Действительно многоканальная акустика. Обзор нового Hi-Fi 5.0 комплекта AVE ЕС-401

V_A_N, 

Ищете неординарный звук за скромные деньги? Поступивший недавно в продажу комплект AVE ЕС-401, состоящий из пяти пассивных акустических систем, порадует не только ценой. Кстати, последняя, рекомендованная производителем, составляет 10 390 руб. Неужели наконец-то найдена золотая середина?

В отличие от 5.1 комплекта AVE WF-806, подробно рассмотренного буквально на днях, тестируемый сейчас 5.0 AVE EC-401 привлекает стройностью фронтальных колонок, а также необычностью их конструкции. Сразу же бросается в глаза акустическая линза высокочастотного динамика, расположенного под наклоном (подобный подход получил название omnipolar и активно применяется известной канадской фирмой Mirage). Узкая фронтальная панель и вынесенный вбок басовик дополняют впечатление, интригуя уже не на шутку. Нетривиально выглядят тылы и колонка центрального канала. В общем, любопытная во всех отношениях система, и тем интересней познакомиться с ней поближе.

AVE401 01

Общий вид 5.0 комплекта AVE EC-401

Упаковка и комплектация

Колонки упакованы традиционно для такого типоразмера и цены. Три коробки: фронты в персональных (высота, она же длина – не для каждого багажника), центр и тылы в одной.

В комплекте отсутствуют шипы (в отличие от AVE WF-808), но, похоже, они для 401 особо и не нужны. Акустические кабели следует докупать отдельно. Для тыловых колонок предусмотрен крепёж на стену.

Спецификация

(по сведениям производителя)

 

Фронт

Центр

Тыл

Частотный диапазон, Гц

45–25000*

80–20000*

80­–20000*

Габариты, мм

1125х165х340

140х720х180

310х150х165

Динамики

8”+4х4”+0,8”

2x4”+0,8”

4”+0,8”

Мощность, Вт

110

80

66

Чувствительность дБ

88

86

86

Сопротивление, Ом

4

6

6

* - неравномерность не указана

AVE EC-401 выпускается в трёх вариантах отделки: светлое дерево, тёмное и «классик» (как выяснилось, в первой партии – с зеленоватой гаммой).

Технические решения

Боковым расположением НЧ-динамика нынче удивить трудно. Это уже не роскошь, а насущная необходимость. Ничего не попишешь: пошла повальная мода на «слим»-системы. Стройность и ещё раз стройность. Я бы даже сказал, предельная худоба.

Корпуса фронта AVE EC-401 худышками не назовёшь: их малая ширина компенсируется атлетической глубиной. Рост – волейбольный из супер-лиги (причём явно не либеро). Среднечастотные динамики защищены сетками от когтисто-вездесущих домашних животных и шаловливых детей. «Басовик» предохраняет съёмный гриль из ткани. Плита-основание выполняет в большей степени декоративные функции, порт фазоинвертора выведен сзади. Жёсткость корпуса явно выше средней (очевидно, здесь не обошлось без распорок). Заглушивание производится свёрнутым листом синтетического пористого материала. Очень приятное впечатление произвёл низкочастотный динамик: мудрый диффузор, отличный подвес, большой ход. Верхний СЧ-динамик отличается от двух нижних – похоже, он подбирался специально, чтобы лучше согласовать переход к необычно расположенной «пищалке». ВЧ-динамик имеет купольную мембрану из ткани типа шёлка со специальной пропиткой.

AVE401 02

Фронтальные колонки AVE EC-401 (с отделкой под тёмное дерево)


Как известно из теории акустики, чем уже направленность акустической системы, тем точнее воссоздаются в пространстве стереоэффекты (фактически, виртуальные источники звука), но тем уже зона их максимального восприятия. Разумный компромисс непрост и весьма тонок в плане технической реализации. Чего только конструкторы не пробовали: и рупоры, и группы излучателей. Вариант с акустической линзой (по сути, отражателем) применяется в единичных случаях. Выходит дороговато и, что самое прискорбное, почему-то не всегда получается достойный результат.

В 1971 году Ian Paisley, ныне вице-президент Audio Products International Corp., сконструировал «спикер», который давал идеально ровную (+1/-4 дБ) АЧХ от 30 Гц до 20 кГц. К огромному удивлению, звучание было ужасным. То, что линейность АЧХ характеризует аккуратность воспроизведения – сомнений не вызывало, однако чтобы гарантировать хороший, натуралистичный звук, одной «ровности» явно недостаточно.

Всеобъемлющие исследования (330 акустических систем, 2000 слушателей) привели к ошеломляющему результату. Аудиоэксперты всего мира были просто шокированы. Ранее считалось (и этого мнения многие придерживаются до сих пор), что слушатели имеют множество предпочтений в плане звучания акустических систем. Но оказалось, что 97% слушателей разных возрастов отобрали как наилучшую небольшую группу из колонок, звучащих примерно одинаково. Сие означает, что как бы ни различались музыкальные пристрастия и опыт прослушивания, каждый из нас склонен выбрать некую систему, наиболее близкую к абсолютному идеалу. Не трудно догадаться, что критерием идеала является натуралистичность звучания. Хотя многие люди никогда в жизни не слышали, к примеру, звучание настоящего органа, и им будет трудно правильно сориентироваться. Более того, слух (как и вкус) у людей всё-таки очень сильно различается. У некоторых, вследствие профессиональной деятельности, слух заметно теряет в чувствительности на определённых частотах. Поэтому этим людям захочется более яркого и мощного звучания в соответствующих частотных областях.

