Сравнительный тест наушников: вкладыши-капли-затычки, 12 участников + 1 вне конкурса!

Сергей Коротков, 

Речь пойдет о наушниках типа «вкладыши» (intra-arual), называемых в народе «затычками», «капельками» и еще Бог весть как...

Если у вас в загашнике не найдется ни одной пары наушников, пусть даже стареньких, невесть от чего доставшихся в придачу, то... вам неслыханно повезло! Теперь вы, благополучно миновав страдания-разочарования, можете прибрести действительно хорошие, продвинутые «ушные спикерфоны» (или, говоря на просторечном английском, earspeakers/earphones).

Наушники стали обязательным атрибутом нашей стремительно-суетливой, бегущей и скачущей жизни. Без них просто не по себе. Ни в домашней тишине, ни в гремящих салонах транспортных средств, ни на разнузданно-ленивом отдыхе. Конвейеры мировых ведущих фирм выплёскивают на рынок непрерывным потоком сотни разнообразных моделей наушников. Не отстают от них и поддельщики-подпольщики, прячущиеся не только за Великой китайской стеной. На прилавках возлежит такое пёстрое месиво (или массированное однообразие), что впору подвинуться рассудком.

Сегодня речь пойдет о наушниках типа «вкладыши» (intra-arual), называемых в народе затычками, капельками и еще кучей терминов. Данный тип наушников предназначен для  переносных аудиоустройств – МP3, CD, MD и прочих плееров всех мастей и калибров. Другой распространенный тип наушников – здоровенные, накладные с облеганием уха – исконно задумывался для применения со стационарной аудиоаппаратурой. Существует еще и условно-переходной тип – компактные, накладные без облегания уха, – который в последнее время переживает вторую молодость.

Необходимо отметить, что производители почти никогда не комплектуют свои портативные плееры достойными наушниками. Причины тривиальны – фокус со снижением цены, чтобы успешно соперничать с конкурентами, и подлизывание в угоду массовому покупателю-обывателю (мол, кому не нравится, докупят, что захотят).

Типичные наушники из комплектов к Мр3 плеерам

Типичные наушники из комплектов к МP3-плеерам.

В ходе тестирования будет выявлен абсолютный победитель (с раздачей пальмовых ветвей призерам), а также выработаны критерии самостоятельного выбора при покупке. С наушниками оставшихся типов предстоит разобраться в другой раз.

Упаковка

В стремлении привлечь внимание покупателей производители идут на неимоверные ухищрения, первым делом выдумывая яркую и броскую упаковку. Оную имеет смысл внимательно рассматривать только в том случае, если цена подозрительно низка (менее ~10 долларов). У коробки-подделки краски будут блеклыми, печать расплывчатая, плексиглас мутный и так далее. Сейчас продается много наушников ценой в районе 10 американских денег, и это наиболее сложная ниша с точки зрения выбора. С одной стороны, она уже кишит подделками, а с другой – фирменные модели крайне слабы по своим потребительским свойствам. Они, например, либо звучат посредственно, либо в среднестатистических человеческих ушах не держатся, либо заточены под конкретные «родственные» плееры.

Отсутствие оригинально упаковки (например, персональной запаянной коробочки) еще не означает, что наушники подделаны. Просто существует так называемая технологическая упаковка «без прикрас», посредством которой, как правило, продукция отгружается другим фирмам по ОЕМ-соглашению. Каким образом такая упаковка попадает к розничному продавцу – вопрос риторический. Главное – цена заметно ниже.

Технические характеристики

(включая сведения, заявленные производителем)

Частотный диапазон, Гц

Чувстви-
тельность,
дБ/мВ

Номинальное
сопротивление,
Ом

Максимальная входная
мощность, мВт

Вес, г

Диаметр мембраны, мм

Длина шнура, см

Потребительские модели (до 60 уе)

Sharp HP-MD33-S

20 .. 20000

105

16

?

5

?

65*

Pioneer SE-CL30

5 .. 23000

102

16

100

5

10

50*

Aiwa HP-VX101

5 .. 25000

107

16

40

5

13,5

50*

Koss The Plug

10 .. 20000

112

16

 

6

 

100

Sennheiser MX-400

18 .. 20000

?

32

125 dB SPL**

6

?

100

Sony MDR-ED31LP

8 .. 23000

108***

16

50

6

16

120

Sony MDR-E888LP

8 .. 27000

108***

16

50

7

16

120

Beyerdynamic DTX20

12 .. 22000

116

32

50

?

?

120

Cresyn IOps Axe599 JS

10 .. 24000

113

16

50

?

?

