, а шумы столь же радикально возрастают. Однако тут ничего не поделаешь — если световой поток мал, мы упираемся в те самые фундаментальные ограничения, о которых уже говорили. Чтобы картинка была лучше, требуется собрать больше света, а значит, получаем гораздо более габаритные объектив и матрицу. Цена тоже возрастет, и резко. Так что при создании дешевых компактов инженеры мало что могут сделать — разве что и дальше совершенствовать софтверную обработку картинки.

Аккумуляторная батарея Panasonic SDR-S50
Фиксируем аккумулятор

Итак, представляет ли Panasonic SDR-S50 интерес? Безусловно, если вам не нужно видео высокого разрешения, и вы не планируете много снимать в условиях недостаточного освещения. Пристойный конструктив, широкие возможности контроля съемочных параметров, техническая оснащенность — все это плюсы данной камеры. Ну и, самое главное — цена, по данным Price.ru, SDR-S50 можно приобрести меньше, чем за восемь тысяч рублей. Причем сэкономить удастся не только на самой камере — она кодирует снимаемое видео в MPEG2, поэтому для обработки отснятого вам не потребуется дорогой компьютер (стандартный для камкордеров высокого разрешения формат AVCHD гораздо более ресурсоемок), да и программное обеспечение можно взять попроще. Ну а отсматривать получившиеся материалы можно с помощью обычного DVD-плеера и телевизора стандартного разрешения. В общем, Panasonic SDR-S50 дыру в домашнем бюджете не пробьет.


Автор
Ренат Якубов

Комментарии