Далее исследователями во главе с Ian Paisley было установлено, что на наш выбор влияют прежде всего три объективные характеристики: низкие искажения, широкий диапазон, и… ровный частотный отклик во всех направлениях. Последнее стало настоящим сюрпризом (и, подозреваю, до сих пор является предметом бурных дискуссий).

Последующие исследования показали, что «усреднённое большинство слушателей предпочтёт «объёмность» звучания, раздвигающее границы комнаты (фактически межколоночного «закутка») до реального пространства, в котором записаны музыкальные инструменты». Любопытный момент. Возьмём на заметку. Ясно, что стерео натуралистичного «объёма» не обеспечит.

Исследования, проведённые в живой музыкальной «среде», показали, что примерно 30% слышимых нами звуков составляют прямые волны, тогда как 70% – отражённые (от стен, потолка и т.д.), которые доходят до наших ушей с некоторой задержкой во времени. Человеческий мозг использует прямой звук, чтобы определить месторасположение его источника. Отражённый звук активно используется для выяснения степени музыкальности. Если отражённый звук доходит до ушей с неадекватным содержимым на высоких частотах, то мозг воспринимает такой звук как искусственный, то есть ненатуральный. Сильное утверждение, ничего не скажешь. Понятно, что без звукового процессора, вооружённого микрофоном, акустическая система сама никогда не узнает, что и как ей правильно излучать в конкретном помещении.

Существующие стандартные измерения параметров акустических систем в 70% (и более) основаны на прямом звуке, то есть всё наоборот по отношению к человеческому восприятию музыки на слух. А вот это уже серьёзно.

Так или иначе, но Ian Paisley уповает на равномерное (точнее, профилированное) распространение звука во всех направлениях и успешно продвигает свою технологию omnipolar. Теперь не только ВЧ-динамики, но и среднечастотные снабжаются акустическими линзами.

AVE401 12

State of the art (разумеется, стоит очень дорого)

Вместе с тем, при расстановке акустических систем даже с ненаправленными излучателями необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, удаление слушателя в идеале (для стерео!) составляет полторы базы между фронтальными колонками. В-вторых, колонка должна размещаться на расстоянии двух футов (около 60 см) от стены. При этом место прослушивания не должно находиться на равном удалении от противоположных стен. Смещение на один фут уже спасительно. В-третьих, якобы разумно соблюдать правило «третей». Для этого надо мысленно разделить комнату на три части. В первой трети должны находиться колонки, во второй – слушатель, а третья часть, которая позади слушателя, должна оставаться свободной. Ну, это для стерео. А для «многоканала»? Боюсь, без экспериментов здесь не обойтись.

Чтобы по вине акустического отражателя не получилось провала на высоких частотах, пищалку надо настроить соответствующим образом, сконструировав мудрый фильтр. В этом и заключается вся тонкость ноу-хау. Правильное профилирование линзы и её наклона тоже немаловажно.

AVE401 04

ВЧ- и СЧ-динамики фронта AVE EC-401

Центральная колонка удивляет своей шириной. 72 сантиметра! Очевидно, теперь это входит в моду. Правда, телевизор, даже с жидкокристаллическим экраном, всё равно на нашу колонку не поставишь – глубина маловата. Кстати, все динамики центра AVE EC-401 имеют магнитную экранировку, посему на телевизор с электронно-лучевой трубкой центральную колонку AVE EC-401 можно класть без каких-либо опасений. Главное, чтобы у телевизора была достаточная по размерам горизонтальная площадка.

AVE401 03

Колонка центрального канала AVE EC-401

Тыловые колонки примечательны тем, что высокочастотный динамик располагается ниже СЧ/НЧ-головки. А вот это грамотно! Полипропиленовый диффузор СЧ/НЧ динамика ничем не прикрыт. Нежная ткань «пищалки» защищена металлическим мелкоячеистым «дуршлагом». Корпус акустической системы имеет небольшую глубину: очевидно, расчёт на значимую басовую поддержку не делался. Фазоинвертор отсутствует, и в этом есть свой резон. Когда в одном сравнительно небольшом помещении будут работать колонки с разными частотами настройки ФИ, то не исключены неприятные «накладки». ВЧ-динамик (его обслуживает фильтр первого порядка) с тканевым куполом, как и у фронта с центром.

AVE401 05

Колонки «тыла» AVE EC-401

Кросс-фильтр фронта смонтирован на обратной стороне клеммника, как у порядочных «хай-фай» акустических систем. К каждому динамику (а их у фронтальной колонки всего пять) идёт своя пара не тонких проводов – хороший признак. Три катушки, две из которых – с воздушным сердечником, и пять конденсаторов (малюсенький спрятался между катушками). Катушки по-хайфайному установлены перпендикулярно друг другу, так взаимное влияние меньше. Судя по всему, система как минимум трёхполосная, а отдельные фильтры – второго порядка, то есть с крутизной -12 дБ на октаву. Единственное, что можно поменять в целях улучшения воспроизведения стереоэффектов, так это конденсатор фильтра «пищалки», подобрав «плёночную» пару с разбросом номинала менее 1%. Реализовано небутафорское подключение по Bi-Wiring.

AVE401 06

Кросс-фильтр фронта AVE EC-401


Автор
V_A_N

Комментарии