120

Эксклюзивные модели

Stax SR-001 mk2

20 .. 20000
(+/-2.. +/-4)

119

360000****

100/50

28

?

150

Audio-Technica ATH-CM7 SV

10 .. 45000

100

16

100

8

15,5

60*

Etymotic ER6

20 .. 16000

108

48

120 dB SPL**

?

-

?

Etymotic ER4S

20 .. 16000
(+/- 4 дБ)

108

100

120 dB SPL**

<28

-

?

* - метровый (реже чуть короче) удлинитель в комплекте
** - максимальный уровень развиваемого звукового давления относительно стандартного опорного 0.00002 Па
*** - для 1 кГц
**** - работают только через свой усилитель (-3дБ на 20 кГц, 5 .. 35 С, 0.1% при 1 кГц, 54 дБ, 60х24х120 мм, 102 грамма, питание от двух батарей AА)

Примечание №1: Регулятор громкости (на шнуре) имеется только у модели Beyerdynamic.
Примечание №2: Все наушники из теста, за исключением эксклюзивных, были произведены в КНР.

На какие параметры из вышеперечисленных стоит обращать внимание в процессе выбора в первую очередь? Да ни на какие! Самое важное – как наушники будут сидеть в ваших ушах и сочетаться с вашим источником звука. Впрочем, последнее можно попытаться предсказать, изучив значения модуля полного электрического сопротивления наушников и узнав выходное сопротивление источника звука (например, большинство встроенных аудиокодеков рассчитаны на 32 Ом). Повальное снижение разработчиком сопротивления наушников до 16 Ом вызвано стремлением повысить излучаемую акустическую мощность в связке с хиловатыми усилителями плееров, то бишь опять-таки завлечь нашего брата покупателя. Огромную роль играет, для какой именно частоты (от которой сильно зависит сопротивление) приводится заявляемое значение, но об этом чаще всего умалчивается... Что касается того, будет ли «костюмчик сидеть» – тут примерка «живьем» крайне желательна (увы, редко в каких магазинах продавцы относятся к этому с должным пониманием, но в "Плеер.ру" нас заверили, что всегда дают слушать наушники перед покупкой). Хотя если у наушников в комплекте есть несколько насадок разного размера и формы, то эта проблема имеет реальные шансы разрешиться положительно. Модели с разными насадками (из недорогих, участвующих в нашем тесте, их всего четыре) в таблице разместились в самой верхней части.

Теперь – о каждом из технических параметров по порядку (или на что смотреть во вторую очередь).

Частотный диапазон – для бытовых наушников измеряется производителем фактически «на глаз», по своей методике. Меньше всего обращайте внимание на эту характеристику (за исключением эксклюзивных моделей стоимостью от ~200 долларов и выше, для которых вывешивается чуть ли не персональная АЧХ). Особенно скептически относитесь к заявленной нижней (басовой) границе частотного диапазона. Впрочем, до 20 кГц или до 25 кГц обещают звенеть наушники – это тоже от лукавого, поскольку величина завала на этих частотах не указывается. Более того, для портативных плееров частотные составляющие выше примерно 16 кГц – нонсенс, так как у МР3-плееров они вырезаются сжатием с экономичными битрейтами, а у тех же кассетных убиваются лентой, усилением и прочим.

Чувствительность кое о чем говорит, но при условии, если указано, для какой частоты она измерена. В общем, чем выше, тем громче должны орать наушники, отрабатывая как самые тихие, так и самые мощные звуки. Однако эта характеристика свидетельствует лишь о том, как наушники будут орать, а не звучать (а также – насколько сильно шипеть в паузах), если выход усилителя плеера шумноватый.

Максимальная (паспортная) входная мощность опять-таки намекает лишь на потенциальную голосистость, никак не связанную с качеством звучания, если, конечно, не приведен коэффициент гармонических искажений (harmonic distortion). По данным некоторых исследований, привносимые наушниками искажения менее 1% в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10%. Так, для Sennheiser MX-400 официально указан 1% без уточнения полосы частот.

Диаметр мембраны, излучающей звук. Достаточно расплывчатый показатель, хотя, по идее, чем больше мембрана, тем басовитее могут быть наушники. Подчеркиваю – могут быть, а могут и не быть.

Для указанных значений веса (без шнура) и длины самого шнура комментарии, думаю, не требуются.

Самый важный (и тонкий) момент, к сожалению, остается за кадром. С одним плеером одни и те же наушники звучат хорошо, а с другим – не очень, а то и вовсе откровенно плохо. Зависит это от того, насколько хорошо уживутся друг с другом в динамике (то есть на реальной музыке) частотные отклики ЦАПа, усилителя мощности (какой-никакой, а присутствует) и, собственно, самих наушников. Тут без эмпирического опыта никак не обойтись.

Технические решения и дизайн

Вряд ли вы удивитесь, узнав, что ушные раковины у людей ощутимо отличаются по форме и по размеру. Как следствие, кому-то типичные вкладыши еле-еле втиснутся в уши, а у кого-то будут болтаться. Если же «затычки» сидят неплотно, то нормальных басов не ждите, как бы ни хороши были сами наушники. Производители раньше не понимали этой простой истины, но теперь прочухались и начали клепать наушники-вкладыши со сменными насадками разного размера и формы.

Следующий технический нюанс заключается в акустической открытости корпуса «вкладыша». То есть чтобы выровнять давления и повысить чувствительность наушников на низких частотах, корпус делают не герметичным, а с наружными отверстиями. Ясно, что подобные наушники будут раздражать окружающих излучением наружу утробно-цыкающих объедков звука и свободно пропускать извне все нежелательные шумы. Отверстия частенько маскируют, делая их малозаметными, прячут под дизайн. Из всех тестируемых сейчас вкладышей этим не грешат только внутриканальные Etymotic, да еще в Aiwa попытались бороться с этой напастью, применив своеобразное перенаправление потоков акустического «ветра» (за что, как выяснится позже, и поплатились).

Aiwa

Айва! (http://www.jp.aiwa.com).

Наиболее уязвимый элемент вкладышей – кабель (если, конечно, не варить в кипятке мембрану). Хороший кабель должен быть прочным как на разрыв, так и на усталостный излом, не цеплять на себя (акустически) разного рода шуршания, отлично проводить слабые токи и напряжения. Кабель-шнур, удовлетворяющий перечисленным требованиям, в одиночку будет стоить долларов 10 как минимум. В частности, наушники Cresyn IOps Axe599 JS (~25 USD), судя по всему, обладают шнуром с повышенной прочностью.

И последнее – по технике. Глубина залегания излучающей мембраны – вот камень преткновения. Нетрудно предвидеть, что чем ближе мембрана к барабанной перепонке, тем меньше будет промежуточных трансформаций звука, тем легче изолироваться от внешнего мира, тем проще донести неискаженные басы. Однако здесь кроется архиважная тонкость – АЧХ вкладышей глубокого залегания должна существенно отличаться от нейтрально-прямолинейной. Как именно отличаться? Над этим и бьются исследователи из Etymotic Research, настоятельно рекомендующие смачивать «затычку», впихивать её до самого упора, любовно чистить от постоянно выковыриваемой серы, предварительно консультироваться с ухо-горло-носом, в каком состоянии ушной канал, и что в него влезет...

ETYMOTIC_er6 - сравнение с желаемым частотным откликом

Сравнение с желаемым частотным откликом (непосредственно в ушном канале).

ETYMOTIC_er4 - частотная коррекция

Модели серии ER-4 специально подвергались частотной коррекции.

Думаю, для непрофессионального применения «мембранного» залегания на средне-малой глубине (например, как у Sharp HP-MD33-S) более чем достаточно... Ну, а музыкантам-дирижерам, пожалуй, имеет смысл серьезно присмотреться к продукции Etymotic, начав регулярно промывать уши в целях постепенного привыкания. Кстати, модель ER-6 настолько хорошо изолирует всякую потусторонщину, что можно не услышать приближающийся сзади грохочущий поезд. Так что, граждане хорошие, не катайтесь не велосипедах-роликах-скутерах в «Етимотиках», а то печальный исход гарантируется!

Так, что еще? Ах, ну да! Экзотические, натурально японские Stax имеют оголовье и, на первый взгляд, в нашем тесте им не место. Но у этих «электростатов» имеются конструктивные элементы-вкладыши, доставляющие звук поближе к перепонке. Вообще, наушники электростатического принципа действия, тем более компактные, заслуживают отдельного обстоятельного теста. В комплекте с S-001 MK2 идет свой предусилитель (SRM-001), оформленный в виде отдельной коробочки. Характеристики у данного «переносного» усилителя не самые выдающиеся; впрочем, иного достичь было нелегко – ведь модель разрабатывалась, когда у фирмы еще не было достаточного опыта. Питание от двух пальчиковых батарей (в сумме 3 В) составляет 0.8 Вт. Адаптер и шнуры, как и у всей профессиональной аудиотехники, продаются отдельно. По большому счету, единственное, что удручает, так это жестковатый пластик вкладышей, который «пробивает» мягкий силикон наконечников.


Автор
Сергей Коротков

Комментарии